Здорово, молодец! На дудуке проще принято эту вещь играть от ноты ля, то есть 1 палец (на дудуке A ля=фа #). Так меньше полутонов приходится брать. :-) Кроме того принято записывать ноты для дудука не в настоящей тональности, а транспонируя (6 дырок = до).
Спасибо большое за дополнения! Этого-то я как раз пока и не осознала. У меня дудук си-бемоль, то есть такой же, как у того, кто играет в этом клипе. Ноты я по привычке написала скрипичные, где, как известно, как слышится - так и пишется. У меня начинается с соль и два пальца под ним озанчают, что один палец сверху, а другой на нижней дырочке. Наверное, я неправильно обозначила, и это должно быть 1 - так как нижняя дырочка итак практически всегда закрыта и её не считают? И у меня там всё получается очень удобно, единственный полутон - самый простой, приоткрывание большим пальцем нижнего отверстия. И можно сверху играть только 6-ью пальцами, так как две нижние ноты не используются.
Тогда всё-таки в какую тональность (сейчас это до-минор) нужно транспонировать эти ноты для дудука? На секунду выше или ниже? 6 дырок =до - вы имели ввиду 6 верхних дырок? У меня это как раз звучит как традиционное до, а для дудука как должно называться? Объясните, пожалуйста, тогда я смогу все сделать правильно :-)
Тогда все точно - я сдуру подумал, что 2 пальца - это два сверху (+большой снизу). Дудуковое "До" - это 6 дырок сверху. Если дудук си бемоль, то это нота должна быть си бемоль "в реале". Если 6 дырок = до, то это дудук до.
Понятно, я запуталась в собственных обозначениях :-) У меня пять верхних и одна нпжняя дают реальное до. Но покоя мне не даёт то, что "дудук - транспонирующий инструмент и звучит на полутон ниже написанного" (фраза из скана книги про балабан-дудук). Значит тональность нот должна быть до-диез минор... Но по таким нотам, мне кажется, играть жутко неудобно.
Но если сделать так, как Вы говорите, и шесть верхних принять за до (а у меня это си-бемоль), то нужно всё транспонировать на тон вверх и это будет ре минор, что выглядит уже гораздо спокойнее и в натуральном виде (без транспонирования) подходит для исполнения на до-дудуке. Таким образом, получается, что все ноты для дудука пишутся как будто для до-дудука, а играют их дальше каждый в тональности своего дудука, транспонируя необходимым образом?
Comments 5
Reply
Тогда всё-таки в какую тональность (сейчас это до-минор) нужно транспонировать эти ноты для дудука? На секунду выше или ниже? 6 дырок =до - вы имели ввиду 6 верхних дырок? У меня это как раз звучит как традиционное до, а для дудука как должно называться?
Объясните, пожалуйста, тогда я смогу все сделать правильно :-)
Reply
Reply
Но если сделать так, как Вы говорите, и шесть верхних принять за до (а у меня это си-бемоль), то нужно всё транспонировать на тон вверх и это будет ре минор, что выглядит уже гораздо спокойнее и в натуральном виде (без транспонирования) подходит для исполнения на до-дудуке. Таким образом, получается, что все ноты для дудука пишутся как будто для до-дудука, а играют их дальше каждый в тональности своего дудука, транспонируя необходимым образом?
Reply
Leave a comment