Воспоминание о будущем - Даниэль Штейбельт..

Oct 29, 2006 00:49

Ровно неделю назад, 22 октября, был День рождения у одного почти совсем забытого, но очень колоритного, если не сказать скандального персонажа из той, еще первой, волны виртуозов только-только начинавшего завоевывать тогда мир нового чудо-инструмента - фортепиано.. В этот день в Берлине родился Даниэль Готлиб Штейбельт (Steibelt, Daniel Gottlieb)... Вот и повод, наконец-то поговорить о нем...

Что же о Штейбельте обычно помнят (если, конечно вспомнят)?


Почти каждый считает необходимым подчеркнуть, что у него был скверный, тщеславный и заносчивый характер.. Обязательно со злорадством припоминают его музыкальную "дуэль" с Бетховеном, в которой Штейбельт был с позором посрамлен (а, положа руку на сердце, просто обижен не менее эксцентричным собратом).. С презрением говорят о его пристрастии в сочинениях к внешним эффектам, включая сюда и чрезмерное злоупотребление приемом "тремоло", чуть ли не им же и изобретенным.. Всех веселит, что в своих турне по Европе Штейбельт включал номера, названные им "Вакханалиями", в коих выступал дуэтом с женой, подыгрывающей ему на тамбурине, что вызывало неимоверный ажиотаж и необычный коммерческий успех, складывающийся, ко всему прочему, и из продажи тамбуринов жаждавшим экзотики светским дамам.. К этому присовокупляют и уж совсем неблаговидные его поступки, как то: укрывательство от кредиторов; продажа одного и того же произведения разным издателям; выступления перед родной германской публикой в образе иноязычного иностранца; а то и вовсе обвиняют в клептомании.. Такие эпитеты, как "шарлатан", "жульничество", "обманщик" (Г.Шонберг), "делец от искусства" (А.Алексеев) без обиняков сопровождают рассказы о нем, а музыка его характеризуется, как "неглубокая по содержанию" (В.Музалевский), "отличающаяся убожеством замысла, бедностью и банальностью.." (А.Альшванг)...

Мда.. После такой "арт"-подготовки остается только поскорее захлопнуть эту никчемную страницу истории и бежать от сего скопища пороков и очевидной бездарности без оглядки.. Что, собственно, многие поколения исполнителей и историков, по всей видимости, с успехом и проделывали...

Разве что любопытства-ради ознакомиться с музыкой этого эксцентричного чудака.. Но как это сделать, если она не издается и практически не исполняется... По-счастью, в нотном отделе РГБ (куда, кстати сказать, всем желающим открыт свободный доступ) оказалось достаточно много нот Штейбельта, разумеется, еще прижизненных его изданий.. Многочисленные сонаты, концерты, рондо, вариации, фантазии..

Первым в руки попался французский сборник конца 18 века.. Заключительный выпуск многотомного издания под общим заголовком "Les Clavecinistes (de 1630 a 1790)". Кстати, достаточно любопытна сама подборка включенных в этот томик композиторов, считавшихся современниками выдающимися клавесинистами:
Клементи - Гайдн - Кирнбергер - Моцарт - Дусик - Кожелух - Хюльмандель - Штейбельт - Крамер.
Многих ли из них мы слушаем и играем сейчас? А между тем, прекрасная музыка все, уверяю вас... Замечу, что Штейбельт попал в эту солидную компанию совсем начинающим "клавесинистом" еще - представлен сонатой, сочиненной в 1787-м году, т.е. в 22 года (кстати, Крамер там и вовсе 18-летний..). Завидный, надо сказать, пример внимания издателя к молодым современным авторам, и явный показатель яркого дарования и заслуженной уже репутации их..

Но, впрочем, пора бы уже, наверное, и собственно с музыкой Штейбельта ознакомиться... Наверняка, что-нибудь пустое пассажно-виртуозное, "Пуч-пуч-пуч!", как говаривал о подобном Бетховен..
Но весь скепсис и "верблюжья" моя снисходительность улетучились при первом же прикосновении к клавишам.. Как выразился на форуме Classicalmusicguide один американец, описывая свои впечатления от впервые услышанной музыки Штейбельта, - "that caught my ears immediately".. Вот и мои "ушки тотчас же оказались на макушке":)).. Это был какой-то сплошной полноводный медоточивый поток звуков, ласкающий и очаровывающий.. Да, там не было натужных раздумий или душераздирающих стенаний, но зато была какая-то потрясающая свобода "плавания", широта дыхания и уверенность в своих творческих силах.. И главное, это была совсем другая музыка уже.., все эти детские костюмчики классической сонаты начинали трещать по швам, да и сам язык был уже другим совсем, более интимно-душевным, склонным к романсовым излияниям.. Тут во всем предощущался уже дух романтизма.. Т.е. уж для 1787 года это точно было зарождением совершенно нового ручейка еще, но уже убегающего от общепринятого старого русла.. Многое новое там формировалось, чему в дальнейшем суждено было перерасти в поглотивший все новый мейнстримный поток..

Да, хватает у него и вещей проходных, сделанных на потребу моде, всякие там "Дансомании", Рондо и варьированные арии, но есть и поистине вдохновенные сочинения, обходя которые стороной, мы просто обкрадываем сами себя..
Особенно обратили на себя внимание два его фортепианных концерта, последних, по всей видимости, 6-й и 7-й.. Чудесные вдохновенные темы, неподдельный драматизм вполне могли бы сделать их популярными и в наши дни.. И в каждом из них есть совершенно поразительные по красоте абсолютно Шопеновские обороты. А Шопену, между тем, в год написания этих концертов - 1816, было всего шесть лет.. И на такого рода музыке он как раз рос и воспитывался, тем более, что жили они со Штейбельтом в одной стране тогда - в России..
К сожалению, по причине отсутствия у меня записей исполнения этих концертов (а, скорее всего, и вообще их несуществования пока еще) , могу, для иллюстрации сказанного выложить лишь нотные фрагменты соответствующих мест.. Попозже..

Кстати, в связи с последними концертами Штейбельта есть у меня некоторые предположения.. Дело в том, что у Гроува говорится еще и о неком 8-м фортепианном концерте Штейбельта, исполнявшемся, но неопубликованном, в финале которого помимо оркестра и солиста звучит еще и хор, что наводит на мысль о предвосхищении 9-й симфонии Бетховена.. Между тем никакой другой информации (кроме явно заимствованной у того же Гроува) о наличии 8-го концерта у Штейбельта мне обнаружить не удалось.. Но зато обратил внимание на необычный состав исполнителей финала 7-го его концерта, где, помимо симфонического оркестра Штейбельт вводит еще и военный духовой, между которыми устраивает переклички, переплетая их с игрой солиста.. (Кстати, очень бы хотелось услышать, как же все-таки это все вместе звучит!:).. Вот и подумалось, а не могла ли информация о таком экстравагантном финале 7-го концерта через цепочку слухов и неверных переводов привести к возникновению некоего "хорового сопровождения" вместо "духового оркестра", а тем самым и "появлению" целого нового 8-го концерта... Хотя, это лишь мое предположение только..

... Продолжение следует:)...

steibelt, by sagittario

Previous post Next post
Up