Музыка барокко

Feb 13, 2006 16:03

В своей книге (с.230-231) "Музыкальный запас. 70-е. Проблемы. Портреты. Случаи." Татьяна Чередниченко писала: "Множащиеся в последнее двадцатилетие ансамбли старинной музыки черпают репертуар в запасниках XVII и XVIII веков, не чураясь самых малоизвестных авторов. Дело в том, что на нынешнем рынке важны не произведения как таковые, а престижный и комфортный звуковой фон, который и найден в ансамблевой музыке барокко. Она отличается тем, что музыковеды называют многоуровневой регулярностью масштабно-тематических структур: равномерный (биологически нормальный) пульс бьется не только на уровне долей такта, но и тактовых групп, разделов формы и даже частей композиции. Он завуалирован (и в то же время подчеркнут) разнообразием мелодической пластики, полифонической фактуры, но не заслонен такими сильнодействующими эффектами, как, например, динамические нарастания громкости (их эпоха барокко не знала). Поэтому форма никуда открыто и настойчиво не "зовет", не держит восприятие (современное) в напряжении, не заставляет за собой неотрывно следить. Высококлассно, приятно, ни к чему не обязывает - нынешние императивы качества (если даже не смысла) жизни."

Почему, Вы, дорогие сообщники, слушаете музыку барокко?

UPD1: Ругаться совершенно не обязательно. Ругать Т.Ч. - бессмысленно. Закройте глаза на провокативность цитаты и попытайтесь ответить на вопрос: Почему я слушаю музыку барокко?

UPD2:(добавлены обрамляющие абзацы)
Верхний абзац>
"Как композитор церковный, Бах тщательно следовал существовавшим в его время правилам. Знатоки его творчества в начале XX века в один голос утверждали (тогда подобные констатации требовали пафоса, поскольку в концертном репертуаре, кроме сочинений Баха и Вивальди, практически ничего из наследия барокко не фигурировало): "Находки Баха были отысканы за столетие до него"; "По форме его произведения не отличаются от сотен других <...> написанных тогда и давно забытых".
Забытое вспомнилось.
Нижний абзац>
"Но - вот парадокс! И в этой стирающей ценностные различия ситуации даже неквалифицированный слушатель способен отличить Баха от его предшественников и современников. Внутри заданной прикладными жанрами формальной неотличимости от сотен других авторов, выходит, каким-то образом таится свободная оригинальность. Получается, что можно быть оригинальным и при этом отнюдь не быть новым; можно быть свободным, но при этом вовсе не "творцом истории". Как понять эту, на прогрессивный взгляд, несообразность?"

UPD3: Трудно объяснить, правда? Найдут новую старую музыку или исполнят по-новому то, что уже было исполнено, нам ведь это только на руку, верно? С живым интересом или с познавательной целью мы будем слушать барочную музыку. Мы вслушаемся, мы разберемся. Пусть композиторы будут второго или третьего плана, но как много они написали красивой и просто приятной музыки. Может быть для нас они выйдут на первый.
Читайте, читайте Татьяну Чередниченко. Она учитель для всех нас, как говаривал Лаплас об Эйлере.

UPD4: Кажется, только один или два человека действительно попытались ответить на вопрос. Большинство сочло себя оскорбленными в лучших чувствах, хотя приведенный отрывок характерен неличным, отстраненным отношением к предмету. Отношением ученого, одинаково внимательно анализирующего и структуру такта и исторические, культурные механизмы. Конечно, не всем нравится быть неупоминаемыми винтиками этого механизма. Но не кажется ли вам просто (восхитительно?) странной сама наша любовь к музыке барокко? Музыке, очень часто, заказной и служебной, совершенно не предназначенной композиторами для того, чтобы мы с вами её услышали. Какими путями мы приходим к тому, чтобы слушать и любить барочную музыку? Чего нам не хватает в другой музыке? (в жизни?) Похоже ли это на интерес к экзотике, когда человек, далекий от лингвистики, начинает учить китайский язык не зная ни одного европейского языка?

SP: Корабль рассуждений Т.Ч. идет настолько мощно, что восприятию, обманутому узостью цитаты, кажется, что памятники барокко шатаются и вот-вот будут сброшены с корабля. Но их даже нет на корабле. Они стоят великие на берегу, а корабль идет своим курсом. (Т.Ч. в приведенном отрывке прослеживает логику исполнителя конъюнктурщика с его желанием быть на гребне новых влияний. Таков их расчет. Но есть мы. Есть музыка.)
Друзья! Извините меня за невольную провокацию. Сообщество живо, но мне лично напоминает комнату в которой меняют инструменты: - Ножницы "Джони Д"! - Почти новый зажим! - Пила! Срочно требуется пила! А чем люди там, у себя в комнатах, занимаются, над чем работают, что они с полученным делают - непонятно. Наверно стоило бы поделиться радостью, сомнениями, открытиями, ммм? Или у вас есть где и с кем?
Previous post Next post
Up