Позиция для публикации

Nov 25, 2010 00:58

Часто так бывает, что готовая задача допускает разные начальные позиции. Её можно зеркально отразить (почти всегда, если в процессе решения нет рокировки), часто можно сдвинуть или даже повернуть. Каким образом композиторы выбирают вариант для публикации ( Read more... )

мнение, вопросы

Leave a comment

Comments 17

(The comment has been removed)

Re: Поправка к тексту vt November 25 2010, 16:04:39 UTC
можно исправить все ошибки и запостить заново. а старый пост - удалить.

Reply


(The comment has been removed)

yacpdb November 25 2010, 17:50:54 UTC
А есть в электронном виде эта статья Кофмана?

Reply

vt November 25 2010, 18:09:13 UTC
yacpdb November 25 2010, 18:56:26 UTC
Ага, спасибо.

Reply


aistchess November 25 2010, 18:05:34 UTC
Мне не раз приходилось слышать между признанными мастерами шахматной композиции такие диалоги. Один спрашивает, почему та или иная фигура стоит здесь? А другой отвечает типа того, что куда-то же ее нужно было поставить. То есть, иногда в принципе неважно, где стоит та или иная фигура. Хотя вроде бы есть правило расставлять их по краям доски, чтобы позиция выглядела легкой для восприятия. Но это дело, дело расстановки фигур на доске, наверное, не такое пустяковое, чтобы им можно было всегда пренебрегать. Например, Р. Кофман посвятил этой проблеме статью "Эстетика начальной позиции задачи" ( "Шахматы в СССР", 1973) Она перепечатана в книге избранных композиций А. Попандопуло, А. Домбровскиса, Р. Кофмана. Ал. Кузнецова и А.Грина в 1985году. Издательство "ФиС". Он не рекомендует располагать много фигур вокруг черного короля, не допускать "цепочек" вокруг него же и стараться использовать для задачи поменьше фигур. А вот, что касается расположения фигур на черных полях, то… В своей книге « 1000 приключений на шахматной доске» (издательство ( ... )

Reply

yacpdb November 25 2010, 18:55:50 UTC
>Он считает, что возможно К, Мэнсфилд ошибся, когда поставил фигуры на черные поля.
Наоборот, там: "Возможно, Мэнсфилд,стремясь расположить большинство фигур на полях белого цвета (так диаграмма смотрится лучше), допустил небольшую промашку."

Mansfield, Comins
Die Schwalbe, 1956
1st Prize


... )

Reply

avanta64 November 26 2010, 07:58:30 UTC
Впервые я познакомился с этой задачей К.Мэнсфилда ещё в юности, к тому времени уже имел понятие про "Лойдовский орган". Все пробные игры здесь на поверхности: 1.f3,f4,g3,g4 (слева-направо, снизу-вверх)). Именно в такой последовательности я и начал их проверять. Помню чувство досады, которое я испытал от того, что первый же ход оказался решением! Скорее всего именно это имел ввиду Р.Кофман: если бы пешки f2,g2 располагались на b2,c2, то и последовательность попыток решения была бы иная (1.b3,b4,c3,c4).

Reply

yacpdb November 26 2010, 08:04:22 UTC
Совершенно верно, там дальше именно так и разъясняется. Только не Кофман, а Владимиров ("1000 приключений на шахматной доске").

Reply


avanta64 November 25 2010, 18:40:32 UTC
Чаще всего окончательную редакцию задачи "выстраиваю" по принципу "большинство фигур на белых клетках". Так меня учили старшие товарищи-композиторы (я бы даже сказал "поучали"), иное считалось у них дурным тоном. Эта фобия имела практическую основу: на чёрных клетках фигуры "терялись" или "перекрашивались" при перепечатках (об этом я уже писал). Сейчас это скорее сила привычки, которая в последнее время заметно ослабела.
Вот ещё некоторые принципы, которых придерживаюсь: располагать фигуры ближе к краю доски (исключение: не должно быть фигур "на отшибе"), меньше длинных цепочек фигур, равномерное заполнение доски (это дело вкуса).

Reply


aistchess November 25 2010, 18:41:28 UTC
Мы говорим сейчас о задачах, к которым, как известно, требования естественной начальной позиции не столь суровые,как к этюдам.Чтобы этюд представлял собой "сечение практической парти" (кажется так В. Якимчик сказал) по возможности черный король должен дислоцироваться на своей половинке доски, а белый -- на своей. Если наоборот, то возникает вопрос, как получилась такая позиция? А вот насколько хорошо смотрятся в начальной позиции этюда белые пешки d2 и е2, как и черные d7 и е7? Может быть,есть смысл по возможности передвигать их хотя бы на одну клеточку вперед? Если исходить из того, что все дебюты начинаются с движения ферзевой или королевской пешки, то такая позиция смотрится неестественной. Или это неважно?

Reply


Leave a comment

Up