нацпарки и заповедники опять под угрозой

Dec 03, 2018 20:40


Здравствуйте, коллеги!

В настоящее время готовятся поправки в закон "Об особо охраняемых природных территориях", которые разрешат аренду заповедников (!) и прокладку дорог, нефте- и газопроводов  через нацпарки. Не вызывает сомнения, что принятие данных поправок ставит под сомнение само существование российских заповедников как уникальной категории ООПТ, повлечет за собой деградацию территорий практически всех национальных парков.

Подробнее:
4 ноября 2008 года Государственной Думой принят в первом чтении законопроект   97705-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и некоторые законодательные акты Российской Федерации".
К этому законопроекту и готовятся данные поправки.
Так в закон предлагается внести норму, согласно которой федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся государственные природные биосферные заповедники, могут принимать решения о выделении биосферных полигонов также в границах существующих государственных природных заповедников при условии их последующего включения в установленном порядке в международную систему биосферных резерватов;
Также предлагается дополнить статью 10 пунктом 4, согласно которому в целях организации деятельности, соответствующей режиму особой охраны территории биосферного полигона, земельные участки в его границах могут предоставляться гражданам, юридическим лицам в аренду.
Фактически это означает, что по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти любая часть заповедника (в том числе - включающая наиболее ценные  природные комплексы и объекты) может быть объявлена биосферным полигоном и сдана в аренду. При этом, режим биосферного полигона законом не определяется, в связи с чем на нем может быть реализована  практически любая хозяйственная деятельность.

Не менее тяжелые последствия может повлечь принятие поправок к статье 15:
"В исключительных случаях по решению Правительства Российской Федерации на территории  национальных парков может быть разрешено строительство и реконструкция линейных коммуникаций, не связанных с функционированием национальных парков или населенных пунктов, расположенных в границах их
территорий".

Принятие данного пункта означает, что по любой территории национального парка (в том числе - по его заповедной зоне) может быть проложены линейные сооружения. Поскольку в первую очередь эта ситуация может касаться магистральных нефте-и газопроводов, федеральных автомобильных и железных дорог, строительство которых всегда связано с фрагментацией и разрушением природных комплексов на значительных площадях, принятие данной поправки может повлечь за собой деградацию территорий практически всех национальных парков.

Данные поправки готовятся в большой спешке и в большой тайне. Ожидается, что 4 декабря они будут вынесены в Госдуме на второе чтение.
К сожалению, времени осталось очень мало, и широкую кампанию по сбору подписей мы организовать уже не успеем.
Самым эффективным в данной ситуации будет заваливание факсами председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Комаровой Наталье Владимировке.

Я ВАС УМОЛЯЮ ОТПРАВИТЬ ЗАВТРА, 3 ДЕКАБРЯ, ИЛИ В КРАЙНЕМ СЛУЧАЕ
ПОСЛЕЗАВТРА, 4-ГО С УТРА, ФАКС КОМАРОВОЙ ОТ ИМЕНИ ВАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ ОТ ВАС ЛИЧНО. ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО.

Как отправите, дайте, пожалуйста, знать - по мылу или смской.

Номер факса: 8(495)692-49-63.

Рыба обращения прилагается ниже.

Более подробная информация:
http://www.greenpeace.org/russia/ru/press/releases/2765193

Нина Нестерова, член ДОП МГУ - координатора ДДОП по горячим кампаниям.
89261739952

Рыба обращения:

Председателю Комитета по природным ресурсам,

природопользованию и экологии

Государственной Думы Федерального Собрания

Российской Федерации

Н.В.Комаровой

Уважаемая Наталья Владимировна!

Как нам стало известно в настоящее время готовятся поправки к  законопроекту   97705-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"  и некоторые законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной  Думой в первом чтении.

Поддерживая в целом модернизацию Федерального закона "Об особо охраняемых  природных территориях", мы считаем необходимым сообщить, что принятие некоторых  положений  указанных поправок могут серьезно ослабить законодательную защиту особо охраняемых природных  территорий и повлечь за собой разрушение охраняемых природных комплексов.

Так, в статью 10 предлагается внести норму, согласно которой федеральные  органы исполнительной власти, в ведении которых находятся государственные природные биосферные заповедники, могут принимать решения о выделении биосферных полигонов также в границах существующих государственных природных заповедников при условии их последующего включения в  установленном порядке в международную систему биосферных резерватов;

Также предлагается дополнить статью 10 пунктом 4, согласно которому в целях организации деятельности, соответствующей режиму особой охраны территории биосферного полигона, земельные участки в его границах могут предоставляться гражданам, юридическим лицам в   аренду.

Фактически это означает, что по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти любая часть заповедника (в том числе - включающая наиболее ценные  природные комплексы и объекты) может быть объявлена биосферным полигоном и сдана в аренду. При этом, режим биосферного полигона законом не определяется, в связи с чем на нем может быть реализована  практически любая хозяйственная деятельность.

Реализация этого положения может не только привести к разрушению природных комплексов и объектов, но и ставит под сомнение само существование российских заповедников как  уникальной категории ООПТ.

Не менее тяжелые последствия может повлечь принятие поправок к статье 15:

"В исключительных случаях по решению Правительства Российской Федерации на территории  национальных парков может быть разрешено строительство и реконструкция  линейных коммуникаций, не  связанных с функционированием национальных парков или населенных пунктов, расположенных в границах их  территорий;".

Принятие данного пункта означает, что по любой территории национального парка (в том  числе - по его заповедной зоне) может быть проложены линейные сооружения. Поскольку в первую очередь эта ситуация может касаться магистральных нефте- и газопроводов, федеральных автомобильных и железных дорог, строительство которых всегда  связано с фрагментацией и разрушением природных комплексов на значительных площадях, принятие  данной поправки может повлечь за собой деградацию территорий практически всех национальных парков.

Для примера, можно привести планы нефтяной компании "Юкос" по  строительству нефтепровода от Ковыктинского месторождения  в Китай через территорию Тункинского  национального парка. ТЭО данного нефтепровода получило отрицательное заключение государственной экологической экспертизы именно на основании того, что это строительство прямо нарушало действующее на тот момент законодательство.

В случае принятия указанных поправок правовых оснований не допустить  реализации подобных проектов не будет.

Следует отметить, что многие российские заповедники и национальные парки  подпадают под действие различных международных конвенций и соглашений (в первую очередь -  Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, Рамсарской конвенции). Принятие  указанных поправок и последующее за ними вовлечение территорий заповедников и национальных  парков повлечет за собой нарушение обязательств Российской Стороны, вытекающих из этих международных правовых актов, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 15)  являются неотъемлдемой частью ее правовой системы.

Это также отрицательно скажется на имидже России как государства, законодательно допускающего разрушение объектов мирового наследия.

К сожалению, мы должны констатировать, что в последние годы  законодательная защита уникальных ООПТ России неуклонно снижается. Для примера можно привести норму о допустимости строительства спортивных  объектов, а также объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в национальных парках, внесенную в Закон об ООПТ Федеральным законом "О введение в действие Лесного кодекса" 201-ФЗ.

Признавая, что возможно данное изменение было оправдано обеспечением  подготовки к зимним олимпийским играм 2014 года в Сочи, однако нельзя не отметить, что оно ставит под угрозу разрушение природные комплексы всех национальных парков России.

Приведенные изменения открывают возможность для еще более сильного  антропогенного воздействия не только на национальные парки, но и на государственные природные  заповедники, которые до сих пор являлись одной из наиболее строго охраняемых видов особо охраняемых  природных территорий в мире.

Учитывая изложенное, просим Вас отклонить поправки к законопроекту 97705-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" в указанной  редакции.

С уважением,

Имярек, организация

Previous post Next post
Up