Одно из последних интервью Александра Татарского
В воскресенье ушел из жизни российский режиссер-мультипликатор АЛЕКСАНДР ТАТАРСКИЙ, автор известных и любимых всеми мультфильмов «Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег», «Обратная сторона Луны», «Следствие ведут Колобки». О судьбе рисованной анимации в эпоху 3D-мультфильмов он рассказал корреспонденту РБК daily Алисе Курманаевой.
- Почему сейчас наблюдается такой бум 3D-анимации?
- Есть несколько причин, одна из них - мода. Законодателем моды в анимации всегда была студия Walt Disney. В конце 90-х она выпустила ряд неудачных рисованных мультфильмов и одновременно несколько успешных картин в формате 3D. Сделала она это не своими руками, а силами студии Pixar, которую впоследствии Walt Disney и купила. И то, что сделала Pixar, оказалось значительно более удачным в прокате. Это и создало моду на 3D. Но дело было не только в новой для зрителя технологии, а в том, что у Pixar в этот момент сценаристы и режиссеры были покруче.
- Значит ли это, что со временем 3D вытеснит рисованные мультфильмы?
- У рисованных мультфильмов очень хорошее будущее, они никуда не денутся! В искусстве вообще не бывает «главных» технологий, и проза не главнее поэзии, а графика или скульптура не вытесняются живописью! Успех рисованного мультфильма полностью зависит от таланта художников. А в 3D очень силен технический компонент. Это у нас в стране 3D-мультфильмы делать пока дороже, чем рисованные, но в мире их производство стоит столько же или дешевле. Все это способствует развитию 3D-анимации. Но я убежден, что в конце концов будет всплеск интереса и к ручной, рисованной анимации. Она будет цениться, как ценится, например, живопись. Насколько мне известно, в Америке уже вырос спрос на качественную рисованную мультипликацию.
- Дорого ли стоит сделать мультфильм?
- Это самое дорогое, что есть в кинопроизводстве. В России десятиминутный мультфильм стоит как недорогой полнометражный игровой фильм. И производство его длится долго, в то время как игровое кино снимают иногда полгода. Цена анимационной картины в Америке не опускается ниже 30-40 млн долл. В Европе минимальный бюджет - 9-10 млн евро. И технология не является решающей в вопросах цены. Бюджеты зависят от сложности сценария, количества персонажей, множества других факторов, и в меньшей степени от технологии (рисованная, 3D, пластилин и т.д.).
- В связи с чем в широкий прокат так редко выходят российские мультфильмы? И почему среди них нет картин в формате 3D?
- Мы не сопоставимы с большими анимационными державами. Хотя могли бы, потому что у нас много хороших художников. Но в России эта индустрия из-за просчетов, которые были сделаны как государством, так и студиями, только становится на ноги. Сейчас в производстве находится не менее десяти полнометражных анимационных лент, большинство из которых снимается в формате 3D. Но из-за того, что за дело часто берутся люди, не имеющие никакого кинематографического опыта, результат, боюсь, будет соответствующим.
- То есть не хватает профессионалов?
- Не хватает профессионалов на все ключевые позиции, начиная с талантливых продюсеров. Как могут люди, ни разу в жизни не сделавшие успешного мультфильма длиной в 10 минут, сразу снимать полнометражные ленты? Я, например, много лет уже слышу о том, что «скоро» выпустят мультфильм «Кракатук». Насколько я знаю, этот проект затеяли амбициозные - и в этом нет ничего плохого! - компьютерные художники, но их беда в том, что нет у них серьезного опыта в анимации… Поначалу они решили обойтись вообще без режиссера! А когда увидели результат, пригласили зачем-то человека из игрового кино.
Или, например, мультфильмы «Алеша Попович» или «Добрыня Никитич». Они сделаны немыслимо быстро - за год. Для сравнения: на студии Walt Disney до выхода мультфильма в прокат проходит пять лет! Кроме того, у этих мультфильмов очень маленький бюджет. Но чудес не бывает - все и нарисовано на уровне корейского сериала, но никак не «полного метра» для кинотеатров. Про «Князя Владимира» или «Незнайку» могу лишь сказать, что это творческий провал в особо крупных размерах!
Еще одна беда - слабые сценаристы. Посмотрите на американцев - уж они-то вкладывают в анимацию огромные деньги, ищут лучших сценаристов и режиссеров, и то у них не всегда получается. У нас же таких сил и денег пока нет.
- Может ли производство мультфильмов в России при таком раскладе стать прибыльным?
- Анимация в России может стать прибыльной, ведь во всем мире она приносит гигантские деньги. Произойдет следующее: путем естественного отбора, со временем, будут все же появляться хорошие фильмы. В этом-то я уверен! Но мы должны помнить, что существует зритель. Если мы делаем «полный метр», мы хотим полный зал, кассу. Зритель сегодня пока еще очень патриотично настроен и с большим интересом готов пойти на российский мультфильм. Но придя в кинотеатр он, скорее всего, получит не то, что ожидает, хотя заплатит за билет те же деньги, что и за просмотр очень успешного «Рататуя». И не каждый зритель в следующий раз пойдет на российский мультфильм. Значит, если кто-то и сделает потом хороший отечественный мультфильм, то он может сильно потерять от того, что по опыту просмотра предыдущих работ, зритель будет относиться с новому фильму с недоверием.
- А чем сейчас занимается ваша студия «Пилот»?
- Помимо главного проекта, огромного цикла фильмов «Гора самоцветов» - это самый крупный анимационный проект в истории СССР и России - мы приступили к съемкам «пилотного» ролика полнометражного фильма. Он называется «Сумасшедшие волосы», по жанру это будет комический детектив. Сейчас у нас уже готовы эскизы, и мы с партнерами заняты поиском заинтересованных инвесторов. Но, чтобы наш фильм, да и любой другой отечественный, окупился, нужно выйти на зарубежный рынок. Емкости внутреннего рынка пока в любом случае не хватает. И «прокатиться» там, пусть даже плохо, крайне необходимо, потому что «плохой» зарубежный прокат может быть в разы больше, чем наш «хороший»! Мы не обещаем победить «Шрека», но у нас многолетний и успешный опыт работы и огромное желание доказать, что сегодня в России можно сделать полнометражный мультфильм, за который потом не придется краснеть…