ЗМЕЙ (ЗЕЛЕНЫЙ, ОГНЕННЫЙ, ГОРЫНЫЧ, ТУГАРИН...) - существо, по сути дракон, который широко использовался древними сарматскими племенами как гужевой транспорт.
По дошедшим до нас свидетельствам, эти разумные существа были очень падкими до женского пола и всяких иных удовольствий, что позволило сарматским амазонкам с помощью "огненной воды" и ласк быстро найти с ними общий язык. Драконьи (змеиные) слабости и вкусовые предпочтения нашли отражение в их именах: ОГНЕННЫЕ, как правило, одноголовые, пили исключительно "воду огненную" и рождали огонь из пастей своих, так как их дух (дыхание) легко воспламенялся (этим приемом в наше время повсеместно пользуются фокусники и факиры);
ЗЕЛЕНЫЕ, двухголовые, тоже "огнену воду любяши", но "особо охочи до куряти ЗЕЛЕН-ТРАВЫ были", потому не только огонь давать могли, но и постоянно дымились, что производило неизгладимое впечатление на потенциальных врагов, и не только; ГОРЫНЫЧИ трехголовые "горькую пили", иной день травкой баловались и чифирили напропалую; ТУГАРИНЫ обладали 12-ю головами и, судя по дошедшим до нас сказаниям, представляли из себя самые плохо (ТУГО) управляемые средства передвижения.
Все эти привычки, по сути, были не понятны нашим славянским прародителям, так же как и "дружба" с сарматками, поэтому образ ЗМЕЯ в
фольклоре носит сугубо отрицательный характер.
Но в русских сказках также можно встретить мотивы, которые являются отголосками былых дружески полезных отношений женщин и драконов. Так, скажем, ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ полюбился царевне; он учит ее извести брата-царевича, но гибнет, будучи разорванным “охотой” Ивана-царевича; в другом сюжете ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ служит поваром у Ивана - купеческого сына, обольщает его жену Елену Прекрасную, изводит с нею Ивана - купеческого сына ценой собственной жизни.
Несмотря на трагически отрицательный образ Змея в русских сказках, он - любимый народный герой, о чем свидетельствует большое количество
анекдотов и различных поговорок: Даже если Вас проглотил Змей Горыныч - у Вас всегда остается четыре выхода (народная мудрость)
.