Аэродром Нойтиф (Neutief) немцы стоили с 1934 по 1939 годы. Аэродром предназначался для гидроавиации и сухопутной авиации. В состав аэродрома входили 3 огромных ангара для самолетов, 2 металлических ангара для другой техники и административные здания. Взлетно-посадочные полосы располагались под у голом 45 градусов друг к другу, на полосах была установлена система подогрева покрытия. Это позволяло использовать аэродром при любой погоде и любом направлении ветра.
После войны аэродром, несмотря на бомбардировки, остался в отличном состоянии. Здесь была создана советская военная база .С 1947 г. на аэродроме базировались 5
гидросамолетов "Каталина". В последствии сюда были переведены
самолеты-амфибии («летающие лодки» Бе-4).
Шли годы, ангары и здания разрушались, самолеты стали хранить на взлетной полосе. В начале 90-х годов российские военные базу покинули из-за ненадобности. И постепенно с ней стало то, что можно увидеть сейчас.
Гидроавиационная гавань используется сейчас, как стоянка маломерных судов и тренировочная база детской яхт-школы.
Это для общего представления о местности...
Из Балтийска на косу ходит паром/ Стоимость - 70 рублей с человека туда-обратно. Оплату берут только на "большой земле", обратная поездка проходит без оплаты
Слева видна часть ангара, а по центру кадра - башня управления полетами
Сохранившаяся немецкая надпись говорит о том, что курить в ангаре запрещено
Сейчас эти здания используются как эллинги детской яхт-школы
Административные здания аэропорта
Снова эллинг детской яхт-школы
Местная колоритная машинка. Она на ходу!
На здании башни управления полетами видны остатки часов. Сейчас в этом здании находится балтийский лесхоз
Окна балтийского лесхоза
По ангарам бегают дети, залезают в такие места, куда на первый взгляд совершенно нереально залезть
Шлюпка свободного падения (со слов
4044415 и
pleh77)
Внутри ангара
А это уже советские предписания "товарищам авиаторам"
Размеры ангаров впечатляют
Идём к следующему ангару
На косе отсутствует ГАИ, поэтому тут можно вдоволь погонять
В годы войны это здание было немецким передающим центром. Двухэтажное эдание было полностью экранировано, была свой дизель генератор, по углам здания стояли железные мачты между которыми были натянуты антены. Антены наши доблестные воины поотстреливали - верхние части мачт были все в пулевых отверстиях.
В советское время - здание находилось в хорошем состоянии и принадлежало базе противолодочного оружия. Использовалось для хранения и ремонта радиогидроаккустических буев Ива и Чинара, которыми былы вооружены Бе12. (скопировано из Викимапии)
Внутри радиоцентра
Мы долго держались, но, дойдя до последнего ангара и поняв, что лестница в нем довольно прочная на вид и не так сильно разрушена, как в других, решили, что надо обязательно туда залезть... С ангара открывается вот такой вид:
У детей в яхт-школе проходит тренировка
На этой фотографии видны 4 ангара
Вид от ангара вниз и в сторону ВПП
Такие вот лестницы
Мусора на косе ну очень уж много... это бросается в глаза
Там, за песком, море. На косе довольно приятные пляжи!
А это готовится к открытию какой-то музыкальный фестиваль, судя по тыц-тыц, доносящегося из динамиков, какая-то "клубная" музыка
Уплываем обратно! На пароме ОЧЕНЬ много народу...
Из истории
Предлагаю вам прочитать отрывок из воспоминаний советского летчика, которому довелось участвовать в боевых действиях в районе Пиллау и выдержку из книги, где описаны боевые действия с точки зрения немецких военных.
Удар штурмовиков по аэродрому Нойтиф
Герой Советского Союза, гвардии майор Макаров К. В.
"Нашему шап в апреле 1945 г. за день до массированного налета нашей авиации на г. Кенигсберг была дана боевая задача: нанести бомбово-штурмовой удар по аэродрому Нойтиф, раположенному западнее крепости порта Пиллау.
Для выполнения этой задачи было выделено три шестерки Ил-2. Бомбовая нагрузка двух шестерок, предназначенных для нанесения удара непосредственно по аэродрому, была ФАБ-100 и АО-25. Бомбовая нагрузка третьей шестерки, предназначенной для подавления зенитных точек, была АО-10.
Две шестерки должны были бить непосредственно по аэродрому, а третья шестерка - одновременно по крепости Пиллау (на восточной стороне пролива), откуда ожидался сильный зенитный огонь.
Взлетев 18 самолетами Ил-2, группа быстро собралась над аэродромом по большому кругу и под прикрытием истребителей Як-9, взлетевших с того же аэродрома (Растенбург), пошла по маршруту.
Шли строем «кильватер» шестерок на высоте 1200 м с принижением на 50 м.
Я вел вторую группу. К цели подходили с юга через залив. Когда цель стала видна, две ударных группы пошли со снижением на увеличенной скорости и интервалах, но на сомкнутой дистанции групп. Третья группа при подходе к цели стала в правый «пеленг». ЗА противника открыла огонь как с аэродрома, так и с крепости Пиллау, но третья группа, ведомая командиром АЭ капитаном Лысенко, встала в «круг» шестерки над крепостью Пиллау и открыла огонь по зенитным точкам. ЗА на аэродроме была непосредственно под нашим воздействием и не смогла причинить нам серьезных помех.
Первый заход на цель делали двумя группами, обстреливая цель из пушек, пулеметов и РС с целью противодействия зенитному огню (рис.61).
После первого захода на цель двумя группами с высоты 600 м, с планирования, одиночно с «круга» наносили бомбовые удары и производили штурмовые атаки, причем каждый сам выбирал для себя цель. Во время последующих заходов постепенно снизились до бреющего полета. Этот маневр помешал зенитной артиллерии вести прицельный огонь.
После шестого захода по сигналу ведущего на бреющем полете ушли от цели через залив Фритгаф. По этому же сигналу третья группа ушла от цели вместе с нами. Уход от цели прикрывался нашими истребителями.
Истребители противника с этого аэродрома не взлетали, не взлетали и с соседнего, так как по нему в это же время наносился удар другими группами.
В этот вылет нами было уничтожено 13 самолетов ФВ-190 и Ме-109, подожжено и разрушено два ангара, несколько аэродромных построек, выведена из строя бетонированная полоса взлетного поля.
С нашей стороны потерь не было, за исключением двух поврежденных самолетов, которые благополучно вернулись на свой аэродром.
Значение этого вылета заключалось в том, что мы блокировали аэродромы противника и этим обеспечивали действия других видов авиации. В это время бомбардировщики всех типов, включая и ЛИ-2, со всех ближних и дальних аэродромов поодиночке и группами без непосредственного прикрытия истребителями производили в течение всего светлого времени суток эшелонированный налет на Кенигсберг."
Источник
Сайт «Военная литература»:
militera.lib.ruИздание: Коллектив авторов. Сто сталинских соколов в боях за Родину - Краснознаменная Военно-воздушная академия Вооруженных Сил СССР, 1947
А здесь те же события с немецкой стороны:
"Пока прибывшие с запада полки осваивались на Восточном фронте, ветераны - JG 51 и JG 54 - оказались отрезанными от основных сил. К середине марта фашистские войска в Восточной Пруссии оказались разделены на две группы, блокированных по обе стороны Данцигского залива: в Данциге и в Кенигсберге. Кроме того немцы удерживали «Свежую отмель», узкую полоску земли, расположенную между двумя городами. В середине марта штабная эскадрилья JG 51 базировалась в Нойтифе, городке, находящимся у основания отмели. 25 марта истребители эскадрильи сбили семь советских бомбардировщиков.
Через три дня, аэродром эскадрильи подвергся огневому налету советской тяжелой артиллерии. Огонь корректировали с аэростата, запущенного с материка. Добровольцы из числа механиков продолжали готовить самолеты к вылету в промежутках между залпами. 7 апреля командир эскадрильи лейтенант Вильгельм Хюбнер погиб - его самолет был сбит советскими зенитчиками в районе Нойкурена. Сражаясь в рядах штабной эскадрильи, Хюбнер одержал 62 победы в воздухе.
Оставаться в Нойтифе уже не было никакой возможности, поэтому эскадрилья перебралась поближе к Кенигсбергу. Но противник вскоре обнаружил новую базу эскадрильи и произвел на нее серию воздушных атак. После этих налетов в эскадрильи остался единственный Fw 190, чудом уцелевший среди разрывов бомб и снарядов. Этот самолет принадлежал майору Гейнцу Ланге, который только что в одиночку пролетел на нем более 400 км над территорией, занятой Красной Армией, чтобы получить из рук майора Фрица Лозигкайта должность командира JG 51. Но все что смог Ланге сделать на новом посту - это наблюдать, как от его полка остаются рожки да ножки.
28 апреля штабную эскадрилью расформировали. Некоторые летчики подались на запад сдаваться в плен союзникам. Один из них, молодой унтер-офицер, даже умудрился прихватить с собой свою подружку!"
Источник
Сайт
http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/AirWar/35/Война в воздухе № 035: Асы люфтваффе. Пилоты Fw 190 на Восточном фронте
Автор: составитель Иванов С.В.
Издательство: ООО "АРС"