Вопрос. "Недавно слышал из новостных лент, что в Германии продали цифровой дивиденд за более чем 3 млрд. EUR. Действительно ли этот ресурс такой дорогой? Как в других странах его продают? Дешево или дорого?"
Частоты - природный неисчерпаемый, но небезграничный по своей физической сути ресурс. Права распоряжения этим ресурсом обычно оставляет за собой государство, иногда делегируя их регулятору. Ценность частот бесконечно велика, поэтому речь практически всегда и везде идет лишь о праве на временное использование частот в тех или иных целях. О, своего рода, аренде.
Способы распределения прав аренды могут быть разными. В мире по состоянию на 2000-2010 основным способом распределения частот являются аукционы, конкурсы или их композиция.
1 Аукцион.
Возможно самый распространенный способ. Регулятор или правительство принимает решение о том, какие частоты (блоки частот) выставить на аукцион, разрабатывает правила аукциона. В свободном, открытом аукционе могут принять участие все желающие компании. Регулятор, тем не менее, старается следить за тем, чтобы цена в ходе торговли не доходила до заоблачных высот. Если частоты раздать даром, у оператора может оказаться недостаточно стимулов, чтобы начинать активное строительство. Если частоты продать дорого (как было в некоторых европейских странах с лицензиями 3G, то существенные выплаты регулятору могут негативно влиять на развитие отрасли телекоммуникаций в целом, а эта отрасль важна для общеэкономического развития страны). Отсюда мораль - нужен баланс. Аукцион выявляет операторов, наиболее заинтересованных в строительстве, проверяет их инвестиционные возможности и решимость вкладываться в проект, связанный с получением лицензии и частот.
2 Конкурс.
Государство может добровольно отказаться от возможности получить деньги от будущих операторов LTE (или минимизировать эти сборы). Что, в идеале, позволит операторам сэкономленное инвестировать в строительство сетей, например. При этом регулятор знакомит рынок с критериями, на основе которых будут проводиться конкурс и операторы, претендующие на лицензии, стараются подать заявки, максимально соответствующие условиям. Если условия составлены объективно, с задачей создать на рынке достаточный уровень конкуренции, обеспечить инвесторам комфортные, стабильные условия инвестиций, этот метод может использоваться, наряду с аукционами. Хотя мое личное мнение к нему прохладное - слишком мощный коррупционный "заряд" несет в себе эта схема.
3 Комбинация конкурса и аукциона.
Здесь регулятор берет на себя задачу предварительного отбора кандидатов, которые будут допущены к аукциону. Если критерии прозрачны и целесообразны с точки зрения на ораганизацию на рынке достаточной, но не чрезмерной конкурентной среды, этот способ может оказываться оптимальным, снижая потенциальный верхний потолок цен аукциона. Что выгодно операторам, которые будут вынуждены совершить такую трату.
4. Другие способы. Например, внеконкурсная выдача частот LTE.
В мировой практике мне не встречалась на 1.10.2010. Будет ли Россия вновь "полигоном" для испытания нетрадиционных подходов? Не исключено. Мне эта практика представляется порочной.
К оглавлению FAQ >>