ПЕРСОНАЛИИ - Антонио де Кабесон

Dec 29, 2016 23:55


навигатор guitarra-antiqua > персоналии Rustik68 ©1998
Напоминаем, авторство статей на «Античной гитаре» принадлежит не мне, а Рустему Ахунову. Изложение ведётся от его лица, rar-archive будет лишь немного корректировать старые тексты и добавлять медиаприложения.




"Глубокие чувства,
   которые пробуждает искусство,
   не нуждаются в толкованиях разума".
   А. Кабесон

Фелис Антонио де Кабесон / Felix Antonio de Cabezon / - испанский органист, клавикордист (tecla), композитор. Благодаря его сыну нам известны точные даты его жизни и смерти - родился Антонио Кабесон 30 марта 1510 года в Кастрильо де Матахудьос близ Бургоса,


Кристобаль де Моралес   жизненный путь его завершился в Мадриде, это случилось 26 марта 1566 года. Незрячий с раннего детства, он поражал современников разносторонностью и блеском таланта. В испанской музыке эпохи Возрождения его имя стоит рядом с великими мастерами культовой хоровой полифонии Моралесом, Герреро и Викторией и прославленными композиторами виуэлистами Миланом, Мударрой, Вальдеррабано, Фуэнльяной. Он явился подлинным создателем и признанным главой национальной органной школы, достигшей в его творчестве высшего расцвета и оказавшей влияние на современных Кабесону композиторов других стран. Выдающийся педагог, Кабесон воспитал многочисленных учеников, продолживших исполнительские принципы его школы. Среди них в первую очередь должны быть названы его сыновья Эрнандо и Грегорио, талантливые органисты второй половины XVI века.

Биография Кабесона известна нам из предисловия, которое его сын Эрнандо предпослал сочинениям своего отца. Тот факт, что отец был незрячим, так впоследствии трактовал Эрнандо: «эта утрата одного из чувств обострила в нём другие, развив до чрезвычайной степени тонкость его слуха». С детства всецело посвятив себя музыке, Антонио Кабесон достиг в ней таких успехов, что в 18-летнем возрасте получил звание «музыканта королевской камераты и капеллы» в Мадриде и всю свою последующую жизнь провёл на придворной службе - сначала при Карле I (V), а с 1539 года при инфанте и затем короле Фелипе II.

Кабесон учился музыке у церковного органиста в Валенсии, затем служил в капелле местного архиепископа и при дворе испанского короля Карла V в Мадриде. В 1538 году был назначен музыкальным воспитателем королевских детей, в частности, будущего короля Филиппа II. Став королем, Филипп II брал Кабесона во все свои многочисленные путешествия с портативным органом. Благодаря этому незрячий органист имел возможность познакомить со своим искусством Италию, Фландрию, Германию, Англию, где завоевал славу исполнителя и импровизатора на клавишных инструментах. Свой обширный репертуар он играл по памяти. Существует мнение, что виртуозная импровизация Кабесона на клавикордах, которую он демонстрировал в Лондоне, произвела сильное впечатление на английских музыкантов и послужила толчком для расцвета в Англии искусства игры на вёрджинеле и появления обильной музыкальной литературы для этого инструмента.

«Антонио де Кабесон был всеми любим за его добродетели, - писал Эрнандо де Кабесон. - Он никогда не кичился тем, что знал и умел, не относился свысока к тем, кто знал и умел меньше его, но, напротив, хвалил и поощрял в их сочинениях то хорошее, что в них имелось, и никогда не перставал делиться своими знаниями со всеми, кто приходил к нему за советом и наставлением. Не было такого безумца, который отрицал бы его гений, признанный не только в Испании, но и в тех странах, где он побывал…»


  Томас Луис де ВитторияОрганная музыка в Испании в эпоху Кабесона была той инструментальной сферой, которая находилась на грани церковного и светского искусства. С одной стороны ей в целом чужды суровый аскетизм, который присутствует у испанских композиторов-полифонистов, работавших в сфере церковной хоровой музыки, и прежде всего у величайшего из них Виктории. С другой стороны треволнения реальной жизни, столь широко отражённые в светской вокальной, а также в значительной мере виуэльной испанской музыки XVI века, в гораздо меньшей степени затрагивали органную музыку. Сам Кабесон, придворный камер-музыкант самого наикатолического из всех испанских монархов - Филиппа II, писал для органа преимущественно транскрипции католических гимнов, месс, духовных мотетов, а его вариации на темы литургических напевов и органные псалмодии, по словам Фелипе Педреля, «исполнены нежной любви, ищущей прибежища у Бога». Эти музыкальные вдохновения были связаны с особо глубокой религиозностью деятелей испанской школы. Некоторую роль играла, вероятно, их близость к королевскому двору, его музыкальной жизни и вкусам.

Однако Кабесону не было чуждо и светское начало в искусстве. Не только в сочинениях для клавикорда, арфы, виуэлы - инструментов светских по своей природе, но и в ряде органных произведений Кабесон обращался к танцевальным жанрам. Строгие грегорианские мелодии Кабесон украшал пышной орнаментикой идущей также от светской музыки.

Антонио Кабесон - один из первых крупных композиторов, сочинявших для органа и др. клавишных (многочисленные фобурдоны, диференсиас, 4-гол. тьентос и др. пьесы). Он славился органными обработками вокальных мелодий. На эти мелодии он создавал tientos, органные вариации фигурационного типа (glosas). Эти жанры и приемы заимствованы были из светской музыки. Как было сказано выше Кабесон сочинял также для клавикорда, арфы и виуэлы, не чуждаясь танцевальных жанров; его "Итальянская павана" принадлежит к музыкальным шедеврам испанского Возрождения.

Отсутствие зрения и хлопотные обязанности придворного музыканта помешали Кабесону записать большую часть своих произведений. Изданием сочинений незрячего композитора занимался его сын и преемник Эрнандо де Кабесон., выпустивший сборник "Музыкальные произведения для клавишных инструментов, арфы и виуэлы Антонио де Кабесона..." (Мадрид, 1578 г. / Obras de música para tecla, arpa y vihuela de Antonio de Cabezón, publicadas en Madrid en 1578, por su hijo Hernando de Cabezón).


 
 



image Click to view


Carlos Gass-Vihuela de mano-Antonio de Cabezón-Fuga

Предлагаю не замыкаться на одной гитаре, а познакомьтся с музыкой родины гитары несколько шире. Тьентос Антонио де Кабесона, это не органные произведения Баха, но это Испания XVI век! Ну, а Pavana Italian - хит сезона. Настоятельно рекомендую послушать в исполнении Паулино Ортиса (в жж-версии запись в его исполнении отсутствует) .

image Click to view


Diferencias sobre la Pavana italiana (Antonio de Cabezón), unknown player

image Click to view


Antonio de Cabezon Diferencias Sobre La Pavana Italiana

image Click to view


Pavana Italiana etc - A. Cabezon ( Harp )

Немножко из творческого наследия композитора (в жж-версии доступны не все файлы):

Композиция
НОТЫ
ТАБЫ
АУДИО
Примечания

image
Adobe
Acrobat
guitar Pro
midi
mp3,
wav

8 простых пьес
rar911Kb

переложение для
классической гитары

Obras de musica para tecla arpa y vihuela

midi

Differencias sobre el Canto del Cavallero

midi

симуляция органа

Differencias sobre la Gallarda Milanesca

mp3
Paulino Ortiz (орган)

Pavana Italian

midi

симуляция органа

D’ou Vient Cela

mp3
Paulino Ortiz (орган)

Tiento II

midi

симуляция органа

Tiento VII del Cuarto Tono

mp3
Paulino Ortiz (орган)

Verso y Kyries del Cuarto Tono

mp3
Paulino Ortiz (орган)

Quien te visito, Isabel?
37Kb

/не гитара/

ПРИМЕЧАНИЕ:
В аудио примерах, за исключением миди-файлов, Вы слышите игру Паулино Ортиса де Хокано (Paulino Ortiz de Jocano) - органиста и капельмейстера монастыря Эскориала.(в жж-версии отсутствует)

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:Музыкальный энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990. Розеншильд. К. "История зарубежной музыки", выпуск I. М., "Музыка" 1978.
Статья П.Пичугина. К перепечатке альбома фирмы «Испавокс» с записью произведений Антонио де Кабесона в исполнении Паулино Ортиса. «Мелодия», 1975.
CD «Antonio de Cabezon. En los oranos de Covarrubias y Daroca» © «HISPAVOX» 1968, printed 1990. (похищен в Испанидадах за 12 эуро)



ИСТОЧНИКИ WEB-a:BIBLIOTECA NACIONAL DE ESPAÑA
Часть текста была заимствована с одного из ресурсов рунета, но его url, к моему сожалению, не могу восстановить в памяти.





vihuela, саундтрек, калча, персоналии

Previous post Next post
Up