ШУЯ

Oct 27, 2013 11:22



Можно начать рассказ о Шуе с цитаты. К примеру, со слов Ивана Михайловича Долгорукова, бывшего губернатором Владимирской губернии в начале девятнадцатого века: «Город Шуя уездный, но прекрасный, на ровном месте, разбит правильно, имеет хорошие площади, окрестности его представляют приятные виды… купечество промышленное и сытое, церкви богатые; при мне еще граждане застроили огромной вышины колокольню, которая им станет тысяч в двести, но купцы любочестивы и ничего не щадят, дабы капиталы свои прославить». Можно… Начнем, однако, с самого начала. Шуе без малого пятьсот лет. В летописях она впервые упоминается в 1539 году. Тогда ее разграбили и сожгли татары. До сей поры об этом жалеют шуйские краеведы. Не о грабеже и пожаре, следы которых за прошедшие века исчезли без следа, но о дате - приди басурмане лет на сто, а лучше на триста пораньше, возраст Шуи был бы куда как почтеннее. Те же краеведы утверждают, что согласно преданию… Впрочем, если верить краеведам, то Шуя была всегда и всегда в ней жили выдающиеся шуяне - князь Василий Шуйский, отлучившийся ненадолго поцарствовать в Москву и посидеть в плену в Польше, поэт Константин Бальмонт, уехавший в Москву и далее во Францию пописать стихов, и командарм Фрунзе… нет, этого черти принесли сюда издалека. Судя по памятным табличкам он умудрился побывать чуть ли не в каждом доме Шуи, то подбивая рабочих ткацких фабрик на стачки, то печатая подпольные листовки, то устраивая большевистские комитеты. На одной из центральных улиц стоит старинный дом, в котором находится детский сад. И на нем есть мемориальная доска, сообщающая пребывании в этом доме Фрунзе. Представляю, как уписались его обитатели. Но не будем забегать вперед.
    До известных событий семнадцатого года Шуя была богатым городом. В нем варили мыло, выделывали кожи и писали иконы. На гербе Шуи красуется брусок мыла. В литературно-краеведческом музее имени Бальмонта на одной из витрин лежит кусок мыла, которому более ста лет. Правда, это мыло не шуйское. На табличке написано, что сварено оно на московском заводе Т.И. Шермера и Ко. И все же экспонат этот замечателен. Его подарила музею столица. Редкий, между прочим, случай в отношениях провинциальных и московских музеев. Обычно бывает наоборот.
    В мемуарах екатерининской фрейлины Марьи Савишны Перекусихиной написано, что шуйские мыльные короли поднесли Государыне сваренных из мыла Григория Орлова, Григория Потемкина и Платона Зубова в натуральную величину. Сделаны были эти диковины преискусно, с самыми мелкими подробностями. Перекусихина вспоминает, что Екатерина очень любила ими мылиться в старости.
    И вообще - поговорка «Куда угодно без мыла» не про шуян. Они куда угодно берут с собой мыло. Потому оказываются там раньше всех.
    В этом же музее, в зале, посвященном Бальмонту, стоит купеческий сундук с таким сложным механизмом, что работники музея после многодневных усилий открыть-то его смогли, а снова закрыть - нет. Напротив сундука стоит красивый диван позапрошлого века и на нем в художественном беспорядке разбросаны шляпка, длинное как змея шелковое платье и кое-какие кружевные детали женского туалета. Человек плохо знакомый с творчеством Константина Дмитриевича подумает… да черт знает что подумает, а на самом деле эти вещи из стихотворения «Хочу быть дерзким, хочу быть смелым, Из сочных гроздей венки свивать. Хочу упиться роскошным телом, Хочу одежды с тебя сорвать!» Зря вы ухмыляетесь - это совершенно точно. Вещи принесла в музей одна шуянка, с бабушки которой…
    А еще музей знаменит богатой коллекцией птичьих яиц, собранной Иваном Петровичем Цепляевым. Больше полутысячи экспонатов: белых и в крапинку, больших и маленьких. Надо сказать, что слава Ивана Петровича не дает шуянам покоя. Нет-нет, да и принесут в музей какое-нибудь особенное яйцо в такую фантастическую крапинку, что, кажется, и на Марсе не найти. Чаще всего приносят яйца детишки. Разрисуют куриные под черепашьи или крокодильи и несут. Да что куриные - года три назад был случай, когда одна пенсионерка притащила… Впрочем, эта история уж слишком выходит за рамки нашего короткого рассказа.
    Неподалеку от музея имени Бальмонта находится музей имени Фрунзе. Не надо думать, что там все увешано пулеметными лентами, шашками и буденовками. Не без этого, конечно, но есть в музее и забавная коллекция сосудов с секретом, среди которых выделяется собрание советских чернильниц-непроливаек, такое полное, что и Лувр позавидовал бы.
    И все же… На втором этаже музея центральное место занимает диорама боя частей под командованием Фрунзе и Чапаева с белогвардейцами. Впереди скачут, размахивая шашками, легендарные командиры. На переднем плане диорамы устроен пустой окоп и брошенный пулемет «Максим», направленный на цепи красных. Он настоящий и хорошо сохранился. Раньше из него торчала заправленная пулеметная лента, но после того, как несколько раз посетители музея запрыгивали в окоп и… их можно понять.
    Кстати, о патронах и желании пострелять. Сотрудница музея рассказала мне, что зарплата врача в Шуе составляет четыре тысячи триста рублей, а зарплата сотрудника музея - тысячу девятьсот. В прошлом году я побывал в краеведческом музее городка Киржач, во Владимирской области, и выяснил, что зарплата тамошнего сотрудника музея составляет около четырех тысяч. - Ужас, - подумалось мне тогда. Оказалось, что ужас-ужас находится в Шуе. Работы и вообще в Шуе днем с огнем не найти. Чтобы отметиться на бирже труда и получить пособие, которого хватит на пропитание разве собаки или кошки, люди занимают очередь затемно. Шуйские ситцы, хоть и дешевы необычайно,… все равно продаются из рук вон плохо. Да и сколько тех ситцев теперь производится, когда многие фабрики или перешли на сокращенную рабочую неделю или встали совсем. Впору собирать народ и иди воевать с Китаем… или со своим правительством… или…
    Наверное, рассказом о Шуйской колокольне, которая чуть ниже только колокольни Петропавловского собора в Петербурге, можно было бы и закончить. Из-за своей огромной высоты она есть деталь не только городского, но и небесного пейзажа. Смотришь на нее, на облако, пронзенное шпилем, и думаешь: «Господи, для чего ты оставил Шую…». Но это конечно, глупые упреки. Разве Он оставил только Шую?







Вид на город с моста через реку Теза.









Здание литературно-краеведческого музея имени К. Бальмонта.



Здание центра детского и юношеского творчества.





Флаг над зданием городской администрации



продолжение



В послевоенной Шуе во времена, наступившие вслед за денежной реформой 1947 г., появилось огромное количество ларьков по торговле одним и тем же товаром (водка и пиво в розлив, бутерброд из черного хлеба с двумя кильками или с двумя кусочками селедки и изредка конфетка) по строго одинаковым ценам. Сто граммов водки стоили 4 рубля, кружка пива - полтинник, бутерброд 40 копеек. Никаких столиков, скамеек или стоек ларьков не полагалось, товар подавался изнутри прямо в руки покупателю, а продавщица держала под рукой свисток, чтобы предотвратить хищение стаканов или кружек. Для тех, кто любил посидеть, не спеша потолковать и побаловаться такой же немудреной, но более разнообразной закуской, работали пивные. Самая популярная из них была расположена на первом этаже двухэтажной чайной, ныне снесенной, возле кинотеатра «Родина». Там тоже подавали и водку, и пиво, и закуски, но подороже. Было тепло, были столики, стулья, вилки и ложки. Но главное - буфетчиком там был Ананий Иванович. Это был плотный, лысый человек с усиками шириной от ноздри до ноздри, лет пятидесяти, никогда не улыбавшийся, и, говаривали, совершенно не пивший. Знаменит он был тем, что давал выпить и закусить «под крестик», т.е. в долг. В нашем доме на Стрелецкой улице, недалеко от этой пивной, жили два уцелевших инвалида-фронтовика. Будучи истинными шуянами, оба даже не мыслили и дня без выпивки; в то же время оба работали и были на хорошем счету. Мы, дворовые мальчишки, беспрекословно исполняли самые разные их поручения по утолению жажды и считали за честь послушать их возбужденные воспоминания о войне и очень интересные рассуждения об окружающей жизни. Так я узнал о причине огромной популярности Анания Ивановича. Оба наших соседа прошли через его «крестик», и оба, не заплатив в положенный срок, были навечно вычеркнуты из списка его клиентов. Оба как настоящие мужчины признавали его правоту; оба были благодарны ему за короткую, но столь важную помощь. Они, конечно, кое-как обходились и без его «крестика», но хмельными вечерами обязательно его вспоминали и пытались даже рассчитать размеры его «оборотного капитала».

Из воспоминаний О.В. Куратова. Цит. по сборнику «Провинциальный анекдот», Чтения по региональной казуальной истории «Уездная старина». Выпуск 2. Шуя, 2002 г.







Это дом культуры. В нем и происходит распродажа слуховых аппаратов. Раньше здесь была гимназия.





Это не просто окошко, а окошко маленького магазина. Можно купить кассеты и DVD-диски, а можно тудаже сдать в ремонт обувь. Как говорят в столице "служба одного окна".











Кафе-бар "Белый медведь". Не всякое кафе может похвастаться тем, что расположено в здании начала 18 века. У них в меню есть ужин при свечах за 20 руб. и чайная церемония за 38 руб. Я спросил у официантки (очень красивой и очень длинноногой) из чего состоит ужин при свечах. - Две свечки вам вынесут, - кратко отвечала она. Вообще у них там интересное меню. Блюд много. Я заказал говядину с черносливом. Меня предупредили, что ее приготовят, но из свинины. Завезли у них свинину в тот день. Зато готовят очень хорошо и все свежее. Рекомендую.















Этот кубок называется "Муки Тантала"









Это лишь небольшая часть экспонатов из коллекции сосудов с секретом. Коллекция находится в Шуйском музейно-культурном центре им. М.В. Фрунзе. Вот, что пишет о сосудах с секретом Википедия:

Сосуд с секретом - сосуд из стекла или глины в который наливают жидкость - воду или какой-либо напиток. Чтобы пить из такого сосуда, нужно знать его секрет, как правило, необходимо заткнуть пальцами несколько потайных дырочек и тогда сосуд можно использовать для питья. Есть несколько физических принципов, используемых для создания сосудов с секретами. Есть такие, в которых жидкость появляется на следующий день, после того как сосуд уже кажется пустым. Такого рода сосуды можно считать головоломками, чтобы пользоваться ими необходимо догадаться о скрытом устройстве. У сосудов с секретами - долгая и интересная история. Их производят в России несколько веков, вплоть до наших дней. К сожалению, до нас дошло немного сосудов с секретами, ведь часто во время застолья сосуды разбивались «на счастье». В России с XVII века сосуды с секретами из стекла делали для двора и знати. В народе были популярны глиняные потешные кувшины и кружки. По верхнему краю обычно идут ряды сквозных отверстий, поэтому кружку нельзя наклонить, не пролив содержимого. Секрет заключался в том, что жидкость можно выпить через полую ручку как через соломинку. Гончары продавали потешные кувшины на рынках за две цены: одну назначали за сам кувшин, а другую - за секрет, точнее, за его раскрытие.В настоящее время самая большая в России коллекция сосудов с секретами хранится в краеведческом музее города Шуя. Эта коллекция была собрана и передана в дар городу коллекционером и исследователем Анатолием Тимофеевичем Калининым.

продолжение

Это здание Шуйского музейно-культурного центра им. М.В. Фрунзе. Удивительно, но Фрунзе в этом доме никогда не бывал, а потому памятной таблички на нем нет.



Здесь жил какой-то купец. С инициалами "М" и "С".



Уже тогда нарзан делали из обычной дистиллированной воды. И все остальные лечебные воды тоже. Впрочем, теперь их делают из обычной, водопроводной.



Вот эта странная композиция изображает наряд советской служащей. Почему и зачем наган - мне не могли объяснить. Может быть, это советская служащая каких-нибудь внутренних органов.







продолжение



Это вход в литературно-краеведческий музей Константина Бальмонта. Там всего понемножку - и чучела животных, и коллекция яиц, и шишек, и картин, и фарфора.



Это чучелко воробьиного сычика. Он очень мил. Маленький, но родственник совы. Вроде Крошки Ру в семействе Кролика. Конечно, он не ест никаких воробьев. Его так прозвали из-за размеров. А так-то он и мухи... впрочем, муху он как раз и обидит. Или кузнечика.



Коллекция рогов оленя. От самого рождения до женитьбы. Экскурсовод мне не сказал - это у одного оленя их все время спиливали или у разных. Чуть ниже висит коллекция насекомых Ивановской области и коллекция шишек. У противоположной стены отложена коллекция яиц.



Шкаф семьи Бальмонтов. В нем прятался маленький Костик от... не знаю от кого. Но наверняка прятался. Там виднеется уголок коробки накрытой тряпкой. Это пылесос.

окончание

































Зал семьи Бальмонтов.



Е.П. Короленко-Бульмеринг. Портрет Н.В. Сигрист. 1895 г.





Два портрета неизвестных дам. И художники неизвестны. Воображайте на их счет все, что хотите.



Это палехское панно изображает штурм Шуи татарами.



Рука для подаяний. Привезена из какого-то монастыря. В щелочку в ладони бросали монетки, а из отверстия в противоположной стороне их доставали. Если бы сотрудники музея их выгребали, то наверняка имели бы постоянный доход. Нашего человек хлебом не корми - дай бросить монетку. Но сотрудники музея не монахи. Это я говорю без обид для монахов, но с уважением к сотрудникам.



Внутри этого сундука воздух восемнадцатого века. Но подышать им не дают. Его мало и на всех не хватает.



Это портрет женщины. А вы и не догадались. Протрет инокини Марфы. Видать характер был у нее мужской.
Previous post Next post
Up