В связи с восемью местами паломничества в появилось понятие восемь ступ Татхагаты.
Существуют различные списки ступ Татхагаты, указывающие на различ¬ные местности их расположения. Во-первых, многие поучения буддизма передавались устно, а во-вторых во время расцвета буддизма в Индии в местах паломничества было построено множество различных ступ. Во многом понятие восьми ступ Татхагаты отражает больше не исторический факт существования каких-то конкретных ступ, а соотнесение наиболее значимых событий жизни Будды с местностью, где располагалось большое количество буддийских памятников. Таким образом, понятие Восемь мемориальных ступ, или Восемь ступ Татхагаты обозначает не какую-то конкретную группу памятников, а традицию посещения Восьми мест паломничеств. В результате этого в тибетской буддизме утвердилась группа восьми ступ Татхагаты, отличающихся друг от друга определенными архитектурными деталями. У всех восьми ступ нижняя часть до львиного трона и верхняя часть после колец одинаковы. Середина имеет разные формы.
Ступы в Западном Тибете
Ступы в Западном Тибете
Описания размеров и пропорций тибетской ступы (тиб. чортен) можно найти во многих тибетских источниках (например у Джамгёна Крнгтрула Ринпоче), а традиция относит их к самому Будде Шакьямуни. Гега Лама описывает модульную систему в своей книге “Принципы тибетского искусства. Иллюстрации и обьяснения буддийской иконографии и икономертии школы Карма Гадри, Дарченлинг 1983” следующим образом:
“Независимо от размера ступы общая высота чёртена, от фундамента до верушки, всегда состявляет 16 больших модулей (тиб. чачен) или 64 малых модуля (тиб. чачун)”.
Так же тибетская ступа заполняется символами тела, речи и ума всех Будд, то есть статуэтками, формами из глины (цаца), текстами и реликвиями. В больших ступах находится Канджур - поучения самого Будды, и Тенджур - комментарии индийских учителей, а в небольших - тексты Праджняпарамиты. В основание закладываются различные символические предметы, а так же подношения того, что мы считаем ценным. Правильное заполнение очень важно, и оно должно происходить под руководством квалифицированного учителя. Только после его благословения ступа начинает “работать” как силовое поле будд на благо всех существ.