Введение, оно же предисловие, оно же вступительное слово.
Я уфимец с короткими перерывами с августа 1980 года, школьное детство и юность мои прошли на Новостройке. Я помню первое впечатление от нее, когда въезжал по ул. 50 лет СССР мимо 40-го завода и смотрел через лобвое стекло на огромные изогнутые белые дома-корабли, которые стояли уступом на том «берегу» оврага-долины Сутолоки. На балконах висели красные растяжки, наверняка про
ум,
честь
и совесть нашей эпохи.
На зеленом заборе 40-го завода висел зомбификатор 8-го уровня - «Учение Маркса, Энгельса, Ленина всесильно, потому, что оно верно!». Меня, семилетку, уже запойного читателя взрослых книжек и учебников привезли в Уфу из деревни аж за 93 километра 29 августа 1980 года. И ещё никто не знал, возьмут ли меня в школу. А если возьмут, то в какую. Взяли. В 49-ю. Хотя была еще 42-я. Но переходить дорогу. Мы и не знали, что лучше в 39-ю, и знать об этом надо не менее, чем за год-полтора, а лучше с рождения. Такое было время.
Брать меня деревенского не хотели, вроде все было укомплектовано и причем давно. Матушка моя услышала в разговоре директора случайно позывные - имя-отчество какого-то Ильгиз Шарипыча, зав профильного отдела из ОК КПСС, козырнула знакомством и меня, униженного недоверием и заплаканного взяли.
И определили в шахматный элитарный класс. 1 сентября меня коллективно признали «самым умным в классе», чем малость поправили самооценку. От избытка чувств я опять разрыдался и меня доставили домой, благо идти было 3,5 минуты.
Матушка успела пообещать директору Герману Константиновичу, что я стану лучшим шахматистом и мне пришлось ходить на эти шахматы до 6 класса, когда все уже на них забили, а Германа - уже давно не было в этой школе. С тех пор не люблю эту игру.
Отец свою первую квартиру - двушку в хрущёвке получил по линии обкома комсомола в 27 лет. Как-никак журналист - это почти знаменитость и почти начальство. По слухам, до нас в этой квартире жила семья, из которой вышли министры и даже главы администраций районов и чуть ли не президентов. Я в свою первую однушку въехал в 29. Уже в Новиковке. Через лесок от Новостройки.
До 7 класса я был деревенским жителем и при первой возможности сваливал к бабушке и проводил там все каникулы, очухиваясь от лета только в зябкие августовские ночи, когда возвращался домой в мокрых от росы сандалиях и джинсах Салават ПШО и Jantar.
В 1987 году, после того, как впервые остался в городе из-за лагеря труда и отдыха (Росинка, свх им 50-летия СССР), я стал полноценным горожанином, а не «учебным мигрантом». Я понял, что вряд ли вернусь в деревню председателем или на худой конец «парткомом», после 15 лет в школе и, разумеется, сельхозинституте. Так мне обещали в августе 1980 года, когда разводили на переезд. И начал делать гуманитарную карьеру, забив на алгебру, геометрию, прилежание и отчасти даже на поведение.
С партийно-комсомольской карьерой я завязал ещё перед первым Смотром строя и песни, когда меня административным путем забаллотировали на выборах в командиры отряда юных суворовцев, приведя неотразимый аргумент - «а у него голос тихий».
В противные и многообещающие девяностые я вырвался из родного и уютного микраша в студенчество, аспирантуру и журнализм. Для меня Новостройкой теперь уже была вся Уфа. И в силу своего представления о романтике и в меру юной энергии и любознательности я пытался отметиться хоть каким-нибудь образом в каждом районе города.
Особенно манили те места, где мне, бывшему подростку с ТЦ «Башкирии» был по геополитическим причинам путь заказан. Транспорт тогда ходил бесплатно, но только днем. Радиотакси, тем более еще не было. Пару раз обнаруживал себя в таких районах, откуда можно прийти пешком (или доползти) только к утру. И, как-то раз возвращаясь домой, услышал к своему удивлению стук вагонных колес на стыках. Это же надо как тихо тогда было ночами - аж Транссиб было слыхать на Бульваре Молодежи!
В нулевые годы я изменял родной Новостройке с Новиковкой, Садовым Кольцом и Восточной Сибирью. Объездил все муниципальные образования республики в различного рода кортежах и пулах, не был разве что в Абзелиловском районе.
А недавно вернулся сюда как блудный сын, проапгрейдив лишь метраж и микраш и компенсировав убывшего себя юного в четверном размере.
Теперь район показался немного запущенным, но вполне себе уютным, винтажным и удобным для жизни. Хотя коммуналка здесь пока никакая, но это скоро пройдет, это вам бывший сотрудник фонда ЖКХ говорит!
Чуток ещё есть наркоманов и алкашей, но это, как показывает опыт, тоже лечится естественным путём по теории Дарвина. Квартиру в одном из первых домов Новостройки нашла моя половина и я тихонько её оформлял, подавляя в себе писки радости и прыжки до потолка.
Сейчас Новостройка уже, как и вся остальная Уфа, крепко изменяется. Не всегда в лучшую сторону, но довольно основательно. И выглядит совсем не как новостройка, за исключением примерно 5 точечных свечек времен градостроительного беспредела второй половины 90-х.
Как-то раз, глядя в окошко своего служебного на Колкольни Соборной площади Кремля, я понял, что мне жалко терять безвозвратно и бесследно мою старую Новостройку. И я начал её складывать кусочками в социальную сеть в виде формулировок во время приступов ностальгии. Кто же знал, что возвращение на родину будет таким таргетированным и оперативным? Скулил-то я искренне и безысходно, не надеясь, что упырей, чуть не укравших мою родину, загонят за Можай скоро и я смогу вернуться так точно, что до сих пор не верится. И сейчас правлю пост в сие гостеприимное коммьюнити и боюсь выглянуть в окошко - вдруг это все мне приснилось....
Здесь мне позволено публиковать частями геоисторические вспоминалки - микроарассказики об объектах этой самой Новостройки которая была новостройкой всего-то 40 лет назад.
По этой ссылке можно сделать
виртуальную фотопрогулку по Новостройке (Панорамы Яндекс Карт). Преамбула:
«Новостройка» - историческое название части Октябрьского района, города Уфы, которое активно застраивалось с конца 1960-х годов. Собственной новостройкой этот район был в начале 70-х годов, но название прижилось и в ходу до сих пор, хотя новое поколение уфимцев и гостей столицы называет его по торговому центру «Башкирия», а официальные власти предпочитают именовать его по старинке Лесопарковым.
Новостройка состоит из трех «микрашей» - таково местное название микрорайонов.
Первый «микраш» - ограничен улицами Менделеева, Лесотехникума, Клавдии Абрамовой, 50-лет СССР.
Второй «микраш» - 50 лет СССР, Лесной проезд, Бульвар Молодежи, Менделеева (на самом деле -«тридцатым магазином», ныне цепочкой магазинов в здании по Менделеева, 207).
Третий «микраш» - тоже небольшой - Менделеева, Бульвар Молодежи, Лесной проезд, в общем, между ТЦ «Башкортостан» и ГКБ №21 + 49-я школа. Ориентир - «Трамплин».
Возможно, такое деление связано с номерами участков ЖЭУ №44, которое до последнего времени обслуживало большинство домов м/района.
Амбула:
Сороковой завод. Исторически Новостройка тесно связана с
Уфимским приборостроительным заводом - некогда «почтовым ящиком» №40, ныне УППО. Многие работники УПЗ жили именно здесь, в первом и втором «микраше». К заводу, судя по всему, имеет историческое отношение и стадион «Трудовые резервы». УППО шефствовало над СШ №49 и рекрутировало оттуда кадры посредством ШРМ (школы рабочей молодежи) и «училяги» (ГПТУ №37). Нас на завод водили всем классом, чего там точно делают - не знаю. Что-то секретное. Известна бритва «Агидель» - популярный советский бренд, который побывал в космосе, сейчас тоже вроде выпускается. Видимо, электробигуди с одноименным названием - тоже продукция этого же предприятия. «Красные дома» по Луганской напротив завода (и бывший супермаркет «Ниагара», на котором раньше была непонятная вывеска «Проектно-сметное бюро») - это, как говорят местные жители, был край Уфы до того, как Новостройка была просто новостройкой.
Сутолока - река, которая является душой Уфы, рекой, где водилась форель, рекой, где сейчас пока помойка. Она самоочищается, перестала уже пахнуть банно-прачечными отходами. Видимо, сдохло какое-то мерзкое совковое производство. Да и уважаемые жители Вишерской и Шелководных улиц перестали сбрасывать туда мусор, видимо, потому, что им теперь мешает просп. Салавата Юлаева. Там можно было найти вплоть до ржавого «Жигуля» или «Запора». Где она точно начинается, я так и не выяснил доподлинно, зато её устье - у всех на глазах, она впадает в Белую рядом с Монументом. Вроде часть ее забрана в трубу. Но сам я не видел. В 80-е годы ходили телеги, будто бы какие-то комсомольцы хотят ее вычистить и пригнать к ее устью пароход "Ост", на котором прибыл в Уфу Ленин. Видимо, враньё или прожект.
Продолжение следует ....