Бесценные и мнимые сокровища Chatsworth House (Чатсуорт, гр. Дербишир, Англия)

Dec 28, 2018 23:39

Путешествуя по английским и шотландским домам, замкам, дворцам и пр. посещаемым строениям, в какой-то момент перестаешь понимать, чем House (Дом) отличается от Castle (Замка).



Первый может быть даже бОльшим по площади и масштабности воплощения.


Да, у дома нет окружающего замок рва, в котором вода и утки, но по способности аккумулировать внутри себя произведения искусства и исторические артефакты некоторые Хаусы дадут фору не то что Замкам, но даже Дворцам (Palace).



Иными словами: смотрите не на название, а на содержание. Тем более, что в каждом конкретном случае оно остро индивидуально.



Быть в Великобритании и не посетить десяток-другой Домов и пр. - непростительная ошибка. Именно в их стенах сосредоточена история как страны, так и конкретной семьи. А это значит что через призму нескольких поколений его владельцев вполне можно смотреть на историю страны. И в таком случае она обретает реалистичность, чего зачастую невозможно почувствовать в музеях классического формата.



Любой старинный британский семейный дом как подушечка для булавок набит всякими древностями и редкостями.



Чтобы у дорогих гостей-посетителей не возникло желания присесть на какую-то бесценную реликвию, на них кладут сухой чертополох.



И стильно, и реверанс в сторону национального цветка соседней Шотландии.



Строго говоря, из увиденного многообразия архитектуры и внутреннего убранства Домов, Замков (и далее по списку) большинство слились в одну бесконечную парадную опочивальню и многокилометровую череду пыльных гобеленов, шпалер и шелковых обоев.



Не хочу обидеть уважаемых владельцев этих поместий, но история в больших дозах притупляет слух и зрение.



Поэтому, когда передо мной встала задача рассказать об этой странице британской истории, я без тени сомнения остановил выбор на экскурсии по Чатсуорт-хаусу, что в графстве Дербишир.



Чуточку отвлекаясь хочу добавить, что выбор именно этого дома, помимо синтеза классики и современности, обусловлен еще и любезным разрешением хозяев без ограничений фотографировать их чертоги. Это дозволяется далеко не во всех британских поместьях. В первую очередь, потому что, в подавляющем числе случаев там же проживают хозяева. Думаю, за долгие годы "открытости" они привыкли к толпам туристов (даже китайских), но видимо, фотографирование китайцами всё и вся явилось последней каплей.



Итак, добро пожаловать в Chatsworth House - один из самых пышных "домов-сокровищниц" Англии, на протяжении столетий служивший главной резиденцией герцогов Девонширских из семейства Кавендишей.



Фото разрешено во всех помещениях, за исключением личных апартаментов хозяев, вход в которые заложен запрещен.



Золоченые ворота через аллею, обрамленную высокими деревьями, ведут к парадному входу в Chatsworth.



Оформление лужайки подле входа оставляет у путников множество вопросов. Живописно расположенные на зеленой травке странного вида контейнеры, с надписями на них: Свинец, Дерево и Камень (явно современного происхождения) мирно соседствуют с бесценными скульптурами античного периода.









Среди версий, высказанных туристами была и такая, что это остатки стройматериалов, которые рабочие таджики (шотландцы?) забыли вывести с территории поместья, и их просто вписали в интерьер, снабдив соответствующими надписями.



Забегая вперед, могу сказать, что это лишь часть большой игры с гостями, которую я бы назвал "современное искусство или фейк". В эту игру включаешься на входе в Chatsworth House, и она не отпускает вплоть до сувенирной лавки, которой как водится, заканчивается любая экскурсия по Дому, Музею, или Дворцу. Но до неё мы доберемся в конце путешествия, в сейчас добро пожаловать в парадную приемную:





Любой гость, попадая в неё, слегка теряется от масштабности и обилия живописи. Даже великосветские японские леди, и те там выглядят немного потерянными.




Поначалу глаз не фокусируется на деталях, которых здесь великое множество, и лишь поднявшись на второй этаж, обнаруживаешь на внутренних балконах подобие манекенов, задрапированных в ткани с современными принтами. При внимательном рассмотрении на них можно найти и портрет Элвиса Пресли.





Все герцоги Девонширские от первого до нынешнего, двенадцатого внесли свой вклад в создание великой истории своего рода. Как вещает википедия, все они "наполняли семейное гнездо бесценными произведениями искусства."



Сегодня Chatsworth хранит в своих стенах бесценную коллекцию произведений искусства, охватывающую период более 4 тысячелетий - начиная с древних римских статуй и египетских скульптур, продолжая шедеврами Рембрандта и Паоло Веронезе, и заканчивая богатейшей коллекцией современного искусства, включающей работы Lucian Freud (на фото ниже), Edmund de Waal и David Nash.



Возведение Chatsworth House началось в 1687 году. Уильям Кавендиш, 1-й герцог Девонширский (1640-1707) для строительства семейной резиденции нанял ведущих архитекторов своего времени - Уильяма Тальмана и Уильяма Арчера. Проект базировался на барочных традициях Европы.





Как "не все йогурты одинаково полезны", так и не все Девонширы внесли пропорциональный вклад в обустройство семейного гнезда. Далее я перечислю самых активных из них, а посему исторически ценных.



Второй герцог Девонширский (1673 - 1729) ничего не менял в поместье ни в здании, ни в саду. Он занимался коллекционирование картин, рисунков и печатных изданий, сделал важные собрания монет и лично занимался резьбой по камню.



Четвертый герцог Девонширский (1720-1764) внес важные изменения в поместье. Были снесены ряд построек. Новый архитектор Джеймс Пэйн был приглашен пристроить новое крыло к северной части дома, построить новую кухню и другие подсобные помещения.



Шестой герцог (1790-1858) имел превосходный взгляд и вкус на многие вещи. Он был строителем, коллекционером и садовником (!) одновременно. Свои 47 лет он провёл в путешествиях, собирая разные предметы и скульптуры, ныне украшающие Chatsworth.



Лично для меня безусловной победой здравого смысла стала интеграция в классические интерьеры Chatsworth House современного искусства.



На первый взгляд, не совсем понятно, что в этом зале родом из современности.



Подсказываю: вот эти разноцветные "яйца дракона". Остальной антураж - классика чистой воды.



Здание Chatsworth House неоднократно перестраивалось, а учитывая его солидный возраст, также и реставрировалось.



Следующая инсталляция, которая вызвала, пожалуй, самую неоднозначную реакцию посетителей, вот:



Пока зрители терялись в догадках, какому из герцогов Девонширских принадлежала эта пара обуви, персонал Дома с готовностью поделился информацией, что во время реставрации на чердаке были обнаружены эти ботинки. Причем, оба левые.Поскольку сопроводительных документов рядом не было, предположили, что они принадлежали кому-то из шотландских строителей.



Найти левый ботинок - к удаче. А найти сразу два левых - к двойной удаче. В итоге было решено сделать их частью экспозиции Дома.



Большая часть 30 залов Chatsworth, доступных для посещения туристами, выдержаны в классическом стиле. Исключением является галерея, стены которой украшают... чтобы вы подумали?



ДНК владельцев поместья Chatsworth!



Никогда бы не догадался, если бы мне об этом не сказали.



Для лучшего запоминания важности данного места, в той же галерее расположен интерактивный женский портрет, который каждую секунду становится иным - части лица и одежды женщины постоянно меняют свой цвет, и в итоге каждое мгновение он обновляется.







И этот праздник современного искусства и компьютерных технологий находится всего лишь в паре метров от еще одной нарядной лестницы Chatsworth House, украшенной портретами именитых предков и коронованных особ, которые часто гостили в этом поместье.





Кроме того, если ваш взгляд зацепился за игрушечных овечек, которых в Чатсуорте великое множество, знайте - графство Дербишир славится своим шерстяным и суконным производством.




В одном из залов второго этажа установлена подлинная прялка, а вдоль стен на полках расставлены катушки с нитками.





Чтобы прогулка по залам Дома не стала похожей на посещение художественного музея, ряд комнат иллюстрирует подлинный быт британских аристократов 19 века. Благо, вещи прекрасно сохранились.





Лично на меня неизгладимое впечатление произвел антикварный душ.



Спустившись на первый этаж, вновь попадаешь в "зазеркалье". Предметы старины (в данном случае, древние фолианты) там мило соседствуют с хайтековыми интерьерами из не пойми чего. На самом деле, я потрогал. Из керамики.



Статуя Гермеса реально старинная.



Двенадцатый герцог Девонширский (1944г.р), женился в 1967 году на Аманде Хейвуд-Лонсдэйл. У пары трое детей. В течение нескольких лет герцог был вовлечен в управление британскими конными бегами, в настоящее время является личным представителем Королевы и управляет родовыми имениями в Аббатстве Болтона в Йоркшире, замком Лисмор в Ирландии и поместьем Чатсуорт. Оба, Герцог и Герцогиня и их сын Лорд Барлингтон очень активные коллекционеры произведений искусства.



Скульптурная галерея Chatsworth House - это нечто незабываемое.



Во первых, в ней хранится одна из жемчужин коллекции Дома - мраморный спящий мальчик с собакой. Исполнение настолько реалистично, что герои кажутся живыми.







Но не меньшее потрясение ждет гостя, когда он продвигаясь далее по скульптурной галерее, и лавируя между бесценными мраморными статуями и бюстами, натыкается на ЭТО:



Должен сказать, что именно ЭТО произведение современного искусства великолепно оттеняет все бесценное наполнение Sculpture Gallery.



К сожалению, вскоре после Второй мировой войны выяснилось, что поместье обременено долгами в 7 млн. фунтов, и значительную часть бесценных коллекций пришлось пустить с молотка. В настоящее время содержание Чатсуорт-хауса финансируется за счёт привлечения туристов и сдачи территории в аренду для съёмок фильмов и сериалов. Из последних стоит упомянуть «Гордость и предубеждение», «Герцогиня», «Человек-волк» и «Корона».



Как я уже говорил в начале своего рассказа, любая экскурсия заканчивается посещением магазина сувениров (см. фильм про Бэнгси "Выход через сувенирную лавку").





В Британии сувенирные лавки превзошли все виденные мною ранее. Как по качеству сувениров (во многих случаях - качество очень высокое), так и по ценам (ещё выше, чем качество).



Предвосхищая вопрос, всё ли в сувенирной лавке продается, отвечаю: нет, не всё. Подлинные римские скульптуры и китаянка в платье из последней китайской коллекции D&G не имели ценников, и поэтому не пробились на кассе.




Великобритания

Previous post Next post
Up