Крым. Евпатория. Август 2016. Часть 2

Mar 06, 2017 20:34




Следующим утром отправляемся в старый город.


Это район, охватывающий зону дореволюционной застройки и сохранивший планировку средневекового Гезлева.


Евпатория - один из древнейших городов мира, не так давно отметивший свое 2500-летие. Здесь издавна проживали народности с разным вероисповеданием.


Из-за того, что в старом городе находятся храмы шести различных религий, его часто называют «Малым Иерусалимом».




Караимские кенасы - храмовый комплекс крымских караимов. Это немногочисленная этническая группа, происходящая от тюркоязычных последователей караимизма.


Комплекс был построен в начале XIX века и с 1837 года является духовным центром караимов России.


Сразу после входа посетители попадают в длинный двор, затененный виноградом.




В стенах обеих сторон двора устроены ниши из мрамора с надписями на древнееврейском языке. На этих плитах запечатлены важнейшие события из жизни караимов, отмечены имена людей, внесших значительный вклад в жизнь караимской общины.


Будучи похожими по разговорному языку и бытовым обычаям на окружающие тюркские народы, караимы традиционно исповедовали караизм - религию, родственную иудаизму или же трактуемую как секта иудаизма, пользуясь древнееврейским языком.




Во втором дворике, в память о посещении кенаса 1 ноября 1825 г. императором Александром І, установлена мраморная стела.


Император остановился в доме Хаджи-аги Бабовича, бывшего тогда городничим, а позднее - духовным главой караимов, и имел длительную беседу с караимским теологом Яшаром (Луцким) о сущности караимской веры.




В наше время насчитывают до 2000 караимов во всем мире. В Крыму их родовым гнездом была крепость Чуфут-Кале, где в XVI-XVII веках караимская община достигла наибольшего расцвета.






Третий дворик - дворик ожидания. Здесь община ожидала начала молитвы, решала общинные вопросы, разбирала споры между прихожанами.




Из дворика ожиданий устроен вход в Большую кенасу - соборный кафедральный храм для служб в особо торжественные и праздничные дни.






В боковом дворике комплекса располагаются надмогильные камни, напоминающие о караимской истории.


Захоронений здесь нет, только памятники.


Это все, что уцелело от древнего евпаторийского караимского кладбища.


Грандиозная уличная картина, на которой изображен визит императора.








На русский с тюркского «гезлев» переводится как «сто огней». Вероятнее всего, город получил такое название из-за множества огней, которые зажигались в домах с наступлением темноты и были видны издалека.






В 1783 году произошло присоединение Крыма к Российской Империи. Гезлев был переименован в Евпаторию - в честь понтийского царя Митридата IV Евпатора.


Сворачиваем на улицу Тучина


и выходим к Свято-Николаевскому собору.


Этот храм, расположенный неподалеку от набережной, является вторым в Крыму по высоте, площади и вместимости.


С начала девяностых годов XIX века шел сбор пожертвований на его сооружение, в 1892 году из императорской казны были выделены средства на строительство храма, и за пять с половиной лет проект архитектора Бернардацци был воплощен в жизнь.


Бывший доходный дом Семена Дувана.


Буквально в ста метрах от Свято-Николаевского собора расположена соборная пятничная мечеть Джума-Джами.


Мечеть была заложена в Гезлеве в 1552 году при хане Девлете I Герае, ее архитектором является Ходжа Синан - автор многих выдающихся построек в Стамбуле и других городах мусульманского Востока.


Под сводами этого храма оглашалось полученное в Стамбуле право на Крымское Ханство (фирман), скрепленное здесь же подписью хана в специальном акте, который хранился в мечети.


Памятник Ашик Умеру - крымскотатарскому поэту, одному из наиболее известных представителей тюркоязычной ашикской поэзии.




Одним из важнейших событий в истории города в период Великой Отечественной войны была высадка евпаторийского десанта.


Памятный знак на месте жестоких боев.
















Во дворе еврейской ремесленной синагоги Егия-Копай расположено кафе-музей еврейской кухни «Йоськин кот».


В меню кафе традиционные блюда еврейской кухни: форшмак, маца, салаты, горячие блюда.






Синагога Егия-Копай является центром жизни евпаторийской еврейской общины. Строительство здания завершилось в 1911 году.


Здание построено в форме базилики из мамайского желтого известняка. Кладка камней главного западного фасада, чередование широких и узких рядов, копирует кладку стен Иерусалимского храма.


Ныне храм принадлежит религиозной общине прогрессивного иудаизма, насчитывающей более 100 верующих.




Другие мои отчеты смотрите на http://tema-travel.ru

Крым, Евпатория

Previous post Next post
Up