Следующим утром отправляемся в старый город.
Это район, охватывающий зону дореволюционной застройки и сохранивший планировку средневекового Гезлева.
Евпатория - один из древнейших городов мира, не так давно отметивший свое 2500-летие. Здесь издавна проживали народности с разным вероисповеданием.
Из-за того, что в старом городе находятся храмы шести различных религий, его часто называют «Малым Иерусалимом».
Караимские кенасы - храмовый комплекс крымских караимов. Это немногочисленная этническая группа, происходящая от тюркоязычных последователей караимизма.
Комплекс был построен в начале XIX века и с 1837 года является духовным центром караимов России.
Сразу после входа посетители попадают в длинный двор, затененный виноградом.
В стенах обеих сторон двора устроены ниши из мрамора с надписями на древнееврейском языке. На этих плитах запечатлены важнейшие события из жизни караимов, отмечены имена людей, внесших значительный вклад в жизнь караимской общины.
Будучи похожими по разговорному языку и бытовым обычаям на окружающие тюркские народы, караимы традиционно исповедовали караизм - религию, родственную иудаизму или же трактуемую как секта иудаизма, пользуясь древнееврейским языком.
Во втором дворике, в память о посещении кенаса 1 ноября 1825 г. императором Александром І, установлена мраморная стела.
Император остановился в доме Хаджи-аги Бабовича, бывшего тогда городничим, а позднее - духовным главой караимов, и имел длительную беседу с караимским теологом Яшаром (Луцким) о сущности караимской веры.
В наше время насчитывают до 2000 караимов во всем мире. В Крыму их родовым гнездом была крепость Чуфут-Кале, где в XVI-XVII веках караимская община достигла наибольшего расцвета.
Третий дворик - дворик ожидания. Здесь община ожидала начала молитвы, решала общинные вопросы, разбирала споры между прихожанами.
Из дворика ожиданий устроен вход в Большую кенасу - соборный кафедральный храм для служб в особо торжественные и праздничные дни.
В боковом дворике комплекса располагаются надмогильные камни, напоминающие о караимской истории.
Захоронений здесь нет, только памятники.
Это все, что уцелело от древнего евпаторийского караимского кладбища.
Грандиозная уличная картина, на которой изображен визит императора.
На русский с тюркского «гезлев» переводится как «сто огней». Вероятнее всего, город получил такое название из-за множества огней, которые зажигались в домах с наступлением темноты и были видны издалека.
В 1783 году произошло присоединение Крыма к Российской Империи. Гезлев был переименован в Евпаторию - в честь понтийского царя Митридата IV Евпатора.
Сворачиваем на улицу Тучина
и выходим к Свято-Николаевскому собору.
Этот храм, расположенный неподалеку от набережной, является вторым в Крыму по высоте, площади и вместимости.
С начала девяностых годов XIX века шел сбор пожертвований на его сооружение, в 1892 году из императорской казны были выделены средства на строительство храма, и за пять с половиной лет проект архитектора Бернардацци был воплощен в жизнь.
Бывший доходный дом Семена Дувана.
Буквально в ста метрах от Свято-Николаевского собора расположена соборная пятничная мечеть Джума-Джами.
Мечеть была заложена в Гезлеве в 1552 году при хане Девлете I Герае, ее архитектором является Ходжа Синан - автор многих выдающихся построек в Стамбуле и других городах мусульманского Востока.
Под сводами этого храма оглашалось полученное в Стамбуле право на Крымское Ханство (фирман), скрепленное здесь же подписью хана в специальном акте, который хранился в мечети.
Памятник Ашик Умеру - крымскотатарскому поэту, одному из наиболее известных представителей тюркоязычной ашикской поэзии.
Одним из важнейших событий в истории города в период Великой Отечественной войны была высадка евпаторийского десанта.
Памятный знак на месте жестоких боев.
Во дворе еврейской ремесленной синагоги Егия-Копай расположено кафе-музей еврейской кухни «Йоськин кот».
В меню кафе традиционные блюда еврейской кухни: форшмак, маца, салаты, горячие блюда.
Синагога Егия-Копай является центром жизни евпаторийской еврейской общины. Строительство здания завершилось в 1911 году.
Здание построено в форме базилики из мамайского желтого известняка. Кладка камней главного западного фасада, чередование широких и узких рядов, копирует кладку стен Иерусалимского храма.
Ныне храм принадлежит религиозной общине прогрессивного иудаизма, насчитывающей более 100 верующих.
Другие мои отчеты смотрите на
http://tema-travel.ru