Обратный путь по Чуйскому тракту, кажется еще более интересный. Во первых, стало чуть прохладней, жара ушла в Монголию. ) Во вторых, ты уже знаешь весь маршрут, представляешь себе где наиболее интересные точки обзора, где стоит останавливаться, а где можно и проехать мимо, дабы не повторяться...
01. Итак, в прошлом посте мы остановились в Кош-Агаче. Это большое по местным меркам село, основанное еще в 1801 году, как центр культурных и торговых отношений между Алтаем и Монголией, являвшейся тогда частью Китайской империи. Любопытно о селе в 1905 году писал исследователь русского и монгольского Алтая Василий Сапожников: "Кош-Агач... состоит из отдельных усадеб, разбросанных без всякого порядка, на значительном расстоянии друг от друга..." Очень крутую книгу о здешних местах написал автор,
рекомендую. Прошло вот уже более 100 лет, но здесь кажется так ничего и не изменилось. )
02. Все те же разбросанные дома и усадьбы на значительном расстоянии друг от друга. И практически полное отсутствие растительности выше "степного загара"... В 2003 году здесь произошло крупное землетрясение, повредившее целый ряд домов,
03. поэтому в городе много новых домов, есть даже целый новый микрорайон небольших потемкинских коттеджей. Кроме всего прочего, целый ряд мелких магазинов и гостиниц, автозаправки, мечеть, церковь и линейка чиновничьих учреждений. Формально территория села - это уже погранзона, требующая спец разрешений. Но как правило, никто не спрашивает последних на территории самого села (а уж за пределами, другое дело). Однако, увидев меня с камерой, пограничники, вежливо попросили убрать аппарат куда подальше, и либо оформить разрешение на пребывание, либо отправиться восвояси. Очень вежливо. )
04. Что же, времени на оформление разрешений, да и смысла в этом не было. Поэтому, наспех пообедав, я отправился в обратный путь. Оставляя за собой симпатичное степное село, в котором, проживает чуть более 9000 человек, в основном алтайцев и казахов.
05. А впереди открывается совершенно чудесный вид.
06. Машин в этой части Чуйского тракта, практически нету, стоит ли говорить о камерах, сотрудниках ДПС? ) Последних я встречал только на подъезде к Майме, что у самого Горно-Алтайска. Не знаю так ли всегда, или мне просто повезло.
07. Но в этой части дороги совершенно пустынны, а виды потрясающие! Хочется останавливаться буквально за каждым новым поворотом! )
08. Между Чуйской и Курайской степями, идет достаточно каменистая местность,
09. местами поросшая редким лесом из лиственницы.
10. А как только выезжаем на просторы Курайской степи, сразу же открывается сногсшибательный вид на Северо-Чуйский хребет.
11. Панорама Курайской степи
12. Эта территория, расположенная на высоте 1500-1600 метров над уровнем моря, отличается суровым климатом: непродолжительные жаркие летние дни, сменяют снежные вьюги и суровые холода.
13. Было бы интересно проехать здесь осенью или даже зимой, предполагаю виды будут еще более ослепительные чем летом.
14. Местность немного напоминает
низовья Лены, только вместо арктической тундры, степь. И что уж совсем не вяжется с Арктикой, так это редкие, сиротливые ели.
15. На горизонте село Курай, в котором проживает чуть более 500 человек, и все. На всю Курайскую степь! )
16. Исключительно завораживающее и уникальное зрелище!
17. Пожалуй самая интересная часть Чуйского тракта - Кош-Агачский район, осталась позади. Горы подошли практически вплотную к реке Чуя,
18. дорога запетляла по живописному Улаганскому району.
19. Всего 40 км назад мы были в голой степи, а теперь вот хвойные леса. Причем, высота над уровнем моря если и изменилась, то незначительно.
20. Чуя теперь будет сопровождать нас до самого своего впадения в Катунь.
21. Все чаще и чаще хочется останавливаться, чтобы передохнуть и по наслаждаться видами.
22. Ну как такие чудесные места можно проехать не останавливаясь? )
23. Это уже территория Онгудайского района. Представьте себе, такие ландшафтные виды тянутся на протяжении примерно 100 км. Долина реки Чуя.
24. В районе скалы Белый Бом, расположен памятник легендарному алтайскому шоферу. Это сегодня движение по Чуйскому тракту - одно удовольствие, а когда-то это тяжелый труд. Автомобильная дорога была построена в 30-е-40-е годы XX века силами заключенных, в роли которых выступали "раскулаченные" сибирские крестьяне. В 60-е и 70-е дорога, участками капитально ремонтировалась, доводилась до ума. Но лишь в 2000-е годы был окончательно проложен асфальт на всем своем протяжении до границ Монголии. До этого, были участки, где асфальтированное покрытие просто отсутствовало.
25. И снова в дорогу, снова в путь.
26. Приближаемся к территории природного парка "Чуй-Оозы", что неподалеку от места слияния Чуи и Катуни. Опять меняется ландшафт.
27. Панорама села Иня, точнее заброшенной части села.
28. Где-то здесь стоит весьма забавный памятник Ленину, который я почему-то пропустил.
29. Но есть интернет! Маленький Владимир Ильич стоит на непропорционально большом постаменте, забавно. Справедливости ради, стоит упомянуть что село Иня - это живое село, в котором проживает чуть более 700 человек.
Фото с просторов интернета
30. После села, в очередной раз меняется ландшафт. Каменистая гористая местность заполняет все вокруг практически до самого Малого Яломана,
31. где река Катунь делает свой фантастический изгиб.
32. Село Малый Яломан.
33.
34. Впереди дорога на перевал Чике-Таман
35. Чике-Таман считается самым крутым перевалом на Чуйском Тракте. Хотя как я уже упоминал его высота не большая, всего 1460 м.
36. Но подъем и спуск достаточно крутоват, как говориться, серпантины на серпантинах... )
37. Сразу за перевалом расположена Хабаровка, - небольшое русское село, расположенное вдоль тракта. К сожалению, население села сокращается. Старики уходят, а молодежь стремится в города...
38. Проезжаю мимо районного центра Онгудай, где я останавливался утром.
39. И опять меняется ландшафт. На смену приходит что-то почти альпийское... )
40. Вечерние краски невероятно украшают виды.
41. А до Горно-Алтайска еще ехать и ехать... )
42. Поднимаюсь Семинским перевалом.
43. Хвойные леса, сибирские кедры. Свежайший воздух кружит голову.
44. Эта местность, по моему субъективному мнению не менее интересна и живописна чем Курайская степь, на всем протяжении Чуйского Тракта.
45. Красота и только!
46.
47. Шебалинский район Республики Алтай.
48. Одна из сибирских деревень на подъезде к Усть-Сема.
49. Солнце опустилось за дальнее холмы, когда я подбирался к окрестностям Майминского района,
50. к Горно-Алтайску, откуда и начался мой утренний путь по Чуйскому тракту. Туда и обратно за один день. Путь протяженностью в 900 км, с многочисленными остановками занял у меня всего один день, но какой!? )