Почему-то я наивно полагал, что если забраться подальше от обычных туристических маршрутов, то вокруг станет меньше людей. Вокруг действительно перестали говорить по-английски, но людей меньше не стало. Даже на самой высокой точке одного из пиков в 4:15 утра внезапно сдуло облако, закрывавшее от меня сверху склон. На склоне молча и сосредоточенно стояла пара сотен китайцев, ждущих рассвета.
Итак, самое главное на Хуаншане - красная пуховая куртка. Каждый отель с радостью бесплатно предоставляет вам такую. Сорвавшегося туриста в красной куртке искать куда проще.
Ниже 50 фотографий и мелкие истории.
Но всё же Хунашань - это центральный Китай, где уже почти отсутствует европейская еда. Зато есть такие вкусности, которые сложно найти в цивилизованном Шанхае и Пекине. Поэтому сначала немного расскажу про местную еду и вообще еду в Поднебесной. Вот местная:
Вот обычный ужин-обед, включающий некую сложную конструкцию из мяса, огурцов и рисовых блинчиков (типа утки по-пекински, но не утки). Острое как дыхание дракона. И рядом - месиво из вкуснейших овощей с кусочками мяса. Я заказывал первое, гид Мириам - второе, оладьи были комплиментом от повара, углядевшего живого европейца с палочками.
Естественно, мы вымыли посуду первой заваркой чая и начали есть. Вместе из общих тарелок к себе, и дальше - класть в голову, как обычно. Это была, наверное, самая спокойная и мирная трапеза.
А началось всё две недели назад, когда я приехал в 2 утра, и поэтому искал еду в автомате, меняющим монеты на непонятные свёртки. Последние несъеденным оказался вот такой суп-кирпич. На нём сверху был нарисован хлеб. Внутри - что-то похожее на пластик под перцем, очень-очень странное. Вроде, не куриный кубик, но и не просто еда. Не намазывается, твёрдое:
То, что выглядело по упаковке как крекеры оказались пастилой, а лапша - чем-то вроде солёных капперсов. Только через пару дней я узнал, что вот этот брусок выше - это тофу в специях, вот такой:
Но продолжим. Ещё тут продают тутник на улицах:
Подают помидоры с сахаром:
И их же к одуванчиковому чаю:
Вместо блинов - яичница, в неё могут завернуть что угодно:
Некоторые фруктовые чаи можно натурально есть:
В ресторане к макаронам можно выбрать начинку (но пока не попробуешь - не узнаешь, что ты выбрал):
Любят жарить лапшу:
Вот тут среди всего прочего лежит маринованная кубышка лотоса:
Как насчёт того, чтобы погрызть куриную лапу?
Вот это - чертовски вкусно. Но я не знаю, что это было. Подозреваю, что лук:
Фрукты продают на улице:
В мусульманском квартале Сианя пекут отличный хлеб:
А это что-то вроде манной каши пополам с рисом во вкуснейшем соусе:
Конечно, сок из всего, что есть:
Морепродукты:
Шашлыки:
Снова жарят тофу:
Бисквит:
Пельмени формой подсказывают, что внутри. Это вот с утиным мясом:
Два мусса:
Булочки:
И пекарь прямо рядом:
Вопросов, конечно, море. Когда вы выходите на шведский стол, очень сложно определить, что где, нужно пробовать. Странные вещи творятся вокруг: вот, например, зачем повар порезал яичницу-глазунью пополам? На верхний и нижний слои? Или почему арбуз вчера был красный, а сегодня уже жёлтый? Почему картошка-фри (дань европейцам) вчера была обычная, а сегодня как булочки?
В Хуаншане очень красивая торговая улица:
И совершенно безумно крутой театр. В театрах есть особый китайский жанр: система частиц. Потому что актёров много. Даём каждому актёру ночью по светящейся рыбке, говорим - вот вы 300 человек будете косяком форели. И выпускаем на сцену. Потому что когда рыба играет на заднем плане - это метафора, означающая счастливую семейную жизнь актёров на переднем плане. А ещё билеты в театр забавные: иногда чётные места справа, нечётные - слева.
Общее впечатление от представлений - совершенно обалденное, делают очень круто. Единственный косяк - не всегда они понимают как соединять музыку: оборвать трек на середине без фейда и сразу же начать новый - очень частое явление. Зато сильные стороны - это акробатика (сумасшедше крутая!), инженерные трюки (7 мотоциклов в шаре - пожалуйста! Превратить сцену в водопад - держите!
Нужно сделать видео на заднем плане сцены - не вопрос! Хотите, чтобы из озера-сцены вылез объект с 9-этажный дом? Сейчас сделаем.), светодиодные штуки очень круты (например, на потолке одного из театров матрица 40:60 прожекторов, позволяет делать сложный свет). Уф.
Мириам очень долго спрашивала меня на второй день, как объяснять европейцам, что представление хорошее. Она пыталась упирать на историю Китая и то, как здорово она передаётся. Я объяснил, что надо показывать картинки. Для китаянки Мириам это было неожиданно, но она обещала напечатать фотографии с сайта театра следующему туристу. Вообще, пока мы ехали вот по этим предгорьям, она всячески изучала психологию западного человека, задавая мне вопросы.
Обычный маршрут такой: прилёт в Хуаншань, отель в городе (вечер на торговой улице и в театре), потом поездка до канатной дороги, подъём (иначе 18 километров пешком вверх до отметки около 1800 метров над уровнем моря), отель на склоне горы, метрах в 400-500 ниже ближайших пиков.
Вот по такой тропинке мы попадаем в отель за полчаса после канатки:
По дороге встречается очень много деревьев с именами. Например, два дерева рядом - это влюблённые. Одно дерево прячется за другим высоким - это герой и красавица. Ветка торчит вбок? Это дерево ей машет, сталбыть, приветственное дерево. Можно спрятаться от дождя? Зонтичное дерево. И так далее.
Усталый как чёрт добираюсь до гостиницы. Холодно, а я в кедах и специальных "резиновых перчатках" для ног. Они как бахилы или валенки, только сделаны из какого-то толстого полимера. В отеле есть специальное табло, обещающее 72%, что завтра будет нормальный красивый восход. Сейчас туман и дождь.
Каждый день я старался играть в игру «Что я купил?». Правила простые - в магазине находится самая непонятная фигня без английских надписей и покупается. В первый день в мясном отделе я чуть не купил прокладки, потом был шарик-прыгун в плотном вакуумном пакете (варёное яйцо без скорлупы), отдельно взятая соевая сосиска в сладостях, «шоколадные дети» (мелко накрошенный шоколад в треугольном пакете как у нас из-под молока), камень-амулет, медаль за взятие вершины Хуаншаня; а в пластиковой коробке, напоминающей собачью какашку, нашлась игрушка - поющая птица. В пакете из-под чая оказался шиповник, в железной коробке нашёлся хлеб с лепестками пионов... в общем, вынос мозга, да. Но круто.
Но продолжу. Пока стоял туман с дождём, местные пережидали в норах. Поэтому я мог гулять относительно один и снимать безумную, просто сказочную красоту из тумана и гор. Мириам никак не понимала, что именно за этим я и прибыл, и дико извинялась за погоду, утверждая, что завтра обещают солнце.
К вечеру действительно стало ясно.
Вылезли люди. Здесь в горах действует приоритет грузчика: если вы видите человека со специальным коромыслом из двух палок, нужно уступать. Он несёт вещи хилых туристов, воду, стройматериалы или ещё что полезное. Иногда самих туристов, но тут нужны уже двое. Потому что туристы плохо поднимаются.
Вечером возвращаюсь в номер и замечаю, что за окном - не стена тумана, а вполне себе отличный вид:
Этот вид спасает меня от таких мелких бытовых вещей как инвайт в чане с соком, настоятельной просьбы местного милиционера носить красную куртку (как я уже объяснял, он беспокоится о том, чтобы проще найти туриста, если последний упадёт) и ужасающего разнообразия местного шведского стола. Вечером - ещё одна вылазка на закат.
Точки разведаны, азимут засечён. Будильник выставлен - и утром, в 4:35 нужно выйти, чтобы ровно к рассвету добраться до вершины. Выхожу в 4:30, вижу непривычно молчаливых китайцев с огурцами, спешашими в гору. Вообще, огурец - универсальная еда. Он и как фляжка, и как завтрак, и как обед или ужин. Китайцы ходят с огурцами везде, где нужно взять вкусную лёгкую еду с собой.
Долезаю:
В этом месте склон внизу начинает радостно кричать:
Днём я залез ещё на пару точек, но тумана уже не было:
На самой-самой вершине одного из пиков есть специальный домик. Внутри туалет и стиральные машины. Обалдеть крутая логика, которую я не очень понял.
В конце мириам сделала анкету на бумажке, нарисовала там чекбоксы, написала все варианты. Мне осталось только подчеркнуть-заполнить.
В самолёте на обратном пути китайцы ходили друг к другу в гости. Рядом со мной летела пара пенсионеров - у прохода сидел муж, дальше жена - а потом у окна я. Так вот, муж сразу ушёл гулять к мужикам, а к моей соседке стали по очереди подсаживаться разные женщины примерно того же возраста, меняться помидорами, приносить варёные яйца, вместе смотреть фильм, обсуждать что-то... Познакомились они все ещё в аэропорту, когда садились.