Съездить в Прибалтику на машине было моим давнишним желанием. Однажды я уже ездил несколько лет назад в Таллин на новогодние каникулы. Из всей той поездки запомнилась унылая зимняя дорога и долгое, кажущееся целой вечностью, прохождение российско-эстонской границы в Нарве. Это было настолько утомительно, что практически перечеркнуло все впечатления и от Эстонии, и от самого Таллина. Эта поездка состоялась еще в эпоху без электронной очереди, которую ввели на следующий год, но насколько я знаю и с электронной очередью прохождение границы сегодня тоже не слишком жизнерадостное. И поскольку для повторной поездки мы выбрали длинные выходные с 12 по 15 июня, Таллин отпадал стразу. В эти дни тысячи россиян устремились в бижайшее зарубежье и Эстония традиционно одно из наиболее приоритетных направлений в такое время. Поэтому оставался выбор между Латвией и Литвой. Посовещавшись, мы выбрали Латвию, а точнее Ригу. Виды старого города на берегу Западной Двины давно привлекали меня невероятной средневековой фактурой.
От Питера до Риги согласно навигатору без малого 600 километров, но это по прямой через Псков, что подразумевает заезд на территорию Прибалтики через границу Эстонии. Однако мы решили судьбу не испытывать, и перейти таможню непосредственно в Латвию. Знающие люди посоветовали сделать небольшой крюк и пересечь границу через какой-то затерянный в полях терминал, про который знают только местные контрабандисты. Очереди не было. Перед въездом стояла лишь одна российская машина и одна латвийская. По местным правилам машины с российскими номерами пропускают без очереди, поэтому обе границы мы прошли достаточно быстро, не смотря на крайне неторопливую работу пограничников с латвийской стороны и несколько большую их бюрократию, от которой наши таможенники ушли уже несколько лет назад.
Латвия порадовала с первых минут нахождения в ней. Признаюсь, мы все ожидали какой-то неприязни или даже враждебности по отношению к русским, но нет. Ни на границе, ни по дороге, и в самой Риге мы не встретили ничего подобного! Мы искренне радовались тому, что ошибались. Граница осталась позади и окружающий мир кардинально переменился. Заброшенные и поросшие бурьяном земли псковской области сменились ухоженными лугами и засеянными полями. Придорожные деревеньки, с абсолютно идентичными нашим домами, тем не менее выглядели совершенно иначе. Все дворы выкошены, нигде ничего не расбросано, нет хлама и мусора, а кое-где обочины превращены в мощеные брусчаткой тротуары. Даже небо здесь после сопровождавших нас на протяжении всего пути в псковской области дождевых туч неожиданно прояснилось. Огорчали лишь дороги. Вернее состояние асфальтового покрытия на них. Очевидно, что последний капитальный ремонт дорог в Латвии не делали уже очень давно. Видны следы только ямочного ремонта, от чего вся дорога в большинстве своем это бесконечное количество заплаток и трещин.
2.
Все три дня, что мы провели в Латвии, погода здесь менялась настолько стремительно, что в течение часа небо могло проясниться почти полностью и за минуты снова так же полностью затянуться дождевыми тучами. А между этими состояниями разворачивалась просто феерическая игра солнца, облаков и туч. Мой фотографический мозг постоянно находился на грани разрыва. Но приходилось мчать дальше и дальше, делая лишь редкие остановки, которые была бы возможность я в этих краях делал бы в десятки раз чаще, настолько живописной оказалась сельская Латвия.
3.
4.
Восточная часть Латвии, по которой мы держали путь, населена не густо. Преимущественно это фермерские угодья с редкими хуторами, представляющими собой компактные комплексы жилых и хозяйственных построек. Внешний вид домов говорил о том, что люди здесь живут довольно скромно. Вообще впечатление от всей Латвии сложилось следующее: "бедненько, но чистенько". Для аналогичных областей России эта фраза как правило сокращается до только одного слова "бедненько".
5.
Довольно часто можно заметить и заброшенные хозяйства, но их в разы меньше, чем заброшенок у нас.
6.
7.
8.
В одной из территорий был замечен кровожадный полудикий котэ, который очень не по-доброму взглянул в нашу сторону, когда мы вывалились из машины, чтобы сделать пару кадров. Это была первая и единстевенная встреча с враждебным туземцем в Латвии.
9.
Проносящиеся за окном пейзажи представляли собой преимущественно пастбища и зеленые луга, где выращивалась трава для большого количества молочных коров. Эта часть Латвии является активным производителем молока и молочных продуктов. Возможно латвийские сыры, которые еще можно найти на полках наших магазинов, родом именно из этих мест.
10.
11.
12.
Между тем небо преподносило все новые и новые художественные сюрпризы, атмосферные причуды которого, в сочетании с зелеными покровами полей создавали умиротворяющую почти идиализированную картинку.
13.
Местами зеленые краски резко сменялись сочным желтым цветом. Не знаю, что это за поля и что за цветущая культура на них произростала, да и культура ли вообще, но зрелище это было крайне эффектное.
14.
15.
16.
Пытливый читатель наверное спросит: "А где же обещанные аисты?". Да вот же они! Их было встречено великое множество, стоящих совершенно без боязни на обочине, производя впечатление, что это стоит маленький человечек, или летящие птеродактелем в небе, или сидящие в своих огромных под стать себе гнездах на столбах и заброшенных трубах домов. Аисты здесь живут в каждом населенном пункте.
17.
Семью аистов, а то и несколько, можно было заметить в каждом хуторе. Человека они не боятся совершенно и подпускают на очень близкое расстояние, прекрасно понимая, что столбы высокие и опасаться им нечего. Впрочем многолетнее соседство аистов с людьми дает этим пернатым гигантам знание того, что человек им не враг, а скорее наоборот. Ведь для для многих народов аист является символом счастья и гнездование семьи аистов неподалеку от жилища человека считается добрым знаком.
18.
19.