Мне Тифлис горбатый снится,
Сазандарей стон звенит,
На мосту народ толпится,
Вся ковровая столица,
А внизу Кура шумит.
Осип Мандельштам.
Скорее получился не отчет, а поток сознания, которое медленно возвращается после такого путешествия. Не обессудьте ведь проехали почти 4500 км на Honda CBR600 f4i
UPD получился даже не отчет, а роман.
Пролог
Это был мой первый такой серьезный дальнобой, не считая традиционных для каждого уважающего себя мотоциклидзе кругосветки по Яузе и прохвата с ночевками дом-заправка-пиво-дом. К тому же решили ехать мы вдвоем, в смысле я и мой прекрасный второй номер со сногсшибательным третьим номером )) В общем с чего начинать подготовку поездки на 5000 км, конечно, с экипировки и ТО мотоцикла. Я, как трушный адепт религии «все что можно оставить на завтра, оставь на послезавтра» занялся этими делами за пару дней до выезда. Объездили кучу магазинов с женским экипом, но «это некрасивое, не так сидит, защита плеч большая, куртка коротка, куртка длинная, о боже она же черная, вот неплохая (ххххх руб сглотнул я и жестко сказал - плохая в ней защита)… Это была хорошая тренировка дзена перед поездкой.
В общем в итоге нам повезло, после того, как продавцы мотору и других контор стали уже здороваться, мы нашли устраивающий обоих вариант верх-низ и опять я расслабился. Вечером перед поездкой, когда одежда не влезла в два мои мега крутые кофра на 15 литров, хм да всего на 15 … Я метнулся искать сумку на бак, коею и нашел за чудесные для бюджета путешественника 1600 р. Замечу она нас реально спасла, блин, у нее даже капюшон был )) купил заодно два дождевика, комплект для ремонта шин, защиту спины в женскую куртку и что-то еще по мелочи. Сразу напишу здесь, чтобы не портить себе настроение ниже - протупил и не купил бахилы и непромокаемые перчатки, они бы нам очень и очень и даже очень пригодились. Дедовский метод с пакетами на ноги помог, конечно, защитить немного наши нежные ножки. Но вот руки были мокрые и ледяные. Дождь лил примерно 2/3 пути, как туда, так и обратно.
Глава 1 «выезд в 5 утра»
Накануне вечером решили выехать «рано утром до пробок». Мудрое, безусловно, решение, если бы не провокация со стороны будильника. Он позволил себя переставить несколько раз на более позднее время. Итак, сумки собраны, зубы почищены, пиво выпито (накануне), родственники успокоены, мы красивые выходим во двор около 7 утра и радуемся теплому майскому солнцу. Оно было настолько теплым, что легким движением руки и молнии мы оставляем дома теплые подстежки от женской куртки и штанов. Да фигли лето же почти, а в Тбилиси то вообще наверно Сахара, не меньше…
Выехав из Москвы, уже на первых километрах трассы Дон мы дружно обменялись эпитетами относительно нашего ума и сообразительности, но рука не дрогнула, и мы продолжили наш эпический заезд. Но мысль почему же мы оставили так легкомысленно подстежки не давала покоя и наконец, когда солнце встало и осветило дальние закоулки моего сознания, я вспомнил ту самую гениальную идею - мы же решили, что если замерзнем, оденем дождевики!!! Уфф отлегло, не совсем конченный кретин. Померзнув на скорости еще одну сотню, мы остановились на наш первый пит-стоп. Натянули кофты и дождевые штаны, и в сухости и тепле полетели дальше.
Трасса Дон практически всю дорогу радовала своими пустыми полосами, отсутствием транспорта, мух и гаишников. В результате на первой космической скорости мы за несколько часов доехали до Воронежа. Не встретив ни одного бегемота в панамках, как обещали нам мультфильмы детства, мы пошли есть в Пиццерию Симпантико. Отличная еда, как раз в путь.
Глава 2 Воронеж-эвакуатор-Ростов или что такое не везет и как этим бороться
Сытые и довольные мы поехали дальше. Попа уже болела, спина ныла, но при этом дорога наполняла меня не только пылью, на некоторых участках матом, но и крутым чувством уверенности в скорых приключениях. Собственно, они и не заставили себя ждать. Ростов приближался… Сначала в радиатор мне спикировала какая-то нехилая птица, решившая, что лучше умереть эмблемой на моем спорте, чем жить под Воронежем… Её, конечно, можно понять, но определенные сомнения она в нас посеяла. Знаки…знаки…знаки… Т.к. старух с ведрами рядом не было (ведра российского автопрома не считаются), да и черные кошки еще спали, мы поехали дальше. Ростов приближался… Скоро у меня стало сдувать правый сапог. Лопнула молния моего бота. Выручил скотч, забегая вперед так я все 5000 и откатал со скотчем. «Ладно ерунда бывает» - сказал я себе, и мы порулили дальше. Да-да Ростов приближался… Через сотню км отрубился мой микрофон в гарнитуре. Скорее всего я его зачихал на первом отрезке нашего пути, когда мы играли в Порфирия Иванова и его последовательницу, призирающих холод и сырость. Теперь нам предстоял путь без связи друг с другом. Хотя с другой стороны, м.б. это и благо было ))) когда еще неделю можно будет помолчать )) В общем меня всю дорогу спасали 2 гига музыки, Иру всего 10 песен. Больше она не закачала. Ну вы все поняли еще раньше, что мы основательно подготовились да. Итак, едем дальше, Ростов все ближе. Именно в этом городе у нас была запланирована первая ночевка после первой тысячи км. Проштудировав форумы я отметил себе в голове (навигатора у нас не было) мотель Казачий Дозор в 10 км за городом. До него мы так и не доехали, поэтому пишу с чужих слов - не селитесь там. Есть места лучше, об этом ниже. Дорога, чем ближе к Ростову, тем была все хуже и хуже - ливень, частые ремонты, фуры и прочие радости узких дорог. Периодически на заправках пытался ремонтировать молнию на ботинке, поэтому часто сидел на корточках у мотоцикла. Пытливый читатель воскликнет - зачем нам это писать, ведь это же отчет о путешествии, а не записки неудачника… Но связь есть, в очередной десятый раз, наклонившись застегнуть молнию и замотать скотч, я заметил пробитое заднее колесо. Т.к. на трассе был ливень, дорога была разбита ремонтом, я не заметил никакой болтанки. Колесо спустилось, и за несколько километров шина стесалась до корда. Не было бы дождя, кочек и орущего в шлеме Фреди Меркури, наверно, заметил бы раньше и все было бы проще. Но проще -не наш путь!
Тем временем вокруг мотоцикла собрался консилиум из всех водителей бензоколонки, человек 7 стали описывать ужасы, грядущие нам в связи с пробитым в хлам колесом. Я тем временем надыбил насос, накачал шинку, нашел дырку и бодренько вставил туда жгут… Воздух сифонил, как если бутылку шампанского карандашом закрыть. На лице моей попутчицы читалось окончание путешествия. Она мне всерьез стала задавать вопросы про ближайший аэропорт и как еще цивилизованные люди, а не долбанутые мотоциклисты на спортах, попадают в Грузию…. Только мой дзен, прокаченный во время шопинга женского экипа, позволил не свалиться от усталость, злобы, досады, разочарования в жгутах и дырках. Блин проехали 900 км и так лажанулись. Но гордый варяг не сдается. Т.к. шина была вдрызг до корда стерта, заделывать несколькими жгутами было страшно, все же не один дальше едешь, а с третьим вторым номером. Было решено вызвать эвакуатор. До ближайшего города Каменск-Шахтинский было пару км и скоро приехал чОткий мужичек на легковушке с номерами 666 и сказал, что это он главный по эвакуатору, машина тоже сейчас будет. Приехал сам грузовик тоже, кстати, с номером 666. Жалко в фото не попал номер. Меня закрепили, и мы потарахтели в Шахтинск. Это был первый час нашего пути до Ростова. Ростов приближался…хоть и не так быстро, как хотелось нам. В Шахтинске бравые ребята на шиномонтаже, владельцы спортов, кросачей, эндур, яв, восходов и прочих мотоциклов (со слов водителя эвакуатора) отказались нам менять колесо - типа и шины нет, и как разбортовать мот мы не в курсе, и балансировку не сделаем, да там еще и цепь есть… в общем скулили-скулили и отправили нас в столицу местных шахт - Ростов-папу. Делать было нечего дело было к вечеру - 22-00 как никак. Решили ехать на эвакуаторе дальше до Ростова. Безусловно, выбран был самый барский метод передвижения. Сейчас бы я все же рискнул вставить три жгута и дочихпыхать до города. Но тогда стресс, ночь, дождь, уставшая красивая попутчица не давали мне повода показать безрассудную храбрость. Шинка то могла и лопнуть на ходу.
Но вы будете смеяться уважаемые читатели или м.б. всего один уважаемый читатель (мало ли никто меня не читает кроме нашей бабушки) этого опуса шина все же взорвалась. Эйнштейн был умный парень, когда написал закон сохранения чего-то там. Кажется, он сказал как-то так: Если шина не взорвалась у меня, она взорвется у кого-то другого. До Ростова ехать 140 км, через час пути сзади раздался грохот. Остановились посмотреть, у эвакуатора взорвался задний болон. Моя девушка ушла в астрал, у меня промелькнула мысля, что может быть кто-нибудь не хочет моего появления на земле предков… неееааа пробурчал я себе в мешки под глазами и стал ждать вердикта шофера. Саша, так его звали, влез в кабину и сказал, что все там разворотило и он не сможет поменять один - едем в шиномонтаж ))) Мотоцикл, едущий в шиномонтаж на эвакуаторе, едет в шиномонтаж эвакуатора. Мда. Дальше было не так интересно или просто места для эмоций в наших тыквах уже не осталось. Мы философски наблюдали, как на скорости 20 км наша машина ползла виляя десяток километров в поиске монтажа. Как нашли его на другой стороне трассы. Как ночью при нормальном таком потоке машин через сплошную мы рванули на ту сторону и как потом выруливали через сплошную обратно. К 12 ночи мы приехали в Ростов. По словам водителя и его начальника на въезде есть рынок Алмаз, где мы купим шину, поставим мот ночью на стоянку и найдем отель, но не в 12 ночи да. ФИГУ. Час мы ездили по городу и искали где оставить мот. Но в итоге мироздание проспавшись решило, что с нас хватит и нашему взору открылся чудесный отель Визит с собственной парковкой и железными воротами, теплыми кроватями, холодным пивом и множеством розеток для наших гаджетов. Это точно был местный рай. Ну или нам так показалось. В общем отрезок Москва-Ростов мы прошли за 18 часов.
Глава 3 Вперед к осетинским пирогам
Пол ночи я просидел в интернете в поисках шины и, что более важно, в поисках мото шиномонтажа. Объявлений было много, но они были какие-то стремные или далеко друг от друга, а ехать то мне предстояло на своем же мотоцикле с почти полумертвым баллоном. На мое счастье на Авито я нашел Александра, у которого были и шины, и свой мото шиномонтаж. Утром я с ним созвонился и уже в 10-30 был у него в мастерской. Чувак оказался бизнес-пилотом, мотоциклистом, сервисменом и вообще хорошим человеком. Рекомендую по любым вопросам в Ростове 89289026787
Поставил я новый Мишленчик и покатил за вещами. В 12 дня мы выкатили в сторону Владикавказа. Объездная вокруг Ростова стояла, дорога отстой, много плохих участков. Потом по традиции этой части пути начался ливень. По полосе в каждую сторону туда-сюда тащатся фуры. Не видно ничего ни за фурами, ни при обгоне. Несколько экшенов и в итоге плюнул, поплелся за всеми. Чрез час вода на верху кончилась, вышло солнце, и мы рванули нагонять потерянное время. До Владика оставалось 700 км. По дороге не было ничего интересного кроме мимишного поля с желтыми цветами. Мое суровое сердце растаяло, и я остановился сделать фоточку.
Перекусив в какой-то деревне отличным борщом, мы двинули дальше. Сел на хвост, какому-то гонщику на япономобиле и отлично за ним прокатил 200 км до очередной заправки. Скоро перешли границу Северной Осетии. Огромные осетинские мужики в военной форме поинтересовались куда и зачем катим. Получив ответ про Грузию, сказали - зачем?!! У нас в 100 раз лучше!! Оставайтесь у нас!!
Дальше этот вопрос и такой-же отклик мы слышали во Владике раз 10 ))) Под аккомпанемент очередных хлябей мы въехали в город, было почти 22-00, мокрые, голодные и трезвые. Поэтому первый бросок был к магазину, где мы купили огромный осетинский пирог и бутылку вина. Начался поиск мотеля. У меня был припасен адрес ночлега с крытой стоянкой Отель Вероника
otel-veronika.ru ул Щорса 222. Отзывы отличные, цена приемлемая. Но вот как блин его ночью найти??? Три таксиста показали три разные дороги, но, к моему удивлению, они сошлись в итоге в одной точке, где-то у местного мкада за гаражами. Здание оказалось закрыто со всех сторон. Но у ворот стоял один мот под дождем и это вселило в нас уверенность, что мы на правильном пути. Нашел ворота, отварил дверь и начался хаос.
Представьте себе, я мокрый, голодный уставший вваливаюсь в огромный внутренний двор. Вижу тепло, сухость, крышу над всем двором и на меня накатывает радость предстоящего отдыха. Чувствую, как тело мое движется вперед на шум людей, запахи еды и бульканье вина. Меня облепляют 5 мужиков и кричат что-то радостное мне в шлем. И тащат дальше к столу. Я, конечно, не сопротивляюсь. Гостеприимство нужно уважать. Но тут в шуме и гаме я слышу несколько раз произнесенную фразу - Дорогой, мест нэт! Видно не уснувшие остатки моего мото мозга не хотели верить этим словам и ниже или выше ушей их не пустили. Но, когда я снял шлем, стянул дождевик и еще раз радостно оглянулся вокруг. До меня дошел их смысл… Блин ну что за засада. При этом мужики продолжали уговаривать сесть с ними за стол и не переживать, «сейчас мы вам все найдем». Тут подошел Костя, владелец ТДМа и его девушка Ира («ООООООО и его девушку зовут Ира», «всех девушек на мотоциклах зовут Ира», «как и вы Ира!!!» «Её тоже зовут Ира» и т.д. весь вечер). Они тоже сказали, что мест нет, хозяин ищет нам отель, а мы пока перекусываем шашлыком. В общем сели мы за стол, оказалось в отель внезапно заехало два автобуса туристов из Таганрога и сегодня у них был последний день, все бухали. Вырваться удалось только после 1 шашлыка, 10 фотосессий и обмена телефонами с обещанием прислать нам фотки. Это очень важно получить фотки пьяных таганрогчан. К сожалению, не смогу сейчас их вставить в отчет, ибо они все еще видно в пути до нас. Простите, если из-за этого, отчет вам покажется блеклым и безвкусным.
Хозяин отеля подошел и сказал, что нас уже ждут на другом конце города в отеле Kadgaron, он типа договорился, всё будет пучком. Найдя в себе силы заново превратиться в водолазов, поблагодарив шумную компанию счастливых людей, мы на двух мотах покатили куда-то туда, потом налево, а нет направо, ну по главной далее, там будет еще поворот, далее спуск, вот туда, второй или третий поворот налево и наконец разворот у вокзала, там ваш отель. Ну чё все доступно и понятно, я считаю. Отель оказался шикарным, лепнина, высокие потолки, огромные хрустальные люстры, ковры - чувствовался хороший осетинский вкус ))) собственная стоянка с воротами под 3 метра. Номер 2100 р за двоих с завтраком. Загрузившись, мы вспомнили про свой пирог и бутылку вина, спустились в номер к Косте и Ире, и выпили за знакомство и предстоящее покорение гор. Новые друганы планировали уже в 8 утра стартануть. Мы же были настроены поспать, позавтракать и неспешно покатить в страну вина, усов, вах каких кепок-аэродромов и хинкальных. Утром мы встретились за завтраком. Это был лучший отельный завтрак на всем пути, реально шведский стол, как в Еуропах. Отель рекомендую, хороший вариант.
Всё же решили двинуть вместе, граница, горы, перевал, мало ли что. Теперь ни о каких лаврах Валентино Росси мечтать не приходилось, в два мота мы неспешно доехали до границы и быстро ее прошли. Машин вообще практически не было. Подъезжая к кпп, я мысленно готовился в наглую переть мимо всех, но в итоге перед нами была только одна бэха М5 с номерами в777ан 777, именно она и создала небольшую пробочку. Так как каждый военный или пограничник спрашивал у них заветные «сколько прет, сколько жрет и сколько номер стоит». Благодаря джигитам на бэмэве мы проехали толпу скучающих военных быстро, никто у нас ничего подобного в этот раз не спросил. Номер, кстати, сказали мильён шестьсот стоит, со слов водителя этого болида. Граница грузинская была тоже пройдена за 10 мин. Всё просто и легко.
Глава 4 Перевал или здесь был Церетели.
Лучше гор могут быть только горы,
на которых еще не бывал
Высоцкий
Асфальта не было только метров 100, в остальном вся дорога до Тбилиси была хорошего качества, что приятно радовало на серпантине. Доехав до села Степанцминда или просто Казбеги, мы решили попробовать подняться на гору к Храму Святой Троицы. Но уже через 20 метров я понял, что целиком мы туда не доедем, а отдавать каждому метру по одной детали своего мотоцикла я был не готов. ТДМ укатил вперед. Друзья потом нас ждали, связи не было, их телефоны не ловили, и они решили попробовать доехать. Ничего у них не получилось, через километр завалив мот, Костя решил тоже не рисковать и спустился вниз. К тому времени мы, поменяв по драконскому курсу 100 евро, лишившись, как потом я сравнил, бутылки хорошего вина или 4 литров домашнего на этом обмене, покатили дальше. Договорились смсками с ребятами встретиться в Тбилиси. У обменника познакомились еще с парой чудесных людей Ваня и Света, ребята катили из Нижнего Новгорода в Турцию на блестящем чопере. Поболтали кто, куда и откуда и попрощавшись разъехались каждый в своем темпе.
Сложно описать, не будучи Пушкиным, Лермонтовым или как минимум Тимати, всю красоту гор, дорог, деревень. Мы ехали, крутя головой, вдыхая грузинский воздух и практически пьянея, пытались обмениваться на ходу впечатлениями. Микрофон не работал, но слышал я прекрасно, поэтому Ира взяла на себя роль гида - посмотрите на лево, посмотрите на право, а теперь стоит посмотреть вперед на дорогу. Впереди показалась Арка Дружбы гигантомана Церетели, конечно, где как не на высоте 2000 метров он мог поставить свое очередное творение. Вид захватывал. Где-то далеко внизу виднелось небольшое зеленое озеро, куда быстро стекала река. Пушкин в своем стихотворение Кавказ, писал примерно про этот вид:
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Повтыкав на эту красоту и сделав несколько дак-фейсов, мы поехали дальше, хотелось пить, есть, еще раз пить и главное уже просто сидеть и отдыхать. Позже мы узнали, что пропустили самую знаковую для кавказских путешественников точку Крестового перевала на высоте 2395 метров, исправили эту оплошность мы на обратном пути.
Спустившись с горы и выехав в долину, я внезапно заметил источник посреди поля. Несмотря на то, что земля и камни вокруг него были красные, я все же остановился и пошел умыться. Каково было мое удивление, когда вода на лице приятно зашипела - из камней била местная минеральная вода. Собственно, поэтому и были красные камни вокруг, подсказала мне моя студенческая мгтушная часть далекого прошлого.
После очередного десятка крутых поворотов на дорогу, у какого-то домика, выбежал мужик, махая мне руками. Приглядевшись я узнал нашего нового знакомого Ваню и затормозил. Ваня решил перекусить в местном трактирчике и ему нужна была компания, за что я ему благодарен. Сам бы так и валил бы до Тбилиси, стиснув все приличные и неприличные мышцы.
Заказали шашлык, хачапури, хинкали и несколько бутылок тархуна. Чуть позже я таким же махательным способом остановил догоняющих нас Костю с Ирой. Чудесно поели на свежем воздухе. Видно было, что всех нас потихонечку отпускало. Мы чувствовали приближение винного рая. Мекка хачапури уже практически видна была за горами. Хванчкара, Киндзмараули и Саперави - три прекрасные девицы манили нас. Поэтому решили не задерживаться, рванули дальше. Добрались до города без приключений. Ехали не более 120 км/час, т.к. форумы пугали большими штрафами дружелюбных местных гаишников. При подъезде нас оббибикала стая местных спортов, что придало мне сил, и бурча себе под нос «Чито Грито чито маргарито даааааа» мы въехали в город.
Часть вторая