Abbot's Cliff. Уши Британии

May 08, 2014 15:48

Продолжаю серию фортификационных репортажей  по восточному побережью Великобритании от Фолкстона (Folkestone) до Дувра (Dover).
От White House, расположенном на краю обрыва скалы Abbot's Cliff, я продолжил путь дальше по тропе на восток в сторону Дувра. Справа под скалой железная дорога ныряла в тоннель, а впереди уже был виден следующий  фортификационный объект. Условно назовем его визирный пост береговой обороны (COP), хотя по своим конструктивным особенностям он значительно отличался от того, что я уже видел.


Схема расположения достопримечательностей на отрезке маршрута от White House до стрельбища (правый край).




Первоначально я решил что этот визирный пост относится к комплексу акустической станции (о ней дальше), но потом, поразмыслив, я изменил свое мнение. В отличии об визирных постов береговых батарей, про один из которых я уже рассказывал и еще буду рассказывать дальше, это была совсем маленькая будка из трех бетонных стен и бетонной крыши. Капитальность сооружения позволяет предположить в нем именно военный объект, связанный с реальной угрозой быть обстрелянным и поэтом ему надо было придать определенную степень живучести.


Почему отсутствующая стена была у него с западной стороны, а не со стороны моря, тогда как прорезь была направлена в сторону предполагаемого противника для меня загадка. Внутри этой тесной будки расположена тумба для установки оптического прибора. Соответственно он мог работать в сторону отсутствующей стены и в направлении прорези. Этот сектор направлен на акваторию рейда Фолкстона и можно предположить что пост обеспечивал стрельбу батареи № 338 Copt Point выполняя функции левофлангового визира. Так же он мог обеспечивать стрельбу соседней батареи № 424 Capel, но особой необходимости в этом не было, т.к. полк береговой артиллерии в который она входила имел развитую систему визирных постов на несколько батарей сведенных в "крепость" западнее Дувра. В общем какое-то странное сооружение, оставляющее ощущение что его воткнули сюда чуть позже для заполнения какого-то недостатка. Каких либо сведений о наличии подобных будок в составе комплексов акустических зеркал мне не попадалось, несмотря на то что они достаточно подробно описаны и зеркало расположена в паре сотен метров от будки.


Будка вполне может выдерживать попадание мелкокалиберных снарядов и крупных осколков, но отсутствие одной стены ставит ее живучесть под угрозу. Надо будет еще поразбираться с назначением этого сооружения. Торчащая в смотровой щели "рогулька" по всей видимости остатки крепления шеста антенны. Две металлические пластины с отверстиями под болты забетонированы в основание.


Вид на полосу прибоя с обрыва в районе визирного поста


Следующий объект обороны Великобритании по своему уникален и не встречается в других странах кроме Мальты. Это так называемое акустическое или звуковое зеркало (Acoustic Mirrore). Вид на зеркало от визирного поста.


По дороге к нему под обрывом я заметил странную тумбу. По всей видимости она является оголовком шахты, соединенной с железнодорожным тоннелем. Но вот зачем нужен штырь по середине я не знаю. Судя по данным Google Earth рядом расположена еще одна аналогичная. Возможно ранее, когда тяга была паровозной, они использовались для вентиляции. Позже их закрыли бетонными крышками, оставив в качестве запасных выходов.


В июле 1915 года было построено первое акустическое зеркало для обнаружения немецких Цеппелинов, начавших с мая 1915 года постоянные налеты на английские города. Зеркало имело диаметр 16 футов. Первые зеркала старались вырубать в обрывах меловых скал, обращенных в сторону вероятного противника. Для лучшего отражения звука их отделывали бетоном.


В фокус зеркала помещался коллектор в виде конуса, соединенного трубками с ушами слухача стоящего на улице перед зеркалом. Путем перемещения коллектора в центре зеркала можно было добиться лучшей слышимости и пеленговать цель. Зеркала в районе Дувра в 1917-18 годах обнаруживали цели на расстоянии до 12-15 миль и за несколько минут до обнаружения простым ухом. Устройство сильно зависело от погоды и от шума двигателей проходящих судов.
На фото в нижней части зеркала видна проводящая труба к коллектору звука или микрофону. Зеркало сохранилось без пьедестала для звукового коллектора. Слева недавно отрытые ступени опять затянуло дерном и травой.


В июле 1928 года построили два зеркала диаметром в 20 футов в виде отдельного монолита из предполагаемой цепочки вдоль побережья. Одно из них предлагаемое вашему вниманию было расположено на Abbot's Cliff в районе Lidden Spout. Строительство одного зеркала обошлось в 650 английских фунтов. В комплект входил ангар Ниссена с перекрытием из гофры (не сохранился, возможно прямоугольное пятно на космоъемке позади зеркала его остатки, правда его размер в несколько раз больше положенного) и забор по периметру.


В более поздних конструкциях зеркало стали чуть поднимать вверх и слухач располагался не на улице, а в небольшом бункере под зеркалом, управляя микрофоном звука с помощью маховика и педалей и слушал через обычные наушники. Диаметр зеркал увеличился до 30 футов, что позволило несколько повысить точность обнаружения, но сократить дальность.
Бетонная площадка в тыльной части зеркала. Не исключено это более позднее усовершенствование позволяющее посадить слухача в закрытое помещение. Косвенно об этом свидетельствует наличие трубки с проводами (?) в чаше зеркала.


Далее было выяснено, что 30-футовое зеркало позволяет работать с 3-футовой звуковой волной, а если мы хотим работать с волной в 15-18-футов то нужно значительно увеличивать размер зеркала. Опытное зеркало было построено в виде гигантской параболы длиной в 200 футов и высотой в 26 футов. Проблему коллектора звука решили путем размещения 20 отдельных микрофонов равномерно расположенных по всей длине параболы. Большое зеркало обнаруживало самолет и выдавало данные на малые, которые определяли курс цели. В 1932 году Большое зеркало обнаружило самолет на расстоянии 20 миль при слышимости в 6,5 миль, а чуть позже на расстоянии в 30 миль при слышимости в 5,5 миль.
Основная ценность работы с акустическими зеркалами была в том, что отрабатывалась система получения информации, подачи команд и управления будущей системой ПВО, появлялись новые инженерные решения.
В феврале 1935 года испытание первого радара положило конец планам развития систем акустических зеркал. Первый опытный радар выдал дальность обнаружения в 40 миль. В 1937-38 годах зеркала были покинуты. Последняя акустическая станция закрылась в 1939 году. Источник информации. Фотографии разных типов зеркал можно посмотреть здесь.
На второй фотографии расположенный рядом с зеркалом указатель расстояния до Фолкстона и Дувра. Согласно ему я уже прошел 5 и 1/4 мили от Фолкстона, а до Дувра осталось 5 и 1/4 мили. Из многочисленных надписей я понял, что такие указатели по побережью устанавливает National Cicle Network при поддержке Royal Bank of Scotland. Этот столб установлен по проекту Millennium поддержанном Found From The National Lottery. Ну и внизу еще изображены всякие ископаемые скелетики.



UPD: Переводная статья на русском языке про акустические зеркала Британии и какой-то безумный проект британской современной художницы Лиз Отоджены, которая хочет построить новые "уши" по обеим берегам Ла-Манша, чтобы французы и англичане могли с их помощью общаться.
Кстати, когда стоишь в фокусе зеркала отлично слышно двигатели судов, идущих по проливу.

Вид от акустического зеркала на визирный пост


Пройдя несколько сот метров на восток я оглянулся назад в сторону Folkestone.


Пройдя по тропе дальше я натолкнулся на вот такой арт-объект расположенный между тропой и береговым обрывом.


Арт-объект представляет собой монолит мела с шлифованной верхней поверхностью на которой видны остатки ископаемых животных. На монолите закреплены деревянный брус скамьи и чугунная доска в виде страницы книги с изображением споры какого-то растения и текстом про флору.


Немного странное сочетание: на монолите фауна, а проект про флору. Автор Rob Kesseler http://www.robkesseler.co.uk/ занимается художественной макросъемкой растений. Так наука переплетается с искусством.

Другие мои репортажи из Великобритании: http://starcom68.livejournal.com/236081.html

фото, Великобритания

Previous post Next post
Up