Рим. С площади Республики на площадь Венеции

Apr 07, 2014 12:53



В Рим мы приехали из Фьюджи на вокзал Термини. Всего в нескольких шагах от Термини находится площадь Республики, с которой и началось наше знакомство с Римом. И хотя много было прочитано и просмотрено перед поездкой, первое впечатление оказалось сильным, если не сказать, очень сильным. Прежде всего, начиная с площади Республики, в Риме поражает сочетание разновременных и разнохарактерных памятников.
И повсеместно чувствуется присутствие различных эпох. Ведь художественные богатства стекались в Рим на протяжении двух с половиной тысяч лет со всего мира. И на протяжении всего этого времени были периоды варварского уничтожения и катастроф, общая продолжительность которых составляет одно тысячелетие.


1. Площадь Республики называлась примерно до середины прошлого века площадью Экседры. Её очертания были определены экседрой (полукруглой глубокой нишей с полукуполом) терм Диоклетиана, которые находятся на этой же площади. Форма экседры повторяется колоннадой, ограничивающей площадь с юго-запада. Полукруглые белокаменные дворцы сооружены в неоклассическом стиле по проекту архитектора Гаэтано Коха в 1887-1898 годах.



2. Большой фонтан в центре площади установлен в 1888 году, а в 1901 году фонтан украсила скульптурная группа Нимфы и морские чудовища работы Марио Рутелли. В то время фигуры наяд в откровенных позах вызвали возмущение высоконравственной общественности.



3. Термы Диоклетиана были построены в конце III века (298-306) и просуществовали в своём первоначальном назначении до VI века, когда готы разрушили водопровод Рима. Термы имели площадь 13 гектар, могли вмещать одновременно до 3000 человек, включали сауны, спортивные залы, библиотеки, комнаты для массажа и отдыха, бассейны с холодной и тёплой водой. Всё это было доступно беднейшим слоям населения. В то время строительство терм стало верным способом для императоров завоевания народной популярности.
Термы Диоклетиана частично дожили до наших дней, по-видимому, благодаря тому что в XVI веке по приказу папы были перестроены Микеланджело и превращёны в монастырь и церковь Санта Мария дельи Анжели. А с 1889 года в помещениях и дворах монастыря размещается Национальный римский музей. Коллекция музея включает образцы античных скульптур.



4. С площади Республики начинается прямая как луч виа Национале - одна из важнейших городских артерий. А в конце улицы уже видна площадь Венеции с монументом Виктора-Эммануила II.



5. Доминирует на площади Венеции величественный монумент Виктору-Эммануилу II (1885-1911, Дж. Саккони). Он был сооружён к пятидесятилетию Итальянского королевства на северном склоне Капитолийского холма. Римляне называют его Витториано.



6. Архитектура Витториано чрезмерно роскошна, размеры грандиозны. Например, высота статуи короля около 12 метров. Строительство монумента вызвало острую полемику. И сейчас отношение к нему итальянцев неоднозначно. Монумент до сих пор называют пишущей машинкой, вставной челюстью и свадебным тортом за нагромождение деталей и украшений.



7. Но, по-видимому, в свое время необходимо было утвердить средствами архитектуры и искусств величие молодого государства и его древней столицы. Венчает монумент квадрига лошадей.



8.



9. И всё-таки теперь, через столетие, памятник смотрится как законный представитель своей эпохи.



10. И даже уже в начале XX века русский писатель и искусствовед, автор трёхтомника "Образы Италии" П.П. Муратов писал: "Никакие новые здания, даже такие, как только что оконченный монумент Виктора-Эммануила... не в силах нанести Риму непоправимого ущерба..."



11. С разных сторон открываются характерные, и в то же время такие удивительные, виды Рима. В них соединяются картины разных эпох - античные развалины, более поздние постройки и пинии.



12. Одна своеобразная группа объектов сменяется другой. И тут уже видим три периода истории: поднимаются на Капитолий широкие мраморные лестницы Витториано, видны купола церквей Санта Мария ди Лорето и Сантиссимо Номе ди Мария, и тут же палаццо Дженерали, построенное в 1906-1911 годах.



13. Палаццо Дженерали было построено как зеркальная копия палаццо Венеция. Это здание заменило два дворца, которые были снесены в 1900 году.



14. Ещё один взгляд и открывается другой вид, и опять смешение эпох.



15. Живой уголок истории находится, например, у колонны Траяна (113 год н. э., архитектор Аполлодор Дамасский). По улице льётся бесконечный поток автомашин, а рядом с колонной высятся барочные купола двух церквей - Санта Мария ди Лорето (начало XVI века, архитекторы Джулиано и Антонио да Сангалло), а ближе к колонне - Сантиссимо Номе ди Мария (XVIII век). Колонна поставлена на форуме Траяна в честь его побед над даками. Скульптура императора была утеряна, вместо неё на колонне установили статую Святого Петра.



16. На этой фотографии присутствует уже Рим Ренессансный. Это здание стало первым подлинно новым сооружением в период Возрождения. Камни для его строительства выламывали прямо из Колизея. Палаццо Сан Марко или ди Венециа, начатое в 1455 году венецианским кардиналом Пьетро Барбо, роскошно отделанное им уже в качестве папы Павла II, достраивалось в 1470-1478 годах племянником папы - кардиналом Марко Барбо. Увенчанное зубцами, массивное здание заняло целый квартал под самим Капитолием. Дворец включил церковь, мощную раннюю жилую башню, обширный двор и так называемый Палацетто - квадратное здание с садом. Имя архитектора дворца неизвестно. Интересно расположение окон этого здания - они находятся на разном расстоянии друг от друга. Считалось, что симметрично расположенные проёмы окон могут послужить входом для злых духов. Особенно интересны окна бельэтажа в форме гвельфского креста (четырёхконечного креста с раздвоенными концами).



17. Дворец был использован в качестве папской резиденции, пока папа Пий IV не передал его Венеции в качестве посольства. В 1916 году здание было приобретено итальянским правительством. Бенито Муссолини использовал здание как штаб-квартиру и обращался к итальянскому народу с этого балкона.



18. На фото в центре - палаццо Мишьятелли, построенное в XVII века, позднее переименованное в палаццо Бонапарте. Здание называется так в честь Летиции Бонапарт, матери императора Наполеона I. На крытом угловом балкончике второго этажа мать и приходившие её навещать сёстры Наполеона проводили большую часть времени, рассматривая и обсуждая прохожих. Когда об этом дошли слухи до императора, он распорядился закрыть балкон плотными жалюзи, чтобы сплетничающие родственницы не позорили его имя. После падения империи Наполеона, Мадам Мать получила от папы Пия VII убежище в Италии и проживала в этом дворце вплоть до своей кончины в 1836 году.



19. Площадь Венеции впоследствии превратилась в парадный комплекс Рима, служивший для торжественных шествий и политических мероприятий. В момент нашего пребывания на площади тоже готовилось какое-то политическое мероприятие, и сюда прибывали машины с полицией. Ну, и всегда здесь припаркованы конные повозки для желающих покататься по городу.



20. Монумент Виктора-Эммануила возвышается над Микеланджеловой площадью и церковью Арачели на Капитолийском холме.



21. На площади Венеции не расслабишься - здесь доминирует хаотическое движение машин и перемещение многочисленных туристов. И только, если подняться по одной из этих лестниц на Капитолийский холм, можно перевести дух.



фото, Рим

Previous post Next post
Up