Каждый день проезжая мимо Константиновского дворца (Стрельна, Санкт-Петербург), поражаюсь его строгой красотой и большим ухоженным парком. Мысли посетить его возникали много раз, но осуществить задумку всегда казалось сложным. Ведь это режимный объект - комплекс "Дворец конгрессов", резиденция Президента России, просто так туда не попасть. Однако судьба совершенно случайно дала возможность оказаться по ту сторону забора.
Предлагаю совершить прогулку по самому Константиновскому дворцу, узнать его историю, пройтись по залам и спуститься в винный погреб.
Рассказ состоит из двух частей:
Часть 1. История Дворца, подвалы и винный погреб.
Часть 2. Прогулка по залам Дворца.
История дворца довольна грустная, много раз у нас был шанс его лишиться, однако сейчас все трудности позади.
На территории комплекса помимо самого дворца расположена гостиница, состоящая из отдельного корпуса и VIP-коттеджей, современный пресс-центр, парк с каналами и разводными мостами, а также павильон переговоров в прибрежной части нижнего парка.
История дворца в Стрельне начинается с 1715 году, когда Император Петр I задумал создать здесь парадную императорскую резиденцию, способную по масштабам и красоте затмить знаменитый Версаль. Из-за грандиозности проекта подготовительные работы затянулись на 5 лет. В разработке проекта с 1716 года участвовали Растрелли-старший, француз Ж.-Б. Леблон, успевший до своей внезапной кончины начать обустройство территории под будущий Большой Стрельнический Дворец, однако окончательным вариантом был признан проект итальянского архитектора Николо Микетти, который пообещал Петру устроить в Стрельне то, "чего еще не бывало на свете". Заложен Дворец по его проекту был в 1720 году.
Работы велись активно всего год, пока Петр не обратил внимание на Петергоф, Микетти покидает Россию, а проект подхватывают русские архитекторы М.Г. Земцов и П.М. Еропкин, которые продолжают после смерти Петра I до 1730 года. Строительство прекращается, недостроенный дворец консервируют, заколачивая окна и двери, покрываю крышу временной кровлей.
Сорок лет Дворец остается пустым и бесхозным и на протяжении всего XVIII века используется только в хозяйственных целях: в огромных сухих подвалах-гротах хранились изысканные токайские вина, толк в которых знал еще Петр I.
В 1797 году император Павел I дарит ее своему второму сыну - великому князю Константину Павловичу. Так начинается эпоха Константиновичей, которая длилась более века. Дворец обретает новую жизнь, настоящих хозяев и свое название.
Новому владельцу - цесаревичу Константину Павловичу, дворец достался в плачевном состоянии. Новый хозяин приступает к воссозданию Константиновского дворца и ставит перед архитектором А.Н. Воронихиным задачу - сохранить исторический облик здания в память о своем великом предке. По желанию цесаревича А.Н. Воронихин оставляет нетронутыми фасады, но меняет планировку самого дворца, создает лестничные спуски с Большой террасы в Нижний парк и предлагает свой вариант отделки гротов. Полному завершению намеченных работ помешал страшный пожар 28 декабря 1803 года, уничтоживший отделку большинства помещений. В связи с этой трагедией брат цесаревича император Александр I в начале января следующего года выделяет значительную сумму на восстановление дворца.
Законченный силуэт Дворец приобретает к 1805 году под руководством архитектор Луиджи Руска. По его проекту крыша дворца увенчивается башенкой бельведера, что явилось важным архитектурным акцентом. Константина Павловича часто можно было видеть на этой башенке, обозревающим окрестности в подзорную трубу. Являясь генерал-инспектором русской гвардейской кавалерии, Константин Павлович проводил на каменном плацу перед дворцом смотры и маневры подшефных полков, а в Военном зале принимал присягу будущих участников войны с Наполеоном. Именно поэтому в отделке Дворца так много элементов связанных с военным делом.
Поскольку прямых наследников у Константина Павловича не было, после его смерти император Николай I подарил усадьбу своему сыну Константину Николаевичу, которому в ту пору шел четвертый год. В столь нежном возрасте мальчик получил высокое звание генерал-адмирала.
В 1848 году, когда великий князь уже был женат, его супруга Александра Иосифовна с жаром взялась за наведение порядка и уюта во дворце. Были сделаны оригинальные выходы в виде чугунных фонарей из бельэтажа на Большую террасу, создана обходная галерея в западном крыле дворца.В связи с тем, что дети хозяев нередко болели и по дворцу гуляли сквозняки, - пространство между колоннами в тройной аркаде было застеклено, и там был разбит зимний сад.
Константин Николаевич, а затем после его смерти и Александра Иосифовна, возглавляли Русское Императорское музыкальное общество. В Константиновском дворце часто проводились концерты, спектакли и балы, в которых охотно участвовала вся великокняжеская семья. 10 августа 1858 года у великокняжеской четы в Стрельне родился сын Константин, в будущем известный поэт, переводчик, подписывающий свои произведения криптонимом "К.Р.". В течение всей своей жизни он хранил в сердце теплые чувства к родовому гнезду и носил на груди ладанку с землей Стрельны. Именно здесь, в Константиновском дворце, расцвела поэтическая муза "К.Р.": были написаны шестнадцать лирических стихотворений, многие из которых положены на музыку и впоследствии стали популярными романсами.
В 1892 году владелец усадьбы Константин Николаевич умирает и вплоть до 1918 года дворцом владеет его третий сын Дмитрий Константинович вместе с матерью Александрой Иосифовной. Последний владелец дворца слыл гостеприимным хозяином. Летом и осенью во дворце проживала большая семья его старшего брата Константина Константиновича. Здесь же находились и личные апартаменты их родной сестры Ольги, греческой королевы.
Разрушительную и беспощадную революцию Константиновский дворец встретил великолепием золоченых статуй и хрустальными звуками фонтанов. После расстрела большевиками последнего владельца - великого князя Дмитрия Константиновича, - начался процесс гибели дворца. Личные вещи августейших особ, книги, документы, богатейшая коллекция картин и керамики рассеивают по разным музеям, многие предметы утрачиваются безвозвратно.
После революции в бывшей великокняжеской резиденции размещают школу-колонию, затем санаторий для нервных больных, а перед самой войной курсы усовершенствования высшего и среднего состава ВМФ.
Во время Великой Отечественной войны в Константиновском дворце немцы оборудуют наблюдательный пункт. В результате массированных обстрелов и пожара от здания остался только каменный остов.
В 50-е годы советские архитекторы приспосабливают дворец под учебно-административный корпус Ленинградского Арктического училища (ЛАУ). Комплексное восстановление дворца требовало колоссальных затрат, поэтому историческую отделку Мраморного и Голубого залов восстанавливают лишь частично.
Понимая масштаб возможной потери, в 1990 году ЮНЕСКО включает этот уникальный архитектурный шедевр в список памятников всемирного исторического и культурного наследия, которым грозит полное разрушение. Но, несмотря на это, еще целое десятилетие велись тщетные поиски инвесторов, способных возродить Константиновский дворец. Еще несколько лет, и дворец превратился бы в кучу строительного мусора. К концу XX века резиденция, задуманная Петром Великим как дипломатическое «окно в Европу» и пережившая не одно поколение его знаменитых потомков, увенчанная гербом РСФСР, сменив множество безразличных владельцев, практически канула в небытие, находясь на последней стадии разрушения. Предотвратить гибель Большого Стрельнинского (Константиновского) дворца могло только чудо.
Начало XXI века стало поистине судьбоносным для Константиновского дворца. В апреле 2000 года десятки уважаемых и всемирно известных петербуржцев - Кирилл Лавров, Валерий Гергиев, Алиса Фрейндлих, Михаил Пиотровский, Вадим Знаменов, Юрий Темирканов и другие - обратились к Владимиру Путину с письмом, в котором просили срочно передать гибнущий памятник мирового значения достойному хозяину.
В 2001 году Указом Президента России В.В. Путина бывшая царская резиденция обретает новое высокое предназначение, получив статус Государственного комплекса "Дворец Конгрессов", сочетающего в себе функции государственной резиденции, музея и делового центра.
Беспрецедентные по срокам и размаху восстановительные работы начались уже в ноябре 2001 года. Двухкилометровая набережная вдоль Финского залива была поднята на 2 метра и укреплена насыпью из могучих валунов. Вновь рождены Большой, Карпиев, Форелиев, Цветочный и Мельничный пруды, восстановлена их шлюзовая система, построены новые плотины; каналы нижнего регулярного парка были одеты в гранит. Глубина Центрального канала увеличена до 3,5 м и теперь к Константиновскому дворцу можно подойти по воде.
Сооружено два десятка мостов, в том числе три разводных, соединяющих Нижний парк с Петровским островом, где расположен Павильон Переговоров. Это изящное здание с куполом выросло на месте некогда задуманного Ж.-Б. Леблоном Храма Воды. Появились четыре фонтана, ранее существовавших только на чертежах Николо Микетти.
Перед южным фасадом дворца создан парадный въезд в резиденцию, а плац, где некогда великие князья проводили военные парады и смотры, - выложен гранитными плитами и оснащен системой снеготаяния.
Здесь же 28 мая 2003 г . в торжественной обстановке был открыт памятник основателю Санкт-Петербурга и Константиновского дворца императору Петру I. Эта бронзовая скульптура является копией конного монумента, отлитого в 1910 году по проекту архитектора Карла Ремерта скульптором Густавом Шмидтом Касселем и установленного в Риге по случаю 200-летия вхождения Лифляндии в Россию.
Недалеко от дворца на берегу Финского залива построена «консульская деревня» - 20 двухэтажных коттеджей, каждый из которых носит имя одного их великих городов России. Возведен пятизвездочный отель «Балтийская звезда», стилизованный под старинную русскую усадьбу. Здание бывшего яхт-клуба реконструировано под пресс-центр и оснащено новейшими средствами связи. В бывших царских конюшнях расположился административный корпус «Дворца конгрессов».
То, что за 18 месяцев удалось сделать архитекторам, гидротехникам, строителям и реставраторам без преувеличения можно назвать подвигом. Природа словно задалась целью сделать все возможное, чтобы помешать строителям уложиться в отведенные для них сроки. Мешали небывалые морозы или, наоборот, оттепели, когда для гидротехнических работ нужны были замерзшие водоемы. Но люди преодолели все трудности и завершили строительство в срок - к 300-летию Санкт-Петербурга.
Средства на это грандиозное свершение черпались не из государственной казны. Создав Международный Благотворительный Фонд "Константиновский дворцово-парковый ансамбль в Стрельне", государство впервые в новейшей истории страны предложило бизнесу и обществу разделить с ним ответственность за состояние национального культурного наследия. Сотни организаций различных форм собственности перечислили денежные средства для финансирования ремонтных и реставрационных работ. Председателем Совета Фонда был избран Управляющий делами Президента РФ В.И. Кожин.
В XXI веке идея Петра Великого сделать "Русскую Версалию" дипломатическим "окном в Европу" обрела зримое воплощение. Первой серьезной пробой сил для государственного комплекса «Дворец конгрессов» стало празднование 300-летия Санкт-Петербурга. Именно здесь проводились ключевые мероприятия: саммит Россия-ЕС и саммит глав-государств СНГ.
Вместе с Константиновским дворцом расцвела и вся Стрельна. Сегодня это малоизвестное прежде название звучит на всех языках планеты, а в ожерелье пригородных дворцово-парковых ансамблей Петербурга вернулась прекрасная жемчужина, о которой долгие годы стыдливо умалчивали путеводители.
Такова непростая история Дворца с понастоящему чудесным концом. Дворец воскрес как птица феникс практически из пепла.
А теперь на автобусах перенесемся в сам Дворец, чтобы насладиться убранством его залов.
Пересечь площадь мимо памятника Петру I и пройдя под арками можно увидеть нижний парк и вид на Невскую Губу.
Под крышой часы с точным временем, а на флагштоке флаг Российской федерации, который во время визита президента меняют на
Штандарт Президента Российской Федерации.
Но мы заходим внутрь, чтобы начать экскурсию.
В канун Нового Года, посетителей встречают елочка, снеговик и белый мишка.
Гардероб и магазин сувениров - неотъемлемые атрибуты любого музея.
Северный фасад четырехэтажный, а южный - трехэтажный. С учетом высоких потолков достигающих 8 метров лестничные пролеты насчитывают много сотен ступеней. Для облегчения передвижения, в том числе людям с ограниченными возможностями, в Дворце установлены современные лифты. Причем, лифты тут устанавливались еще в царские времена.
Сначала мы спускаемся вниз - в подвальные помещения, для того чтобы продегустировать редкие вина из коллекции Дворца.
Винная коллекция Константиновского дворца, находящаяся в винных погребах, - настоящая российская история в бутылках.
Дегустация проходит в небольших подвальных кельях. Опытный сомелье рассказывает об истории возникновения виноделия, удачных урожаях, сортовом составе вин и открывает секреты культуры винопития.
Белое Chablis Premier Cru 2001 года, красное Chateau Beaumont 2010 года и розовое Tokaji Aszu 2002 года 6 бутонов. Три цвета, три вкуса - в каждом своя изюминка, каждое по-своему неповторимо и хорошо.
Из дегустационного зала можно выйти в подвальные помещения. В них выставлены картины, скульптуры и предметы относящиеся к истории Дворца и Санкт-Петербурга.
Пройдя подвал насквозь заходим в винный погреб.
В галерее восстановленных подвалов-гротов собраны все винные пристрастия русских царей: здесь и бургундское, особо ценимое при дворах Николая I и Александра II, и шампань, введенный в дворцовый оборот Екатериной Великой, и, конечно же, токай, любимое вино Елизаветы Петровны.
В настоящее время коллекция вин Константиновского дворца насчитывает тринадцать тысяч бутылок. Основу коллекции винных погребов составляют венгерские вина (7,5 тыс бутылок) - сорока девяти наименований. Из них 800 бутылок музейных полусладких белых вин «Токай» 30-50-летней выдержки. Кроме того, в хранилище имеются высококачественные вина из Чили, Южной Африки, Германии, Австрии и Израиля.
Самые редкие экземпляры коллекции. Tokaji Aszu 1940 года.
Шампанское Джеймса Бонда - Bollinger.
Немецкие вина "без акцизных марок" - подарок делегаций из Германии.
Архитектурные особенности погребов - идеальны для создания оптимальных условий хранения, что позволяет поддерживать необходимо стабильную температуру для сохранности вина 13-15°С, колебание температуры и ее выход за предельные значения полностью исключены. Уровень влажности составляет 60-70%, что не допускает образования конденсата в помещении погреба, а так же создает идеальные условия для сохранения свойств винной пробки. Вино хранится в полной темноте, что благоприятно влияет на его сохранность, поскольку свет и его ультрафиолетовая составляющая пагубно влияет на вино, способствуя окислению танинов.
По каждому региону происхождения вина есть подробная информация.
Погреба представляют собой помещение с узким проходом и довольно низким потолком, в котором поддерживается специальная температура и влажность. Слева от прохода расположены комнаты, где стоят специальные стеллажи и шкафы для хранения бутылок.
Продолжение завтра.