- Чем отличается лейовер от стоповера? Или стыковка от пересадки?
- Где посмотреть правила тарифа?
- Нужна ли мне виза? Можно ли получить транзитную визу в аэропорту?
- Что будет с багажом при непрямом перелете?
и другие вопросы с примерами.
Новый город по пути, интересный аэропорт, новые авиакомпании и низкая цена - все это потрясающие преимущества непрямых авиаперелетов! Недавно у себя в блоге я затронул тему интересных точек, которые можно глянуть вокруг аэропорта Схипхол между рейсами, после чего получил очень много вопросов в комментариях и в личке, в которых выяснилось, что тема для очень многих непонятна и базовые понятия требуют объяснения. Многие просто боятся лететь с пересадкой, предпочитая переплатить за прямой перелет, многие, в принципе, не думали, что из аэропорта можно выйти. Поэтому все вопросы я решил рассмотреть в отдельной статье и также опубликовать статью и в сообществе.
1. Авиаперелет с пересадкой существенно дешевле прямого, можно ли доверять такой низкой цене?
Это обычная практика, когда авиакомпании ориентированы прежде всего на транзитный пассажирский траффик. К примеру, рейс Москва-Киев-Женева практически всегда будет дешевле, чем прямой Киев-Женева у авиакомпании МАУ. Не стоит относиться с недоверием к низкой цене, это стандартная практика.
Однако будьте внимательны, согласно правилам самого дешевого тарифа, все сегменты вы должны использовать последовательно. В случае неиспользования какго-либо сегмента аннулируется весь маршрут! Т.е. нельзя "подсесть" в Киеве на рейс в Женеву, если билет куплен из Москвы. Впрочем, на обратном пути вы можете зарегистрировать багаж до транзитного пункта и выйти в транзитном пункте, последний сегмент можно не использовать.
2. Чем отличается лейовер от стоповера? Или стыковка от пересадки?
В сети существует несколько определений данных понятий, иногда путающие друг друга. Лейовер - это стыковка в аэропорту длительностью до 24 часов, стоповер - это стыковка между рейсами более 24 часов. Стыковка - это вариант маршрута, когда все перелеты находятся в пределах одной маршрутной квитанции, а пересадка - это когда вы сами подбираете 2 и более рейса.
3. Правила составления интересных стыковок самостоятельно, рассмотрим два варианта:
Вариант 1:
Вы покупаете едный билет Киев-Франкфурт-Лондон. Оба перелета находятся в одном билете, даже если выполняются разными авиакомпаниями! В этом случае, если первый перелет задержался, и вы не успели на второй, тогда вам все бесплатно перебронируют и компенсируют здержки согласно правилам.
Если сайт вам продает билет со стыковкой 30-40 минут, значит перевозчик гарантирует данную стыковку в случае своевременного прибытия самолета. Однако имейте ввиду, что при очень коротких стыковках и небольшом опоздании первого рейса вы имеете значительно больше шансов пересесть на следующий рейс, нежели ваш багаж!
Вариант 2:
Киев-Катовице, Катовице-Лондон.
В этом случае вы выбираете два отдельных перелета. Даже если они выполняются одной авиакомпанией, ответственность авиакомпании переда вами только за каждый отдельный перелет. Если я в Европе выбираю стыковку разными авиакомпаниями и разными билетами, то обычно оставляю зазор между ними не менее 6-8 часов, а лучше вообще в разные дни.
4. А что будет с багажом при непрямом перелете?
Рассмотрим несколько случаев:
Багаж БУДЕТ зарегистрирован до конечного пункта назначения:
А) Если вы летите одной авиакомпанией по одному билету (маршрутной квитанции):
В этом случае, скорее всего, у вас не будет проблем и в начальном пункте следования вас спросят «Зарегистрировать багаж до конечного пункта?» - вы ответите «Да»
Б) Если вы летите разными авиакомпаниями по одному билету.
Здесь также не должно быть проблем.
Исключения:
- Если таможенные правила страны предусматривают обязательное декларирование запрещенных к ввозу вещей или проход через зеленый коридор. К примеру, при полетах через США или Мексику всегда нужно в транзитном пункте получить багаж, а затем снова сдать на специальной стойке трансферного багажа.
- Если аэропорт не предусматривает прямого трансфера между рейсами даже одной авиакомпании. К примеру, ЮТэйр Киев-Внуково-Россия: нужно получить багаж и сдать на специальной стойке регистрации
-Если отсутствует соглашение между авиакомпаниями-партнерами или техническая возможность. К примеру, МАУ- S7 Киев-Домодедово-Россия: багаж нужно получить и снова сдать на любой стойке регистрации S7. А S7- S7 Киев-Домодедово-Россия: багаж регистрируется до конечного пункта назначения без проблем, однако на стойке в Киеве я подтверждаю, что у меня нет в багаже предметов, требующих декларирования по законам РФ.
Для информации -
http://www.domodedovo.ru/ru/main/transfer/info/Тут правила могут быть разными в разных аэропортах.
Багаж НЕ БУДЕТ зарегистрирован до конечного пункта назначения:
А) Если вы летите разными авиакомпаниями с разными билетами
В этом случае багаж до конечного пункта, скорее всего, зарегистрирован не будет. Вам нужно повторно пройти регистрацию в промежуточном пункте.
Исключения:
- в моей практике был перелет с разными билетами: Киев-Вена (Австрийские Авиалинии) и Вена-Инсбрук (СкайЮроп -лоукост). Так вот в Борисполе в Киеве мне без проблем зарегистрировали рюкзак и лыжи до конечного пункта. И это при том, что спортивное снаряжение нужно было оплачивать дополнительно у лоукоста, а я этого не знал (это был один из первых моих полетов лоуокостом). А у Австрийцев лыжи летают бесплатно.
5. Где смотреть правила тарифа во время бронирования?
Вот, к примеру, правила тарифа во время бронирования на сайте Emirates:
По данному тарифу возможен 1 бесплатный стоповер в Дубае. Т.е. даже если вы уже приобрели билет, то, скорее всего, сможете "раздвинуть" стыковку в разделе "Управление бронированием" или в колл-центре авиакомпании, причем абсолютно бесплатно, если на новые рейсы будут доступны места в таком же классе бронирования.
Хочу заметить, что лейовер до 24 часов практически всегда бесплатен! Пробуйте искать на разных сайтах/поисковиках/агрегаторах, а не только на сайте авиакомпании. Последний покажет и предложит вам наиболее оптимальный и короткий маршрут, но вы-то знаете, что рейсов в день несколько, а можно и переночевать в промежуточном городе.
6. Можно ли выходить в промежуточном аэропорту?
Практически всегда - да, если у вас есть все небходимые документы для пересечения границы. Всегда можно, если это перелет внутри страны со стыковкой.
При возврате в аэропорт вам предстоит повторный досмотр службой авиацонной безопасноти. Поэтому все жидкости более 100мл из дьюти-фри, которые вы купили в аэропорту вылета, даже запакованные, будут изъяты.
7. Для выхода в аэропорт нужна виза?
Ответ на этот вопрос зависит от вашего гражданства. Как обычно, в таких ситуациях за советом нужно обращаться не в турфирму, не в жж и форумы, а на специализированный сайт - тиматик.
Тиматик - международная база данных для авиакомпаний. Сотрудники всех авиакомпаний во время регистрации и пограничники руководствуются базой данных Тиматик, принимая решение пускать ли в страну гражданина той или иной страны. Также Тиматик содержит информацию о необходимых транзитных визах и медицинских требованиях (вакцинации). Соответственно именно Тиматик является актуальным источником, ведь не в интересах авиакомпании вас возвращать обратно в случае несоответствия визовым требованиям.
Тиматик в первую очередь - справочник для авиакомпаний, он не учитывает сухопутные или морские пересечения границ.
Доступ к базе данных Тиматик черех сайты авиакомпаний/авиационных альянсов:
-
http://www.staralliance.com/en/services/visa-and-health/-
http://www.oneworld.com/airports-destinations/visa-health-information/-
http://www.qantas.com.au/travel/airlines/visa-health/global/en-
http://www.klm.com/travel/ru_ru/prepare_for_travel/travel_planning/travel_clinic/timatic.htmи другие
Рассмотрим несколько примеров:
- Киев-Лондон-Нью-Йорк:
У меня есть длительная стыковка в Лондоне. В этом случае по Лондону можно будет погулять без визы! Правило TWOV действует при стыковке до 24 часов даже в одном аэропорту, решение принимает миграционный офицер. Даже если у вас 2 разных билета из разных аэропортов, вас обязаны посадить на первый рейс Киев-Лондон без визы, основываясь на правиле TWOV, ваш аргумент на чекине - распечатка тиматика.
Подробнее тут:
http://www.ukba.homeoffice.gov.uk/visas-immigration/transitthroughtheuk/visa-to-transit-landside/ Исключение из правила:
Обратите внимание, что ВиззЭйр во время бронирования билета Киев-Лондон предупреждает, что TWOV не распространяется на его пассажиров, и без визы вас в самолет не посадят. А вот ИзиДжет из Москвы сажает без визу без проблем, если в течении 24часов есть другой рейс любой авиакомпании, т.е. они полностью поддерживают правило TWOV.
Поиграйте тиматиком, можно много всего интересного и неочевидного найти :)
- Киев-Франкфурт-Торонто-Нью-Йорк:
Как-то прошлой осенью я встретил прекрасный тариф, включающий сегмент авиакомпанией ЭйрКанада через Торонто. Конечно же, я захотел попробовать новую для себя авиакомпанию. В этом маршруте стыковка была всего 1,5 часа, т.е. выход в город я даже не предусматривал, но решил проверить в тиматике. И что выяснилось, даже для международного (!) транзита обязательно нужна транзитная виза для меня. Вариант отпал. А во, если бы не глянул тиматик и понадеялся на общие правила, что "я за же не буду даже выходить из транзитной зоны", меня бы просто не посадили в самолет во Франкфурте:
- Киев-Пекин-Гонконг:
С января 2013 года для украинцев и россиян (и других национальностей) в отдельных городах Китая действует безвизовый транзит до 72 часов. Отличная возможность взять два отдельных билета Киев-Пекин + Пекин-куда-угодно (в третью страну) и посмотреть Пекин в пределах 72 часов без визы, экономя 150 долларов.
А еще есть бесплатный 96ти часовой безвизовый транзит в Сингапуре.
Будьте внимательны, "транзит" означает, что ваш следующий перелет будет в третью страну, отличную от страны из которой вы прибыли.
8. Можно ли получить транзитную визу в аэропорту?
В некоторых аэропортах можно приобрести транзитную визу. Узнавайте заранее на сайте аэропорта об этой возможности.
К примеру, в аэропортах Дубая можно приобрести транзитную визу за 150 долларов (50-виза, 100-услуги).
Однако если у вас есть перелет Киев-Дубай, а следующий стыковочный перелет оформлен отдельным билетом, то вам без визы имеют полное право отказать в посадке на рейс. Даже в случае, если у вас транзит в одном аэропорту! Аргумент о возможности приобрести транзитную визу не является актуальным, так как тиматик и правила авиакомпании предельно четкие и ясные.
Аэропорты в Дубае:
DXB - Dubai International Airport - это главный международный аэропорт в Дубае. Терминалы 1 и 3 - основные международные терминалы. Терминал-2 обслуживает FlyDubai и несколько других компаний. Между Т1 и Т3 можно пройти пешком по подземному переходу, они расположены в одну линию. В Т2 нужно ехать на автобусе. Для транзита между Т1,3 и 2 виза не нужна, выход в город не предусмотрен. Как попасть из Т2 в Т1-3 без стыковки в них я писал
тут.
SHJ - Sharj International Airport - это аэропорт в Шардже, соседнем эмирате. Сюда летает AirArabia, она продает стыковки на свои рейсы. В системах бронирования иногда пишут Шарджа (Дубай), имейте ввиду.
DWC - Dubai World Central International Airport - находится на противоположном конце города, это совсем новый аэропорт (раньше он был только грузовым), пассажирский терминал открыли только вчера и первый рейс был выполнен а/к WizzAir из Будапешта. Сюда Визз уже начал летать и из Киева. Внимание: ВиззЭйр стыковок с другими рейсами не продает и не обеспечивает. Для выхода в город и переезда в другой аэропорт нужна виза! От DWC Абу-Даби всего в 90км, кстати.
Все три аэропорта на сайтах авиакомпаний, поисковиках-агрегаторах и т.д. часто называют себя Дубаем, впрочем имеют право, так как транспортное сообщение очень простое, а сам Дубай тоже немаленький и растянут по побережью. В жилой район Дубай Марина или на отели на пальмах ближе как раз DWC, чем другие.
Будьте внимательны и обращайте внимание на трехбуквенный код аэропорта во время бронирования билета!
9. Если вас не сажают на рейс, хотя тиматик разрешает посадку:
Хорошо, когда мы говорим о Европе, там все ясно. А вот если речь идет об удаленных странах, где ваш паспорт, скорее всего, видят впервые.
Совет: если у вас сложная стыковка, особенно в очень удаленных от вас странах - обязательно подробно изучите тиматик и распечатайте.
Во время перелетов с тремя-четырьмя сегментами в странах Центральной Америки и США сотрудники авиакомпаний всегда сверяли визовые требования для перемещения и транзита согласно моему гражданству, переспрашивали и уточняли, один раз я показывал распечатку.
Обязательно берите письменные подтверждения от сотрудников с указанием причины отказа в посадке, так вы сможете оспорить решение и получить компенсацию.
10. Что интересного посмотреть во время стыковки между рейсами?
Даже на Travel Channel есть программа с одноименным названием Layover:
...и даже красивое, но бесполезной iOS приложение:
Но конечно же, читайте мой жж! В рубрике
layover я показываю то, что посетил во время стыковок в разных аэропортах мира.
Дети и стыковки
Просто пример: утром прилететь в Амстердам, на электричке добраться до Гааги (30мин), а там находится потрясающий парк - миниатюрный мир Мадуродам - просто идеальное место для отдыха с детьми. А вечером - следующий перелет либо ночной интерконтинентальный перелет. Ведь намного лучше эффективно и интересно провести день в транзитном пункте, а затем дети сладко проспят длительный ночной (!) перелет.
...и еще:
В комментариях к предыдущему посту прозвучал интересный аргумент - зачем что-то смотреть во время стыковок галопом за пару часов, ведь лучше приехать в это место отдельной поездкой и потратить 1-2 дня, а лучше целую неделю, тогда впечатление будет значительно полнее.
Я категорически не согласен с таким утверждением, я не ставлю цель посмотреть что-то во время стыковки со всех сторон и увидеть все, достаточно посетить просто что-то одно. К примеру, пиво с сосисками в Мюнхене будет значительно уместнее, чем пробежка по городу и попытка сфотографировать все его памятники. Но тут у каждого свой вкус и свой взгляд. Мир огромный, количество мест бесконечно, а вот временной ресурс очень сильно ограничен, поэтому я советую использовать любую возможность.
Некоторые из моих репортажей об интересных идеях в пути:
Путешествуйте ярче!
---
Моя авторская серия статей мастер-классов:
"Технологии бюджетных путешествий"В этой
рубрике очень много статей с основами и алгоритмами действий для самостоятельных путешественников.