У каждого города есть свое сооружение, которое является его символом, ассоциируется с городом.
Наряду с Кафедральным собором Санта Мария дель Фьоре, старый мост эпохи Ренессанса
под названием Понте Веккьо - самое яркое место Флоренции.
Эта совершенно не похожая на обычные мосты каменная переправа в самом узком месте реки Арно настолько стара, что помнит этрусские и древнеримские времена.
Тогда здесь проходила Via Cassia - стратегически важная дорога, связывающая Рим с Северной Италией.
История Понте Веккьо длинна и порожиста, как горная река: его неоднократно смывало наводнениями, регулярно случавшимися в городе, после которых он заново отстраивался,
чтобы быть уничтоженным снова и снова.
Впервые этот мост упоминается в документах 996 года.
В 1117 году он был разрушен наводнением и вскоре отстроен из камня, однако снова снесён потоками воды в 1333 году: после этого, от него остались лишь две центральные сваи.
По традициям Средневековья, мост был разделен на 38 абсолютно равных по размеру участков, на которых велась торговля. Здесь торговцы еще и жили.
На вторых этажах, над своими лавками и складами.
В 1345 году он был восстановлен, как утверждает Вазари, архитектором Таддео Гадди, однако современные историки склоняются к тому, что это был Нери ди Фьораванти.
Башня Маннелли была возведена в южной части моста с целью его защиты.
Во время Второй мировой войны Понте Веккьо не был разрушен, как все остальные исторические мосты Флоренции.
По одной версии, когда в 1944 году немецкие войска уходили из города, при отступлении они взорвали все мосты, но Понте Веккьо был спасён бойцами Сопротивления.
Однако, как утверждают многие местные и гиды, от такой участи его уберёг специальный приказ Гитлера.
Тогда проход на мост был усложнён из-за разрушения близлежащих зданий в обоих его концах, которые были вскоре восстановлены в оригинальном современном стиле.
Знаменитые магазинчики Понте Веккьо появились в XIII веке, когда сюда, подальше от знатных особняков и административных дворцов, начали переносить
многочисленные продовольственные лавки с соответствующими запахами. Теперь торговать парной телятиной, куриными мозгами и свежей рыбой можно было только
на Старом мосту, а все отходы выбрасывать в Арно, чтобы река относила их за пределы города.
Здесь же обосновались кожевники, пользовавшиеся водой из реки, чтобы замачивать шкуры, которые потом дубились в лошадиной моче.
Поскольку предприимчивых людей в городе было много, а мост особой протяженностью не отличался, он начал вынужденно расти вширь: торговцы пристраивали свои лавки так,
что они уже выпирали на несколько метров, торчали над мостом и висели практически над водой.
В 1565 году по приказу Козимо I Медичи был построен «коридор Вазари» - крытый переход, идущий поверх моста Понте Веккьо и соединяющий Уффици с палаццо Питти, которым пользовались исключительно представители двора.
Когда великий герцог Фердинандо I Медичи проходил коридором Вазари над Понте Веккьо, его всегда очень раздражали неприятные запахи, доносящиеся из мясных и рыбных лавок моста. Из-за этого в 1593 году он категорически запретил здесь торговлю скоропортящимися продуктами и вместо продовольственных лавок на Понте Веккьо
за удвоенную арендную плату появилось около 50 ювелирных магазинов.
Вдоль коридора Вазари идет ряд небольших круглых окон, из которых, по другой легенде, правитель Флоренции подслушал, о чем говорят простые люди внизу на мосту.
И настолько ему не понравились эти разговоры торговцев и простолюдинов, что он отдал приказ заменить продовольственные лавки на более благородные ювелирные магазины,
на посещение которых у рядовых граждан просто не было денег.
По третьей легенде, в один из дней, когда свежая морская рыба прибыла по Арно из Пизы, а полногрудые и колоритные служанки из богатых домов, громко ругаясь, торговались с рыбаками, юная принцесса из рода Медичи проходила над ними коридором Вазари. Тут-то она с удивлением услышала много новых для себя слов.
Юное и непорочное создание стремилось к знаниям, слова запомнила и, вернувшись во дворец, спросила у своего отца - великого герцога, что они значат.
Фердинандо I Медичи пришел в ярость и немедленно все рыбаки, а заодно и попавшие под горячую руку лавочники были изгнаны с моста,
а на их место приглашены золотых дел мастера.
Понте Веккьо стал прародителем такого экономического термина как банкротство. Продавца, который торговал на Старом мосту и не мог больше платить по своим долгам,
избивали солдаты и разбивали (rotto) его торговую лавку (banco). Весь процесс долговых разборок тех времен укладывался в такое знакомое слово «bancorotto»
или «разбитый стол»: нет стола - нет торговли.
А вверху на фото, видимо, результат современных разборок))) Кого-то не очень сговорчивого уносят.
Бенвену́то Челли́ни - выдающийся итальянский скульптор, ювелир, живописец, воин и музыкант эпохи Ренессанса.
Люди эпохи Возрождения жили полнокровной, многогранной жизнью и нередко достигали высокой степени совершенства одновременно в разных областях знания и искусства.
Они «...были более или менее овеяны характерным для того времени духом смелых искателей приключений.
Тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках,
не блистал бы в нескольких областях творчества. Герои того времени... почти все живут в самой гуще интересов своего времени...
Отсюда та полнота и сила характера, которые делают их цельными людьми».
Памятник такому человеку, настоящему сыну итальянского Возрождения, Бенвенуто Челлини, установлен на мосту Понте Веккьо во Флоренции.
В настоящее время Флоренция насчитывает десять мостов. До 1957 года их было только шесть, и в течение ряда веков они неоднократно перестраивались.
Все мосты, за исключением Понте-Веккьо, были реконструированы после Второй мировой войны.
Однако перед Второй мировой войной во время правления Муссолини специально к приезду Гитлера с внутренней стороны Коридора Вазари в центральной части была сделана
смотровая площадка с большими прямоугольными окнами, которые сохранились до настоящего времени.
В 1333 году в результате четырехдневной грозы вода поднялась так высоко, что было приказано звонить во все колокола, дабы отогнать дьявола, на которого возложили вину
за уничтожение наводнением тогда еще деревянного моста Понте Веккьо.
В 1966 году дожди лили в течении 40 дней и наводнение началось 4 ноября, когда, во избежание прорыва дамбы, были открыты шлюзы, находящиеся по течению реки выше города.
Единственными во Флоренции людьми, реально осознавшими угрозу наводнения, были владельцы ювелирных магазинов Понте Веккьо, вызванные ночными сторожами,
когда мост начал раскачиваться. На заре вода ворвалась в город с огромной силой: в общей сложности погибли 35 флорентийцев, а сотни остались без крова.
На некоторых улицах уровень воды достиг 6 метров, огромный урон был нанесен зданиям и произведениям искусства.
По картинам галереи Уффици растеклась грязь, а книги и манускрипты Национальной библиотеки развалились от воды.
Но и это еще не все: невиданное до тех пор наводнение смыло все золото из магазинов Понте Веккьо.
Его долго искали на дне реки, но так и не нашли… Богатое место - река Арно под мостом Понте Веккьо!
По обе стороны от Понте Веккью располагаются средневековые церкви. По улице Пор-Санта-Мария - церковь Санто-Стефано-Аль-Понте, ее фасад остался неизменным с XII века.
Внутри церквушки работает небольшой музей религиозного искусства.
А с другой стороны, за 100 м до Палаццо Питти, находится церковь Санта-Феличита.
В IV-м веке она была центром местной христианской общины. В средние века на ее службы часто заходили представители семейства Медичи.
Сейчас в Санта-Феличита можно полюбоваться на работы Джакопо Понтормо: на алтаре - «Снятие с креста» (одно из лучших произведений живописца),
под куполом - «Четверо евангелистов», и на южной стене - «Благовещение».
Вот такая история...