От Марселя до Барселоны через Андорру на велосипедах

May 21, 2012 18:51

Небольшой отчет о велопутешествии из Франции в Испанию через Андорру.
Будет интересен в первую очередь тем, кто планирует велопутешествия по Европе.





В начале мая мы вдвоем проехали на велосипедах около 830 км за 8 дней по маршруту:
Marseille - Arles - Montpellier - Bédarieux - Carcassonne - Ax-les-Thermes - Pas de la Casa - Andorra la Vella - La Seu d'Urgell - Alp - Castellar de n'Hug - Ripoll - Vic - L'Estany - Sant Cugat del Vallès - Barcelona
(жирным выделил места ночевок)

Маршрут
Маршрут был выбран именно таким по нескольким причинам. Во-первых, в Марсель есть прямые рейсы из Москвы. Во-вторых, хотелось поездить не только по равнинам, но и по горам и за одно побывать в Андорре. В-третьих, от Барселоны обратно в Марсель можно сравнительно просто доехать на нескольких пригородных поездах, что мы в итоге и сделали.

К тому же через перевал Port d'Envalira на пути в Андорру-ла-Велью идет самая высокая асфальтированная дорога в Пиренеях - конечно, было интересно, осилим или нет.



По дороге на самый высокий перевал.

Логистика
Раньше я возил свой велосипед в самолетах, упаковыввая его в обычный матерчатый чехол (Пик-99) и полагаясь на то, что грузчики будут с ним не слишком грубыми. В основном с этим не было проблем, если не считать погнутую большую звезду системы при перелете в Каир и разбитый задний фонарь при перелете в Верону. Но недавно я купил новый велосипед (значительно дороже моего предыдущего) и понял, что мне жалко отдавать его грузчикам на растерзание практически беззащитным. Поэтому я задумался о покупке твердого велокейса.

Решение о твердом велокейсе непростое - с одной стороны, плюсы его очевидны - велосипед хорошо защищен при перевозке в самолете или в поезде. С другой стороны, есть и очевидные минусы - по приезде в стартовый пункт этот кейс нужно куда-то деть, да так, чтобы потом было удобно его оттуда забрать для обратного перелета домой. С собой его, в отличие от матерчатого чехла, не повозишь. Это сильно ограничивает множество возможных вариантов маршрута. К тому же, твердый кейс - удовольстве довольно дорогое, стоит он от 10 тыр.

В итоге, когда я все-таки решил его купить, то обнаружил, что в Москве выбор твердых велокейсов очень небольшой. Практически единсвтенным доступным для меня вариантом был вот такой:
http://www.polaris-apparel.co.uk/product/eva-bike-pod
На нем и остановился.


Еду в аэроэкспрессе с кейсом и ручной кладью, снимаю себя с пола.

Мой друг и компаньон по этому путешествию летел в Марсель из Лондона и вез свой велосипед тоже в твердом кейсе. Мы заранее списались с отелем в Марсельском аэропорту и договорились с ними о том, что ночуем у них первую и последнюю ночь нашей поездки, а наши кейсы хранятся у них все это время.



Вынимаем велосипеды из гробов и собираем.



Через час велосипеды готовы к бою, а гробы можно нести сдавать в отель.

В итоге с перевозкой все вышло хорошо - повреждений не было ни по дороге туда, ни обратно. Договориться с отелем о хранении кейсов тоже было несложно.

Прованс и Лангедок-Руссильон
Первая часть нашего маршрута пролегала по Провансу и затем по региону со сложным названием Лангедок-Руссильон. Бесконечные виноградники, уходящие к горизонту, винодельни, оливковые рощи. Дороги с довольно узкими обочинами, но трафик по тем дорогам, где мы ездили, был небольшой, поэтому ехать довольно комфортно. Перепады высоты небольшие.



Видно ширину обочины (практически нулевую) и виноградники.

Практически у каждого виноградника есть маленький магазинчик, в котором можно продегустировать и купить вино, а также сопутствующие товары - оливки, сыр, и т.п.



Заехали в магазинчик, чтобы закупиться для обеда.

Такие магазины обычно закрыты, но чтобы их открыли, нужно просто нажать кнопку домофона, и хозяка выйдет и откроет.



Обед на древнем мосту Pont du Diable. На заднем плане видно современный мост.

Где-то в районе этого моста встретили такого дядю:


Велосипедист из ЮАР.

У него на велосипеде был флаг ЮАР. Велосипед, кстати, двухподвес с прицепом! А судя по количеству вещей, дядя ехал далеко и надолго.

В одном из бесконечных виноградных дворов увидели такую забавную картину:


Стоянка винодела.

Этот винодел знает толк в машинах. Citroën Deux chevaux и Нива в одном дворе - это круто.

Мы, как обычно, старались выбирать не очень загруженные дороги с красивыми видами, но с хорошим асфальтом. По Франции у нас были отличные карты Michelin, где обозначены и дороги с красивым видом, и viewpoints ("смотровые" точки с красивм видом), и угол уклона дороги (до 5%, до 10%, больше 10%). Для велосипеда все эти примочки на картах очень удобны. На подъезде к городку Bédarieux решили свернуть на маленькую дорожку, но с гордым названием D 8E1B (да, это реальный номер дороги длиной в пару десятков километров).


Поворот на D 8E1B.

И не пожалели. Дорога действительно красивая, проходит среди красных скальных выходов. А еще прошел небольшой дождь, и на небе появилось две радуги.


D 8E1B после дождя.

Дальше наш путь лежал через Каркассон.



Крепость Каркассона.

Ночевали мы в отелях, а велосипеды на ночь обычно завозили либо в приотельный гараж, либо в какой-нибудь их подвал или подсобку. В Каркассоне в отеле гараж был сам как произведение искусства.



Распаковываемся в гараже отеля в Каркассоне.

На следующий день мы уже ехали к предгорьям Пиреней, и начались первые серьезные перевалы. На подъеме к перевалу Chioula (1431м) на обочинах уже кое-где лежал снег, а с самого перевала первый раз открылся вид на снежные Пиренеи. Полгоризонта было в снежниках.



Перевал Chioula (1431м).

На ночевку заехали в городок Акс (полное название Ax-les-Thermes). Это такой курортный городок с термальными источниками и большим казино, который находится на дороге к перевалу, ведущему в Андорру. Въехали в город мы уже в сумерках, и, как обычно, почти все уже было закрыто, включая бани с термальными источниками. И даже ресторан в отеле, где мы поселились, уже закрывал кухню, но мы успели сделать заказ, чтобы хотя бы поужинать. Однако удачным образом прямо у входа в наш отель была общественная термальная ванна, в которой мы и расположились после ужина с картами, пивом и полотенцем из номера.



Парим ноги в общественной термальной ванне.

После 10 часов вечера такие городки становятся совсем пустыми, жизнь продолжалась только в казино. А мы как раз вышли на проголку.



Ночной Ax-les-Thermes с горной речкой.

Перевал Port d'Envalira и Андорра
На следующий день был намечен самый серьезный отрезок маршрута - перевал Port d'Envalira (2408м, самый высокий перевал с асфальтированной дорогой в Пиренеях). Городок Акс, откуда мы стартовали тем утром, находится на высоте примерно 700м - нам предстояло набрать 1700м высоты за примерно 40 км пути.



Начало подъема на перевал. Нам вот туда, где снежники.

В итоге на этот путь нам потребовалось около шести часов (включая привалы и перекусы).



Примерно на середине подъема на перевал. На заднем плане видно начало подъема.

На подъеме встретили очень необычного велосипедиста - на одноколесном велосипеде.


Одноколесный путешественник.

Я раньше такого никогда не ввидел. Тормозов на таких велосипедах нет, а уклон там довольно крутой - ему приходится сильно тормозить ногами (сдерживать кручение колеса педалями), и видно, что это очень тяжело. К тому же скорость очень маленькая. Но вид у него был такой, как будто он намерен проехать до самого Акса. Поговорить с ним не получилось, но возможно, это был какой-нибдуь рекорд или спор или что-то в этом духе.

Почти у самого перевала (в 4-5 километрах) находится городок Pas de la Casa, в котором стоит пограничный указатель Andorra и в который все приезжают для шоппинга (в Андорре нет европейского НДС, и все довольно дешево).



Граница с Андоррой в Pas de la Casa. на заднем плане виден сам перевал.

В этом городке мы пообедали. В пиццерии неожиданно нашлось русское меню, причем нам его предложил сам официант, увидев флаг на моем велосипеде. Первая страница меню доставила:


Меню в пиццерии в Андорре. "Дирекция и обслуживающий персонал" пожелали нам приятного аппетита.

От Pas de la Casa последние несколько километров до перевала стоят очень удобные таблички для велосипедистов. На них указана текущая высота, текущий угол уклона с точностью до десятых процента, оставшийся набор высоты до перевала и оставшийся путь до перевала. Больше таких табличек мы нигде на маршруте не встречали.


Таблички для велосипедистов.

На обочинах, как видно на предыдущей фотографии, уже довольно глубокий слой снега. Температура на самом перевале была +2 (там стоял стенд с термометром), но ехать в шортах и в ветровке вполне комфортно, потому что ноги активно работают.

И вот наконец мы на перевале. За ним открылся вид на противоположную долину, но за облаками мало что было видно.


Перевал Port d'Envalira.

На самом перевале работала только заправка, все кафе и рестораны были закрыты, все это работает только в лыжный сезон.

Перед спуском мы решили утеплиться. На спусках всегда холоднее - и потому, что тело почти не двигается, и потому что на скорости сильно обдувает ветром. Первый и последний раз за поездку одели длинные велоштаны.


К спуску готов.

Спуск с больших перевалов - это вообще отдельная тема и отдельный навык. С одной стороны есть возможность ехать очень быстро (40-50 км/ч), но с другой - нужно это делать очень аккуратно, так как обычно такие дороги очень извилистые. Поэтому расслабиться не получается - ноги отдыхают, но рулить и тормозить нужно очень активно и сосредоточенно. С этого перевала мы ехали вниз суммарно в течении целого дня (вечер этого дня до столицы Андорры и всю первую половину следующего дня).



Спуск с перевала.

Андорра оказалась очень даже цивилизованной и богатой страной (я-то представлял себе пастухов с овцами высоко в горах). По крайней мере, Андорра-ла-Велья очень напоминает Женеву или Лозанну, но никак не деревню с пастухами.



Композиция на въезде в Андорру-ла-Велью.

В Андорре все действительно дешево. За отель мы заплатили 45 евро за двоих с завтраком. Обычно мы платили в среднем 60-70 евро за двоих.



Правительственное здание в Андорре-ла-Велье.

Еще там есть несколько древних церквей в очень хорошей сохранности.



Церковь Santa Coloma (заложена в 9 веке).

Каталония
Въехав в Испанию, мы решили ехать в Барселону не напрямик, а еще задержаться в Пиренеях и взять на восток от La Seu d'Urgell.



Дорога от La Seu d'Urgell.

Заночевали в городке Альп. В этом районе очень много лыжных трасс, которые летом, конечно, закрыты. А такие городки и ближайшие деревни в летний сезон практически пустуют - в Альпе целые кварталы стоят с закрытыми ставнями и запертыми дверьми - это дома, которые сдают зимой лыжникам.



Вид на городок Альп.

От этого городка идет дорога на перевал Creueta. В двух местах на ней (на расстоянии около 15 км друг от друга) стоят вот такие таблички, отмечающие веломаршрут.


Дорога от Альпа.

Таблички абсолютно бесполезны - уклон там совсем не 2%, даже если брать средний за эти 17 км, а гораздо круче. По нашим приборам там было 6-8%. На второй табличке уже у самого перевала было написано 4%, хотя на нашем приборе там было не меньше 8%.

Перевал Creueta очень красивый. Горы там лысые, пейзаж как будто лунный. Дороги абсолютно пустые (1-2 машины в час) - в не-сезон там никто никуда не ездит.


Подъезжаем к перевалу Creueta.



Вид на наш подъем с перевала.



Лысый перевал.



Начало спуска.

На спуске заехали на обед в маленький городок Castellar de n'Hug, который тоже в не-сезон совершенно пустой и очень красивый.



Главная площадь городка Castellar de n'Hug

Дальше от города Риполь мы взяли на юг на Барселону.



Модерн в Риполе

На подъезде к городу Вис, где мы заночевали, уже началась равнина - выехали из Пиреней.

Дальше предстояло довольно сложное мероприятие - въехать в Барселону своим ходом так, чтобы максимально избежать больших шоссе, промзон, Икей, Ашанов и прочего, что очень угнетает при подъезде к большим городам и чего мы натерпелись на подъезде к Вису. Мы решили проехать через город Sant Cugat del Vallès, за одно посмотрев в нем монастырь, и потом по маленькой дорожке въехать в Барселону через небольшой перевал со стороны Тибадабо. Все получилось отлично - дорога эта действительно без промзон и больших магазинов, правда, очень узкая и с довольно напряженным трафиком, в том числе велосипедным. И храм Тибадабо с этой дороги не видно, хотя он там очень близко.



Вид на Барселону с перевала.

Дорожка эта настолько маленькая, что на ней даже не было таблички "Барселона" - она сразу переходит в какую-то городскую улицу. Так что не получилось сфотографироваться с вожделенным указателем, к которому мы ехали 8 дней и 830км.

Обратно от Барселоны мы добрались на трех пригородных поездах. Сначала от Барселоны до Портбоу (в этом городке мы переночевали и искупались). Потом от Сербера до Авиньона (до Сербера доехали своим ходом, там совсем близко). И потом от Авиньона до аэропорта Марселя, где в отеле нас ждали наши кейсы.



Едем в электричке от Авиньона до аэропорта Марселя.

UPD
Мой напарник сделал подробный трек этого путешествия с высотами:
http://www.bikemap.net/route/1593220
К сожалению, ЖЖ не дружит с bikenet, и красивую карту прямо сюда вставить не дает, так что кому интересно, сходите по ссылке.

Как мы ездили от Мадрида до Лиссабона.
Как мы ездили от Вероны до Генуи и обратно.

Франция, Барселона, Марсель, велопутешествие, Андорра, Испания

Previous post Next post
Up