Путевые заметки: Мадейра, Фуншал

May 11, 2012 00:41





К сожалению, в самом Фуншале мы пробыли недолго - на Мадейру прилетели уже затемно и прогулки отложили на
следующий день. Началось все, как обычно, немного скомканно - оказалось, что автобус из аэропорта до города (18 км)
ходит примерно раз в час-полтора и очередной ушел буквально из-под носа. К счастью, с такси проблем не возникло -
водитель хоть и не знал по-английски не слова, но куда ехать понял прекрасно и взял ровно столько, сколько
предполагалось - по отзывам было известно, что стандартная такса в районе 30 евров. Кстати, поездка с местным
водителем на хорошей машине по Vias Rápidas - тот еще аттракцион. Дорога практически вся - винтовые спуски-подъемы,
мосты и тоннели. Ограничение - 100 км/ч. Особенно понравилось, что те, кто "ползут" сотку - держатся строго в правом
ряду. Ну а наш таксист так просто летел - до города добрались в рекордные сроки. 


В гостинице начались сюрпризы - хозяин видать нас увидеть уже и не чаял, и номера по всей видимости благополучно
спихнул. Впрочем, на пальцах он объяснил, что "ноу проблемо" и, очень трогательно волнуясь, потащил через весь город
в другую гостиницу, куда нас в итоге и прописали. В общем все это было даже забавно.

Собственно, остатки вечера ушли на то, чтобы сбросить вещи и добраться до центральной площади на предмет перекусить.
Учитывая мою склонность ко вкусной и вредной пище в Мадейру я сразу влюбился - предварительно начитавшись обзоров
заказали традиционный местный шашлык - Espetada régionale. Сиречь в классическом его проявлении мясо на вертикально
подвешенном шампуре. Забегая вперед, скажу, что этот ресторанчик на площади - единственное место, где сие блюдо
подали именно в таком виде. Потом под тем же (или очень похожим названием) довелось попробовать шашлык из
королевских креветок, шашлык на вишневой ветке, шашлык из рыбы-шпаги и просто обычный шашлык. Впрочем, кухня на
Мадейре настолько прекрасна, что жаловаться решительно не на что.

Немного погуляли по вечернему городу - темнеет там очень рано и практически в 23 вечера жизнь уже замирает.
В это время уже нет ни одного бара либо работающего магазина - как, собственно, и какой-либо активности на улицах.

2.


В городе - очень чисто, как закрываются рестораны и бары - наступает время уборщиков. Центральные улицы поливают
из шлангов. Впрочем, как потом оказалось, на местные деревеньки это не особо распространяется - дорога вроде чистая,
но стоит завернуть за угол и под ближайшей пальмой запросто можно наткнуться на изрядную гору мусора и окурков.

3.


Вообще, порадовало разнообразие легкой техники на улицах города. Пожалуй, жил бы я там - тоже ездил бы на
чем-то подобном. В машине на здешних дорогах нервы нужны просто стальные - а скутер и удержать проще, и
проехать можно везде, да и спрыгнуть реально - при совсем дурной ситуации.

4.


Тоже неплохой вариант, но скорее исключение. По горам, надо думать, на таком не больно-то погоняешь.

5.


Еще одна карточка ночного города - просто до кучи :)

6.


Даже в этом райском уголке хватает бездомных. Впрочем, там им, надо полагать, куда как проще жить,
чем в наших северных краях.

7.


Вообще, ночной Фуншал - сказочное место для прогулок: тепло, пустынно и с каждой улицы
открывается прекрасный вид на усеянные огоньками склоны Монте.

8.


Кроны деревьев на фоне вечернего неба смотрятся совершенно фантастически - готовый природный аналог
традиционной португальской росписи по керамике - азулежу.

9.


Центр истории Мадейры - расположен как раз в исторической части города, аккурат напротив станции фуникулёров.
На супер-мега-интерактивную экспозицию мы смотреть заленились, а вот сувенирный магазин внутри очень пришелся
по вкусу. Кстати, по ходу блуждания по магазинам выяснилось, что чуть менее, чем 90% ассортимента сувенирок
продублированы во всех местных супермаркетах - по куда более демократичным ценам (разница почти в два раза).

10.


Вообще, старая часть города (в частности, окрестности Rua de Santa Maria) мне очень понравилась.
Прежде всего из-за проекта "Искусство Открытых дверей" - на эту тему, пожалуй, чуть позже сделаю
отдельный пост. Вкратце - проект создан дабы "открыть" двери города для разного рода культурных событий.
Внешне это выражается в том, что каждая дверь становится объектом искусства - множество местных и
зарубежных художников написали на них картины, как на холсте. Это для затравки. А потом, судя по всему,
пошло-поехало: проект стартовал всего два года назад, но в этой части города сейчас расписаны не
только все двери, но и многие здания. На мой взгляд, получилось здорово. Ярко и атмосферно.

11.


Помимо расписных дверей в этом районе очень много ресторанов. Точнее - если не считать
художественные галлереи и студии - там одни рестораны. Два десятка подряд на одной улице,
бок-о-бок, так что выставленные на улицы столики одного плавно переходят в другой - это нормально.
Если зайти внутрь - интерьеры потрясающие. Еда - тоже. Единственное, что немного смущает - это
зазывалы. Они стоят перед каждым рестораном (а то и по несколько человек) и каждого прохожего
туристической наружности буквально рвут на части. Всеми силами пытаются заболтать и заманить.
Что, впрочем, не удивительно - поскольку мы попали на не совсем сезон - посетителей на всей это
улице можно было пересчитать по пальцам. Зато есть положительный момент - обслуживание просто
безупречное.

12.


Днем улицы оживают и те же самые места при свете дня играют уже совсем другими красками.
Смотрится всё это крайне позитивно.

13.


По соседству с Центром Истории разворачивается небольшой рынок сувениров.
Впрочем, при всём нашем шопоголизме, здесь мало что смогло заинтересовать.

14.


Тематика, в общем-то, особым разнообразием не отличается. Уличные художники в подавляющем
большинстве торгуют изображением "Райской птицы", либо видом на океан. Плюс пара-тройка сюжетов на выбор.

15.


Часть сувениров изготавливается прямо на месте - и довольно шустро при том.

16.


Учитывая не-сезон, туристов в городе было немного, все больше попадались чинные местные доны.

17.


Особенно порадовали небольшие картинные галереи на той же улице Санта Марии - одновременно и мастерские
художников и выставочные залы. Обнаружилось, кстати, что часть картин подписаны русскими именами.

18.


Все-таки, пост о Фуншале будет не полным, если двери совсем обойти стороной :) улицы узкие, дверей там
много - получается катинная галерея на открытом воздухе. Ходить и рассматривать все можно очень долго,
поэтому я поступил проще - пробежал весь квартал с камерой и все, что понравилось - быстро отснял.
Посмотрел уже дома.

19.


Кстати, не все двери выглядят как картины - многие оформлены как инсталляции.

21.


Помимо картин стены старой части города украшают художественные тексты и стихотворения. По крайней мере,
мне показалось, что это они:) Сложно что-либо утверждать, не понимая ни слова по-португальски. Но для местных
возможности культурно обогащаться в этом районе поистине безграничны.

22.


Улицы в большинстве - под наклоном, что заметно упрощает ориентирование - довольно легко сообразить,
с какой стороны будет набережная.

23.


Гуляя по улицам, постоянно видишь над головой кабинки фуникулера. Само собой, мы не удержались и
тоже решили прокатиться, полюбоваться городом сверху.

24.


Длина канатной трассы - более трех с половиной километров, она связывает набережную в центре Фуншала и
гору Монте (где находятся дворец и Тропический сад).  Время поездки в один конец - примерно 15 минут. Есть
также второй маршрут, до ботанического сада, но с ним мы не вполне разобрались - что там идет и откуда, да
и без него впечатлений хватало. По цене получается примерно одно и то же - поездка на фуникулере на Монте
и назад + билет в тропический сад - примерно 25 евров с носа. Поездка до ботанического сада и
назад + билет = примерно столько же. В общем, мы выбрали посещение Монте и ни разу не
пожалели - виды там совершенно фантастические. Сюда их включать не стал, поскольку материала
с легкостью на отдельный пост набирается.

25.


Из кабинки открывается прекрасный вид на город - общие планы, опять же, обошел стороной. Решил ограничиться
парой деталей. Вот, например, этот мост - явление для острова вполне заурядное. Vias Rápidas большей частью по таким
и проходит.

26.


Дороги построены в несколько уровней и пересекаются под какими-то совершенно немыслимыми углами.
На главных трассах это в глаза не  особо бросается - но катанием по дворам лучше не увлекаться, нужно 
родиться на Мадейре (причём желательно прямо в машине) чтобы ездить там без опаски.

27.


Из той же кабинки можно полюбоваться местными архитектурными решениями - дома
лепятся прямо на скалах и в самых неожиданных местах.

28.


Местами канатная трасса проходит настолько близко к домам, что можно спокойно заглядывать в окна :) не удивлюсь,
если они отчасти по этой причине плотно закрываются ставнями.

29.


Дворики видны во всех подробностях. Вообще, очень понравилось обилие зелени - чем ближе к вершине,
тем больше город напоминает деревню - почти у каждого дома свое приусадебное хозяйство - картофельные
поля или банановые плантации.

30.


Последний домик - аккурат под станцией канатной дороги. Наглядная иллюстрация того, как здесь украшают дома.
Подобные батареи цветочных горшков встречаются повсеместно.

31.


Кстати говоря, можно разнообразить свой опыт и вниз спускаться не на фуникулере, а на деревянных санях - тобогганах.
Платишь денюжку, погружаешь седалище в санки и под чутким руководством двух гарних хлопцев в традиционных
белых шапочках мчишься вниз (вот эти двое схалявили - шапочки при них, но подвешены за спиной), а остальные все
были по всей форме одеты. Мы перед поездкой почитали отзывы, поняли, что это экстрим для пенсионеров и поехали как белые люди в кабинке:)

32.


Еще одна достопримечательность - знаменитый Фуншальский рынок "Mercado dos Lavradores". Все местное, вкусное и
по европейским меркам - совсем недорогое. Кроме, пожалуй, разных маракуйевых гибридов - которым тоже можно смело
посвящать отдельный рассказ. Попробовали мы почти все и пришли к выводу, что есть смысл брать только гибрид
маракуйи и апельсина - среднего размера фрукт с прочной кожурой (если не скорлупой) и сочной мякотью, по вкусу
напоминающей спелый крыжовник. Остальные оказались либо слишком кислыми, либо оставляли занозы во рту, либо
обладали чертовски странным специфическим вкусом (и не сказать, что особо приятным) - в общем, разок всю эту экзотику
попробовать можно - но повторять вряд ли захочется. Кстати, покупая продукты, нельзя терять бдительность - иные
торговцы довольно вольно играют с понятиями цена за штуку/цена за килограмм, и отнюдь не в пользу клиента.

33.


Рынок - двухярусный, с балконов второго этажа можно понаблюдать за первым.

34.


Кстати говоря, обнаружилось, что праздных туристов на рынке - в разы больше, чем реально что-либо покупающих.
Тысячи их! Средний возраст клиентов - 65+.

35.


К фруктово-овощным рядам примыкает рыбный зал - здесь можно затовариться разной свежевыловленной экзотикой.
Кстати, в этом зале тоже предусмотрены балконы, на которых туристов - не протолкнуться. К счастью, только здесь
их и видели :) Практически везде гуляли в гордом одиночестве.

36.


Дома в основной своей массе - тускло-желтого цвета, в центральной части города - повсюду
брусчастка.

37.


Однако, местами попадаются довольно радикальные цветовые решения. :)

38.


Красное здание - футбольный клуб Маритиму, один из двух, представленных в высшей лиге Португалии.

39.


Довольно колоритный уголок - на территории форта Сантьяго.
К сожалению мы припозднились и толком внутри погулять не смогли.

40.


Тот же самый форт Саньяго. Цвета - потрясающие.
Очень мне понравилось, как интенсивно-жёлтый смотрится на фоне океана.

41.


Отдельного упоминания заслуживает набережная - самое людное место города. 
Такое ощущение, что вечером добрая половина жителей выбирается на променад либо пробежку.

42.


Очень удивило количество влюблённых парочек - вдоль моря буквально на каждой скамейке, на бортиках,
на парапете - в среднем через каждые десять метров. Весна, однако.

43.


С другой стороны, имея под боком такую набережную, прекрасную погоду и весь океан - грех не воспользоваться.

44.


Кстати говоря, недалеко от Фуншала (на расстоянии примерно 5 км) имеется своя статуя Иисуса - Christo Rei.
Утопает в зарослях алоэ. Не знаю, как туда добираются цивилизованные люди (подозреваю, что все-таки по Рапиде),
но наш навигатор маршрут проложил напрямик - через дворы на крутых склонах. С непривычки пытаться разъехаться 
со встречкой на дороге шириной не более четырех метров и при уклоне 30-40 градусов - это страшно, очень. Особенно
когда за спиной обрыв без отбойника. По приезду некоторые интересовались фотографиями этих самых экстремальных
дорог - так вот их практически нет. Очень сложно сделать приличный кадр полулежа в сиденье, когда капот задирается
так, что дороги не видно.

45.


От статуи вниз, до утеса, ведут ступеньки. Сначала (пока не добрались до гор) подъем показался довольно-таки
утомительным. Потом, само собой, обнаружилось, что такие пролёты - не более, чем детский лепет.

46.


Вид с другой стороны - на статую и город за ней.

47.


Рядом со статуей обнаружился милейший абандон. Вообще, мне казалось, что заброшенных зданий на Мадейре мы
не увидим - ибо пригодной земли не так много. На самом деле, ситуация совершенно обратная - попадаются вообще
презанятные. Жаль некому было этот мой интерес разделить - пришлось пройти мимо. :)

48.


Недалеко от статуи - чуть ли не единственный на Мадейре пляж с чем-то, сверху напоминающим песок - на деле
та же крупная галька. Однако, здесь находится еще одна из пяти построенных на острове канатных дорог.

Фуншал безусловно заслуживает более длительного пребывания - для нас это была только первая остановка
в путешествии по острову. Хотелось бы, пожалуй, вдумчиво погулять там еще денек-другой - но тогда не увидели
бы что-то другое из запланированного.

Чуть более подробные сеты на фликре: улицы Фуншала, Фуншал: вид сверху, Christo Rei.

Мадейра, Португалия, фото

Previous post Next post
Up