Нассим Николас Талеб - мракобес, луддит и пропагандон смерти.

Jan 15, 2013 06:34

С самого начала вызывавший мои подозрения и многократно упоминаемый представителями т. н. прокризисного дискурса автор книжек «Черный лебедь» и «Одураченные случайностью» окончательно подтвердил их своим новым опусом Antifragile. Человек, якобы предсказавший кризис 2008 (а прокризисные «пророки» занимаются этим постоянно и чисто по теории вероятности попадают в цель, так же как и неработающие механические часы периодически показывают правильное время), разразился гнуснейшей ненавистью к самым ключевым и важным для нас идеям Просвещения, рационализма, прогресса и, в частности, трансгуманизма, причем даже не на уровне достижимости (что обычно характерно для критиков, слабо знакомых с предметной областью), а на уровне самих ценностей человеческой жизни и ее продления, интеллекта, технологий, стремления к новому и увеличения человеческих свобод. Причем речь, которой он все это выражает, «достойна» войти в ан(н)алы истории вслед за цитатами таких одиозных персонажей, как Леон Касс, Френсис Фукуяма (в прошлом) или даже отечественная антинаучная фрикота типа Мороза, Пузакова и Стерлигова.

Подробная критика и дополнительные цитаты на английском здесь:
http://transhumanity.net/articles/entry/fragile-reasoning-in-nassim-talebs-antifragile-an-enlightenment-transhumani

«Я испытываю глубочайшее омерзение - которое испытал бы любой из древних - от попыток мыслителей «сингулярности» (таких как Рэй Курцвейл), которые убеждены в человеческом потенциале бесконечной жизни. Заметьте, что если бы мне понадобилось найти своего «антипода», личность с диаметрально противоположными идеями и образом жизни на этой планете, это был бы этот тип Рэй Курцвейл. Это не просто неомания (термин, которым автор клеймит всех стремящихся к качественно новому, - прим. пер.). В то время как я предлагаю удалять offensive (у этого слова несколько вариантов перевода: не только «агрессивные», но и «противные» или «оскорбительные») элементы из диеты (и жизни) людей, он работает путем добавления, глотая до двух сотен таблеток в день. Кроме того, эти попытки достичь бессмертия оставляют меня в глубоком моральном отвращении».

Каков слог, а? «Уйдзи, працівный!» И это не цветастый жжшный фрик, а автор мировых бестселлеров, неоднократно цитированный ранее на IEET и других ТГ-ресурсах.

Нет, Талеб, это ты сам - мразь опасная, камикадзе, мечтающий угробить вместе с собой всех людей только потому, что этого требует твоя сраная идеология морального онанизма на «древних». В чем единственное отличие между Талебом и «Талибаном»? Талеб - теоретик, «Талибан» - практики одного и того же: ненависти к человеческому самосовершенствованию, активной сознательной эволюции.

«Я здесь не для того, чтобы жить вечно, как больное животное. Вспомните, что «антихрупкость» (еще один термин из авторского новояза, который фактически приравнивается к антирациональности) системы проистекает из смертности ее компонентов - и я являюсь частью этой большой популяции, именуемой человеками. Я здесь для того, чтобы умереть героической смертью (см. http://lurkmore.to/An_Hero) ради коллектива, чтобы произвести потомство (а также подготовить его к жизни и обеспечить средства существования) или, в конце концов, книги - это моя информация, то есть, мои гены, «антихрупкое» во мне, должно стремиться к бессмертию, а не я».

Угу. Жизнь в 100 словах. Вообще такое впечатление, что этот Талеб сгреб идеологический и меметический мусор со всего мира. Вряд ли найдется когнитивное искажение, в которое бы он сознательно, намеренно с головой не нырнул.

В истории этой болезни можно порадоваться лишь одному: что все это излагается на таком истеричном, донкихотском уровне, что вряд ли способно стать руководством к каким-либо целенаправленным практическим действиям, враждебным для ТГ, сколько-нибудь значительного масштаба. Мир после кризиса стал немного другим. В свое время многие пропагандоны всея рунета наперебой вещали, как этот Крысис развалит цивилизацию, остановит научно-технический прогресс и тем самым «спасет планету» (природу, традиции и т. п. х.) (речь не о реальных исследованиях рисков и проблем, которые могут возникать в экономике, науке и обществе из-за кризисных явлений, а именно о реакционной пропаганде луддитского толка). Еще в 2007-08 гг., однако, на актуальных тогда ресурсах я предсказывал, что результат будет совершенно противоположным, что дефицит лишних средств заставит общество в целом в долгосрочном плане взяться за ум, за образование, уделять больше внимания поиску прорывных инноваций; что ИТ в краткосрочном периоде вообще «взлетят» как единственный источник не то что позитивных изменений, а самих шансов на них. И за эти 5 лет мы увидели целый ряд уже созревших, выстреливающих идей, о которых все чаще говорит общество: онлайн-образование, предпринимательство как основной фактор занятости, краудфандинг и прочие новые бизнес-модели, 3D-принтеры, персональная медицина, Quantified Self, DIY, гражданская наука, роботизация, геномика, частный космос... На этом пути, разумеется, предостаточно текущих проблем, но эти проблемы в принципе разрешимы и, более того, в обществе растет осознание их принципиальной разрешимости; экономических мальтузианцев теснят сторонники реалистичности изобилия (и не просто теснят, а аргументированно), экологических мракобесов - «ярко-зеленые», даже в религиозных кругах в мире в целом ширятся более прогрессивные взгляды, чем вчера, и все громче звучат голоса о начале - завтра или уже сегодня - нового Ренессанса и нового Просвещения 21 века. Путь непростой. Но реальный.

Как оказалось, это совсем не то, о чем чревовещал Талеб. Я насторожился еще тогда, когда он в одной из прошлых статей употребил слово «наука» в кавычках в отношении экономической науки, точно как «финансово грамотные» влошенцы МММ и подобных ей структур считают себя заведомо умнее «этих экономистов». Но при этом еще придерживался версии, что это было адресовано узкому кругу авторов отдельно взятых теорий и речь идет о внутринаучном споре. Оказалось, ФГМ здесь гораздо глубже и безнадежнее. Судя по авторской речи, он реально осознает, что мир ускоренными темпами сбрасывает его ретроградские «ценности» (которые он в прошлых книгах отнюдь предпочитал не выставлять напоказ) на свалку истории, и этот опус фактически вопль отчаяния: «эй, человеки, вы все козлы, потому что стремитесь вперед и к новому, идите назад, станьте героями и сдохните вместе со мной!». Юпитер сердится. Ну а пока Юпитер еще не осознал свою ошибку и не признал ее публично, со стороны всех прогрессивно мыслящих разумных существ будет целесообразно объявить ему активный бойкот.

В частности, я планировал создание специфического веб-ресурса на тему ТГ и сингулярности с логотипом в виде черного лебедя экспоненциальной формы, но теперь, пожалуй, предпочту изменить его, чтобы лишний раз не пиарить мем, сфабрикованный столь отвратительной и реакционной личностью. К большому разочарованию, этой личностью оказался не какой-нибудь лузер-овцевод или клинический прокризисный блохер, а когда-то уважаемый мною автор.

Талеб, иррационалист, луддит, черный лебедь

Previous post Next post
Up