По следам 27-го трамвая. Реквием.

Oct 16, 2011 22:40



Речь пойдёт о закрытом в 1999 г. участке линии 27-го трамвая от станции метро "Дмитровская", где сейчас находится разворотное кольцо этого маршрута до кольца на улице 8-го марта, рядом с железнодорожной платформой "Гражданская" (показан на схеме серым цветом). Далеко не всем москвичам известно, что с закрытием этого участка в связи со строительством Третьего транспортного кольца, московские власти нанесли серьёзный удар по истории Москвы, так как кусок этой линии от Старого Петровско-Разумовского проезда до угла Вятской улицы и Нижней Масловки являлся частью самой старой в Москве линии электрического трамвая, открытой 25 марта (6 апреля) 1899 г. ("Петровский Парк" - "Бутырская застава").
Автор решил воспользовавшись источниками и старыми фотографиями, сделать поход по этой линии и сравнить, как сильно всё изменилось к настоящему времени и остались ли ещё следы трамвая там, где он некогда гремел на стыках рельсов...



И вряд ли кто-нибудь подозревает,  что самый старый сохранившийся трамвайный маршрут находится не в центре города,  а на севере Москвы. И ходит он здесь уже целых 113 лет. А началось все с того,  что в 1886 году Бельгийское общество конно-железных дорог провело к Бутырской  заставе  из центра  линию  городской конки и еще одну от этой же заставы по Бутырской улице и далее через поля к Петровской  академии ( ныне МСХА).  Но эксплуатация конки была невыгодна. По вечерам лошадей и вагоны приходилось отправлять в так называемое  Андреевское  депо за 8 км от академии на Долгоруковскую улицу,  дом 21.  В дождливую погоду лошади застревали  среди полей в грязи. Вагоны конки были холодными, без оконных стекол,  и ветер насквозь продувал пассажиров. Правда, были занавески и брезентовые шторы, но они часто оказывались неисправны. В результате администрация академии настояла на замене  конки  паровым или электрическим трамваем.  Так в ноябре 1891 года по рельсам побежал паровой трамвай или, как ласково его называли люди, паровичок.

В 1899 году,  25 марта по старому стилю, Бельгийское общество конно-железных дорог открыло еще одну  ветку  от  Бутырской  заставы  до  Петровского  парка.  Это была первая в Москве электрическая трамвайная линия.  Ее трасса прошла  по Нижней  и Верхней Масловкам до Старого Петровско-Разумовского проезда. На торжественное открытие съехался весь город. Торжества проходили у депо на Н.Масловке,15.Градоначальник произнес речь о расцвете трамвайного движения в  Москве.  Духовенство освятило все сооружения, вагоны и благословило благое дело.  Первый блестящий вагон, украшенный лентами и флажками, выехал по маршруту,  проходившему от любимого отдыха горожан - Петровского парка через густонаселенную окраину  к  только что устроенному Савеловскому вокзалу.  После успешного испытания летом того же года движение  продлили  до  Страстной (Пушкинской) площади.

В 1923 году маршрут удлинили до Михалкова (Коптевский рынок).  А десять лет спустя рельсы с Бутырской улицы перенесли на соседнюю вятскую.  А  как  же сосед, первый трамвай? По его маршруту до Заставы Ильича ездил N 27. В 50-е годы трамвайные пути в центре города ликвидировали,  27-й  пустили до Тимирязевской (бывшей Петровской академии) и далее к нынешнему метро “Войковская” (тогда поселок “Радиатор” на Ленинградском шоссе), объединив этим две старые трассы.
(http://moskvoved.narod.ru/konka.htm)



Выше Вы можете видеть схему нашего путешествия, которое начинается от моста Рижской железной дороги неподалёку от метро "Дмитровская".

А вот схема первых московских трамвайных линий, среди которых и наш участок.


Итак, улица Костякова. Фото 1993 г.


То же место в октябре 2011 года. Ничто здесь не напоминает о том, что когда-то здесь гремели по рельсам уютные жёлтенькие чешские "Татры".


Дальше, пройдя под мостом, трамвай поворачивал налево, и шёл по 2-й Хуторской улице до поворота на улицу Вятскую.
Вот фотография этого места (ок. 1970 г.).


Сравниваем с современностью. Не осталось ни сносимых деревянных бараков, ни трамвайных рельсов, хотя ещё около четырёх лет назад, они ещё лежали на 2-й Хуторской. Теперь здесь царство автомобилей. И ходит 727 автобус, который заменил собой на этом участке закрытый маршрут 27 трамвая.


Вот угол 2-й Хуторской и Вятской улиц, незадолго до закрытия участка в 1999 г.


А вот это место в наше время. Как мы видим, машины заполонили всё возможное пространство у тротуаров, а во многом - и сам тротуар.


Дальше трамвай шёл по Вятской улице вплоть до поворота на Нижнюю Масловку, которая теперь входит в состав ТТК.
Фото 1999 г. трамвая у корпуса фабрики "Свобода" по адресу Вятская, 47.


Фабрика «Свобода» возникла на базе старейшей в России парфюмерной фабрики Товарищества «А. Ралле и Ко», открытой в Москве в 1843 году. В 1917 году фабрика «А. Ралле и Ко» была национализирована, получив название «Государственный мыловаренный завод № 4». Руководители нескольких «номерных» предприятий, недовольные безликими названиями заводов, стали ходатайствовать перед Советом народных комиссаров о
присвоении им более благозвучных имен - так в 1922 г. фабрика получила название "Государственная мыльно-косметическая фабрика "Свобода“.

А теперь это же место в наше время. Контраст разительный - трамвая нет, а отечественные машины на наших улицах сменили разномастные иномарки.


У перекрёстка со 2-й Квесисской улицей трамвайная контактная сеть на одном уровне пересекалась с троллейбусной. Исторических фотографий этого места, к сожалению, найти не удалось. Однако, есть современная. На ней видны сохранившиеся до наших дней троссы, державшие снятую контактную сеть трамвая.


Дальше линия поворачивала на улицу Нижняя Масловка, где располагалась остановка "Кинотеатр Прага".
Вот фотография этой остановки в конце 70-х гг. XX века.


А вот современная. Как можно увидеть, мегаполис победил. Теперь там, где весело стучал по рельсам трамвай, постоянная пробка. От остановки не осталось и следа.


Поэтому немного неуместно выглядит сейчас там выход из подземного перехода, который когда-то вёл на эту остановку.


Вот фотография этого места в 1999 г. незадолго до закрытия участка. Та же судьба постигла и линию трамвая № 23, которая мешала строительству ТТК на Беговой улице.


Теперь этот переход используют лишь немногочисленные владельцы собак, которые выгуливают своих питомцев в этом небольшом сквере.


Вот фотография трамвая 27 маршрута на фоне кинотеатра "Прага" в том же 1999 г.


Больше здесь не услышишь весёлого трамвайного звонка. Теперь здесь только угарный газ и бесконечные пробки.


В районе пересечения Новой Башиловки и Нижней Масловки, на внутренней стороне ТТК притаился вот этот вот комплекс зданий из жёлтого кирпича.
Мало, кто знает, что это первое в Москве депо электрического трамвая, которое использовалось вплоть до 1960 г.


Далее трамвай шёл в направлении Верхней Масловки. Фото 1999 г.


То же место в настоящее время.


Дальше трамвай поворачивал на Верхнюю Масловку и следовал в направлении Петровского парка. Фото 1999 г. Пересечение с троллейбусной контактной сетью.


То же место сейчас. От трамвая, естественно, не осталось и следа. Теперь в этих краях его заменяет 42 троллейбус и 727 автобус.


А вот вид в другую сторону. Конец 60-х гг. Ещё ходят старые модели трамваев, которые сейчас можно встретить нечасто, лишь по праздникам, связанным с московским трамваем.


Тот же ракурс в наши дни. Автомобилизация победила.


Далее трамвай следовал по Верхней Масловке. Фото незадолго до закрытия.


Сейчас.


И дальше по улице.


А вот это уже ликвидация следов трамвая в 2000-е.


То же место в наши дни. Слева вырос очередной элитный бездушный жилой комплекс.


Последний день работы линии от Вятской улицы до ул. 8 Марта - 17 июня 1999 года.


Наше время.


Каким-то образом оказавшийся здесь 28 трамвай.


Наши дни. Машин стало намного больше.


А это уже улица 8-го марта. Незадолго до закрытия участка.


Сейчас дом на фото не в лучшем состоянии, а трамвая и вовсе, как-будто здесь и не существовало.


На стене дома ещё сохранились крюки, которые придерживали контактную сеть трамвая. Это единственное напоминание о нём здесь.


Мы подходим к Старому Петровско-Разумовскому проезду, где когда-то располагалась конечная первого в Москве электрического трамвайного маршрута. К сожалению, на местности идентифицировать, где именно она была расположена не удалось, поэтому просто привожу фотографии этой конечной начала XX века.

Трамвай, следующий в сторону Бутырской заставы.


А вот и сама остановка.


Уже в советские годы линия была продлена до кольца на улице 8-го марта, а конечная остановка была ликвидирована. Вот фото этого места 1999 г.


Теперь на этом месте ни трамвая, ни домика № 28. Он, видимо, тоже мешал отцам города зарабатывать деньги на строительстве элитного жилья.


А вот, что теперь возвышается рядом. Невдомёк, наверное, жильцам этого гиганта в каком историческом месте Москвы они живут. Да и кому сейчас нужна история?.. Кругом деньги, деньги, деньги и больше ничего.


Продолжаем наше виртуальное путешествие. Интересная ограда на улице 8-го марта. Согласно данным Викимапии, это Центральная Московская областная клиническая психиатрическая больница.


Теперь стало так. На старых фотографиях ещё пустые улицы и москвичи. Теперь везде гастарбайтеры, машины и  стеклобетонные коробки.


Типичная Москва 90-х годов. Старый логотип "Би Лайн".


А сейчас стало больше зелени и... правильно, машин!


На углу улицы 8-го марта и 1-й улицы 8 марта сохранилась опора контактной сети, напоминающая, что когда-то здесь ходили жёлтые трамвайчики.


Конец улицы 8-го марта. Разворотное кольцо.


Примерно этот же ракурс сейчас.


Путевое развитие на кольце. Здесь трамваи отдыхали прежде чем отправиться в дальний путь к метро "Войковская".


Теперь здесь ничто не напоминает об этом. Сплошь офисы.


Трамвай 27-го маршрута заходит на кольцо.


Теперь здесь всё иначе. И трудно даже преставить, что когда-то здесь было разворотное кольцо.


А вот и диспетчерский пункт на конечной остановке маршрута 27. На заднем плане строятся те самые офисы, которые мы видели среди предыдущих фотографий. 1999 год.


Здание диспетчерской сохранилось до наших дней, теперь это диспетчерская конечной 727 автобуса.


Такой вот грустный получился поход по некогда длинной трамвайной линии, которая была популярна у местных жителей, в отличие от 727 автобуса, который стоит в пробках и пыхтит гарью, загрязняя и без того не самую чистую московскую атмосферу. Эта грустная история лишний раз демонстрирует нам, как московские чиновники в угоду своих интересов и тотальной автомобилизации губят не только удобный и необходимый маршрут транспорта, но и памятники истории своего города.

Сейчас модно говорить о развитии трамвая в Москве. Но одно дело говорить, другое - делать. Время покажет, что сделает для этого новое московское правительство. Но по этой линии, как и по линии на Беговой, сломанной из-за строительства ТТК уже вряд ли когда-нибудь побегут, весело звеня, трамваи.

Спасибо за внимание!

При создании материала были использованы фото и информация с сайтов:
http://www.oldmos.ru
http://tram.ruz.net
http://tram.rusign.com
Previous post Next post
Up