Пожарная часть № 5, Загородный пр., 56, 1929-1931 гг.

Sep 22, 2005 00:09




Предлагаю интересный образец, казалось бы, чисто утилитарной архитектуры, из которой получился памятник: еще одну пожарную часть, расположенную в Петербурге.
Имеет смысл сравнить образ этого объекта с уже рассмотренным примером заставы, возведенной Д. Бурышкиным на площади у Московских ворот.
Пожарная часть, построенная на 5 лет позднее бурышкинской, является продуктом своего времени. Это выдающийся памятник конструктивизма, важный композиционный акцент в непростой архитектурной среде, сформированной на этом участке Загородного проспекта. Совсем недалеко от части стоит здание Витебского вокзала, интересного памятника эклектики-модерна. На площадь перед вокзалом выходят фасады строгих классицистических зданий.
Композиция сооружения составлена в духе времени. Это цельный объем, сложенный из врезанных друг в друга горизонтальных объемов прямоугольных очертаний.

Ведущую роль в силуэте здания играет башня с лестницей, прорезанная небольшими ритмично расставленными окошками-щелями, предназначенная для просушки шлангов и обзора окружающей местности.
Гаражный корпус имеет четыре пары ворот, пространство между которыми трактовано не в виде тяжелых пилонов или полуколонн, как у Бурышкина, а решено с помощью постановки пар тонких столбиков с узкой вертикальной полоской остекления между ними. Такой прием призван значительно облегчить форму, сделать её прозрачной для света.
Другие, более низкие, объемы эффектно состыкованы с башней и гаражами. Окна здесь имеют в основном квадратную форму (видимо, сказывается нехватка материалов, выраженная в экономии на перемычках), а может быть, это не вынужденное решение, а замысел автора, не хотевшего применять ленточные окна в низких одноэтажных корпусах.
Объемы станции завершены эффектными решетчатыми парапетами, вошедшими в моду в 20-е годы. Приятно смотрится цветовое решение: сочетание желтых штукатурных плоскостей, отделанных «под шубу», с ярко красными кантами решеток.
Авторство традиционно приписывается архитектору Ивану Георгиевичу Капцюгу (1903-1988 гг.), однако некоторые исследователи склонны считать, что проект разрабатывался великим ленинградским зодчим Г. А. Симоновым, а Капцюг занимался только возведением здания. Вопрос остается открытым. Григорий Александрович построил в Лесном каланчу, очень близкую по духу рассматриваемой постройке. Это и наводит на мысль о его участии в работе. Возможно, Симонов, занимавший тогда ведущую должность в Стройкоме, был куратором проекта.
Капцюг занимался жилищным строительством до начала Великой Отечественной Войны, (он исполнил несколько проектов реконструкции городских территорий, среди которых известный проект Кондратьевского жилмассива, представляющего собой полноценный микрорайон) а после активно участвовал в восстановлении города и пригородов. Реставрационные работы, проведенные под его четким руководством, дают нам теперь возможность любоваться многими памятниками, утратившими свой облик в тяжелые годы войны. Он так же создал ряд крупных самостоятельных работ: Новоникольский мост у Никольского собора, школа в Татарском переулке, надстройка дома 25 по Невскому проспекту.
Здание внесено в реестр памятников, охраняемых государством. Около него установлен памятник профессиональной доблести и мужеству питерских пожарных. Более полутораста лет огнеборцы этой части тушили пожары на всей городской площади за Фонтанкой, от Семеновского полка до Царскосельского проспекта, от Обводного канала до Ямской слободы. В годы войны им пришлось тушить страшные пожары на Бадаевских складах и на нефтебазе "Красный нефтяник". В 1959 году входящая в состав отряда 26-я пожарная команда была первой в нашем городе удостоена звания "Отличная часть". Поэтому установка памятника здесь вполне естественна.

Фото и текст: Александр Стругач. 2005

Ситуационный план:



Общий вид:





Главный фасад:



Фрагмент - башня:



Детали - завершение башни, гаражные ворота:




Архитектура СССР 1917-1932 гг., Хозяйственные сооружения / Utilitarian, Санкт-Петербург / Saint-Petersburg

Previous post Next post
Up