Белая этика, статическая этика (БЭ, R - в терминах ШГС). Основные свойства (согласно эмпирическому перечню маркерных анкетных утверждений, максимально связанных с нахождением функции раздельно в программной либо творческой позиции).
(дополнительные подробности, включая иллюстрирующие перечни конкретных анкетных утверждений, связанных с функцией, см. в полной версии статьи В.Л.Таланова:
http://sociotoday.narod.ru/funkcii2.html )
Основные свойства ТИМов с БЭ в программной позиции: Придирчив в моральных оценках; ценит верность и преданность; впечатляется чужими переживаниями, очень развита эмоциональная эмпатия (то есть эмпатия заботы либо экспрессивно сдержанного в сравнении с ЧЭ, но синтонного внутреннего сопереживания и сострадания). Проницательная когнитивная эмпатия (отстраненное проникновение с "холодным носом" в то, что испытывает, что чувствует и о чем думает другой человек) тоже развита, но обычно она не превосходит эмоциональную эмпатию сопереживания. Повышена склонность и предрасположенность к долгим сомнениям, переживаниям и мукам совести; часто нервничает из-за пустяков, значительно повышена частота тревожных состояний и состояний внутреннего страха без ясных причин; часто вспыхивают эмоциогенные воспоминания; повышена склонность к религии; раним чужим недоброжелательным или неблагодарным отношением к себе. Очень интенсивны эмоционально-вегетативные реакции (сердцебиение, прилив крови к лицу, потливость и др, возникающие в состоянии волнения).
Ряд физиологических маркеров (например, преимущественное направление поворотов вправо) указывает на правополушарное доминирование в лобно-теменных областях коры. Имеющаяся тенденция ухудшенного восприятия пространственно-логических отношений указывает на функциональное ослабление левополушарных зон, поражение которых связано с пространственно-логическим дефектом и семантической афазией. Ряд симптомов (ослабление памяти на названия предметов, трудности в формулировании высказывания и др.) также указывают на функциональное ослабление ряда левополушарных корковых речевых зон. Внимание к соблюдению социальных норм свидетельствует об активной функции медиально-базальных отделов правой лобной коры. Очень большое количество свойств указывает на повышенную активацию и сенситивность ядер амигдалы и, в целом, на функциональную активацию лимбической сферы.
Гипотетические эволюционные преимущества функции у наших далеких предков: вопрос об особенностях и преимуществах стратегии программной БЭ у первобытных людей остается пока неясным и открытым. Если сочувствие и эмпатию заботы можно трактовать как заботу о возвращающемся в стойбище охотнике, то в чем может состоять эволюционно-приспособительная польза от усиленных страхов, застревающих мук совести и повышенных эмоционально-вегетативных реакций, понять трудно. Возможно, что секрет БЭ кроется в различии способов кормежки в парах ЧЛ+БЭ и БЛ+ЧЭ. Можно предположить, что пара БЛ+ЧЭ наших предков-приматов тяготела к кормежке на постоянной ограниченной территории, которая заключалась в основном в собирательстве плодов, и в этом случае все члены группы, самцы и самки, производили совместное кормление. Логика у самцов в этом случае полезна как раз статичная, зоркая к плодам и памятливая к "хорошим местам", но не склонная к перемещениям на большие расстояния и не нуждающаяся в построении сложных цепочек действий, а этика самкам полезна как раз черная, крикливая, предупреждающая об опасности или созывающая стаю пообедать. В случае же "охотничьей пары" ЧЛ+БЭ, где самцы в малой группе одни уходят на длинную и долгую охоту, а столь же малое количество самок с преимущественной БЭ остаются в маленьком стойбище в ожидании их с добычей, выгодной стратегией для БЭ может оказываться как раз повышенная склонность к страхам и сопровождающим их быстрым, с первого раза и на всю жизнь, запечатлениям амигдалой мозга любых неприятных и опасных опытов, связанных с дикими зверями, пришлыми чужаками и т.п. В таком случае, правда, остается непонятным одно: каким образом у носительницы БЭ её повышенная потливость, возникающая на фоне любого страха, может способствовать её спасению от бродящего возле стойбища хищника.
Условно положительные (с точки зрения большинства людей российской ментальности) свойства программной БЭ: сострадание, отзывчивость, внимательность, порядочность, моральность, совестливость, понимание чужих чувств и мотивов, скромность, ответственность, чувство долга, жертвенность. Условно негативные свойства: повышенная ранимость, склонность к угрызениям совести и утрированному чувству вины, частое переживание страха и повышенная тревожность, неуверенность в себе, застревание на своих сомнениях и неприятных эмоциональных переживаниях, эмоционально-этическая слащавость, постоянные трудности в выделении главного.
Основные свойства ТИМов с БЭ в творческой позиции: Из связанного с болевым характером БЛ - нередкая "арифметическая слепота", носитель творческой БЭ часто совершает плохо обдуманные поступки, не умея их проверять холодным анализом и расчетом, не умеет контролировать свой бюджет и приноравливать его к текущим финансовым возможностям. Контроль бюджета, хоть и связан с деньгами, но относится не к ЧЛ, то есть не к построению динамических цепочек действий, а почти исключительно к чистой статической БЛ. (Дело в том, что контроль бюджета - это постоянная сверка текущего значения баланса с оптимальным образцовым его значением, с дальнейшим предпринятием шагов к корректировке текущего значения в сторону образцового - для уменьшения разницы между ними. Подобные задачи - чисто белологические, к ним же относятся задачи контроля качества и стандартизации. В случае баланса роль эталонной статической структуры, от которой мы не должны отклоняться, выполняет всего лишь одно число, оптимальное образцовое значение баланса, в роли же рабочей структуры, которая должна быть максимально и «без перекосов» приближена к идеальной модели, выступает текущее значение финансового баланса. Каждый раз, когда мы подгоняем текущие параметры какого-то процесса к заданным образцовым значениям, с целью минимизировать отклонения от заданного «идеала», пусть даже процесс развернут во времени, а контрольных параметров - много, речь все равно идет об использовании преимущественно структурной логики. Лишь бы эталонные значения оставались константами и не слишком менялись, а если и менялись - то не по нашей воле, а исходя из висящей на стенке операторской комнаты таблицы-графика, диктующей изменение эталонов со временем без всякого нашего права на произвол. Вот если бы на каждом шаге нам надо было самим выбирать новые контрольные-эталонные значения, самим подбирать новые наилучшие значения параметров, без всяких сверочных таблиц, то тут бы уже активно участвовала и ЧЛ).
Кроме того, носитель творческой БЭ не внимателен к логическим противоречиям в фактах, он "антиперфекционист" - количество сделанного для него ценнее, чем глубина проработки, он с трудом концентрируется на чем-то одном, слабо разбирается в технике, в том числе в технических конструкциях и чертежах, не любит тех, у кого всё "однозначно расписано". Для объяснения каких-то явлений он склонен множить привлекаемые сущности, не ограничиваясь действительно необходимым. Из связанного собственно с БЭ - у носителей творческой БЭ отлично развита когнитивная эмпатия "холодного понимания" чужих душевных движений, превосходящая эмоциональную эмпатию сочувствия, которая, впрочем, тоже у субъекта может быть неплохо развита (но не обязательно). Носитель творческой БЭ отлично разбирается в людях, в их намерениях, умеет эмоционально манипулировать, играть и управлять настроением людей, гибко управлять отношениями, эмоционально убеждать и эмоционально мобилизовывать, "заводить" публику, проникать к нужным людям в душу, легко устанавливает эмоциональные контакты. Наблюдателен к нюансам взаимоотношений между окружающими людьми, располагает множеством полезных связей, имеет талант к интриге. Легко улавливает чужие эмоциональные сигналы, сам располагает к доверию, умеет создать атмосферу интимности и задушевности, но умеет быть и резким и нахальным. В своих чувствах к другим необязателен и непостоянен. Выражение его лица, как правило, с оттенком улыбки.
На физиологическом уровне отмечается ряд симптомов, которые могут свидетельствовать о сниженной вазопрессинергической активности. В их числе тенденция к обильным мочеиспусканиям, склонность к обильному питью и ухудшенность пространственного воображения. Наблюдаемая тенденция к тахикардии скорее всего свидетельствует о сниженной холинергической активности при повышенной дофамин- и норадренергической (напомним, что слабая, болевая БЭ характеризуется, как показано выше, напротив повышенной холинергической активностью). В пользу высокой дофаминергической активности независимо свидетельствует повышенная говорливость (как известно, болтливость резко усиливается при введении в мозг дополнительного экзогенного дофамина интраназально), а в пользу норадренергической - предрасположенность к приливам возбуждения с тахикардией и повышением кровяного давления. Имеется тенденция (не сильная, но статистически достоверная) к более высокому росту (в сантиметрах) у субъектов с творческой БЭ и болевой БЛ.
Условно положительные (с точки зрения большинства людей российской ментальности) свойства людей с творческой БЭ: высокое развитие когнитивной эмпатии (то есть наблюдательности и проницательности к чужим отношениям, мотивам и эмоциональным состояниям, способности их быстро различать на рассудочном уровне, совсем не обязательно при этом "заражаясь" эмоциями того же типа и знака). Умение оперативно и сознательно манипулировать эмоциональным состоянием других людей с помощью интриг, комплиментов и оскорблений. Высокое умение манипулировать дистанциями общения. Есть способности к профессиям кадровика и репортера светской хроники, талант к созданию сетевых структур, основанных на межчеловеческих отношениях. Условно негативные свойства: "слепота" к операциям с числами и структурными схемами, ухудшенность пространственного воображения, низкая способность к логическому анализу, к систематизации фактов и работе с документами; чрезмерная легкость эмоционального вовлечения и быстрота эмоционального "остывания", непостоянство в чувствах и отношениях.
Черная этика, динамическая этика (ЧЭ, E - в терминах ШГС). Основные свойства (согласно эмпирическому перечню маркерных анкетных утверждений, максимально связанных с нахождением функции раздельно в программной либо творческой позиции).
(дополнительные подробности, включая иллюстрирующие перечни конкретных анкетных утверждений, связанных с функцией, см. в полной версии статьи В.Л.Таланова:
http://sociotoday.narod.ru/funkcii2.html )
Основные свойства ТИМов с ЧЭ в программной позиции: Внешние события, причем в малой зависимости от их объективной значимости, легко вызывают у носителя программной ЧЭ сильный внутренний эмоциональный отклик и подъем - либо на языке трагических эмоций и эмоций возмущения, либо на языке эмоций радости; ему нравится "отпускать" либо даже специально "накручивать" свои эмоции, используя их как средство для привлечения внимания либо для коммуникации, где положительным подкреплением считается способность заразить своими эмоциями других людей или хотя бы заставить их как-то отреагировать; не терпит одиночества, больше других нуждается в общении; его лицо как правило отражает его чувства; внешне эмоционально выразителен - мимикой, жестикуляцией, интонациями голоса; если смех - то громкий, если трагические интонации - то подчеркнутые; чувства, страсти, эмоциональные воспоминания и переживания занимают значительное место также и в его мыслях; легко приходит в возбужденное состояние; как правило эмоционально реагирует на любые неожиданности; легко понимает эмоциональный подтекст речи, поэтому мгновенно понимает намеки; в его речи обычно много прилагательных; в разговоре любит темы, касающиеся эмоциогенных событий; часто пользуется зеркалом; склонен к самовыражению в своей одежде, любит обращать на себя внимание.
Из физиологических маркеров функции обращают на себя внимание повышенная предрасположенность к аллергическим реакциям (впрочем, имеющая место и в случае БИ), чувствительность к ритмическим последовательностям и некоторая тенденция к ослаблению константности зрительного восприятия. Выводы из этого, однако, были бы преждевременными. Несомненна также повышенная активированность правополушарных слухоречевых зон, отвечающих за восприятие и воспроизведение интонаций - однако в случае ЧЭ (и в отличие от БЭ), это происходит, похоже, не в ущерб левополушарным слухоречевым зонам.
Гипотетические эволюционные преимущества функции у наших далеких предков: ЧЭ слабо приспособлена как к охоте, так и к собирательству. По-видимому, основные ее преимущества состоят, во-первых, в групповой, социальной пользе (у приматов ЧЭ-субъекты чаще других предупреждают стаю об опасности или созывают других особей на богатое место кормежки). Индивидуальная польза от ЧЭ для особи может состоять в повышении её безопасности (она собирает вокруг себя толпу, в которой становится эмоциональным коммуникативным лидером) и в ее взаимовыгодном взаимодействии с БЛ-особями (см. пункт о программной БЛ). Кроме того ЧЭ, по-видимому, дает некоторые сексуальные преимущества (что косвенно подтверждается положительной корреляцией либидо и сексуальной активности с ЧС и ЧЭ, а также повышенной многодетностью у ЧЭ). Если у наших предков муж-БЛ не занимается собирательством, а охотится в засаде неподалеку от дома (именно такой вид охоты предпочитают БЛ), а жена-ЧЭ остается дома неподалеку, то и в этом случае она своими криками, в случае опасности, может призвать мужа на помощь. В отличие от них женам-БЭ, мужья которых уходят на дальнюю охоту с выслеживанием дичи (такую охоту предпочитают ЧЛ), крики о помощи никак не помогут. Они и не кричат, а полагаются на инстинкты бегства или затаивания, диктуемые страхом.
Условно положительные (с точки зрения большинства людей российской ментальности) свойства программной ЧЭ: польза социуму приносится ею во всех тех сферах, где требуется интенсивная эмоциональная коммуникация и, особенно, транслирование эмоциональных сигналов на широкую аудиторию (артист в кино и на эстраде, запевала в солдатском строе, тамада за столом и т.п.). В более узкой аудитории ЧЭ полезна как мотиватор, пробуждающий от спячки, потому носителям ЧЭ зачастую нравится, например, профессия психотерапевта. У женщин ЧЭ издревле является также сексуальным коммуникатором, привлекающим представителей мужского пола. Условно негативные свойства ЧЭ связаны с чрезмерной возбудимостью (шумность, склонность к истерикам и реакциям гнева, которые могут восприниматься частью присутствующих как неадекватные), а также с сопровождающей любую этику логической слабостью той или иной степени.
Основные свойства ТИМов с ЧЭ в творческой позиции: Из связанного с болевым характером ЧЛ - носитель творческой ЧЭ плохо разбирается в бизнесе и слабо оценивает эффективность своих действий, равнодушно или даже неприязненно относится к избыточной фактической информации (и быстро устает от такой информации), не уверен и не самостоятелен в решениях, склонен советоваться, часто проявляет лень, "прожигать жизнь" для него более характерно, чем работать, нередко отказывается от планов ради текущего удовольствия. Из связанного с черной этикой (причем в гибко-подвижном, служебном её положении), а отчасти и с БЭ - в общении мягок, эмоционален и обаятелен, сентиментально чувствителен, умеет войти в единый ритм с чувствами другого человека, легко поддается на чужие просьбы - но в характере есть и элементы эмоциональной капризности (свидетельствующей о динамическом характере весомой части этики). Хороший посредник в отношениях благодаря мягкой синтонной эмоциональности и умению поддерживать чужие эмоции, умеет кстати вставить теплое слово, умеет выбирать момент для обращения с просьбой, гордится тем, что у него добрый нрав, в разговоре часто улыбается (но без громкого смеха), легко подмечает слабые оттенки и "вибрации" чужого настроения. Имеет повышенную чувствительность к тембровой окраске звуков и к высокочастотной аудиальной составляющей, что заставляет предполагать преимущество некоторых правополушарных височных отделов слухового анализатора в ущерб левополушарным.
На физиологическом уровне обращает на себя внимание связь ряда свойств с активной работой так называемых "зеркальных нейронов" мозга.
Условно положительные (с точки зрения большинства людей российской ментальности) свойства людей с творческой ЧЭ: мягкость и тактичность, развитая эмоциональная эмпатия (лишенная, однако, стабильности и глубины), умение войти в единый ритм с ситуативными переживаниями партнера, чувствительность к тонким нюансам чужих эмоций, утонченность в восприятии мира, развитые гуманитарные интересы. Условно негативные свойства: хотя специалисты по творческой ЧЭ являются отличными эмоциональными имитаторами, но их способность к отражению и воспроизведению чужих эмоций порождает лично у них лишь мимолетное сочувствие к партнеру по общению, лишенное личной глубины и длительного закрепления и, потому, не приводящее к дальнейшему активному сочувственному действию. У динамиков эмоции текучи и быстро меняются (например, статики ЭИИ и ЭСИ уступают ИЭИ и СЭИ в тонкости сопереживания, однако намного их превосходят в длительности и стабильности порождаемого сострадания, а потому и готовности оказывать реальную помощь). Сочувствие, оказываемое партнеру творческим ЧЭ - это лишь гибкое и мимолетное подыгрывание чужим эмоциям, ситуативное резонирование чужой мобилизационной функции (как в анекдоте: "...Везде-то вы были, Иван Иванович!.."). Среди других недостатков творческой ЧЭ - лень, капризность, склонность полагаться на поддержку и протекцию со стороны партнера и, разумеется, чернологическая слабость - неумение строить последовательные логические цепочки действий и взвешивать их эффективность, равно как и эффективность отдельных предпринимаемых шагов.