Фотография 1962 года.
Справа - королева Бельгии Елизавета, вернее - бабушка правившего в то время короля Бодуэна.
Крайний слева - народный артист СССР, великий скрипач Давид Ойстрах.
История с ограблением квартиры Ойстраха послужила отправной точкой для книги братьев Вайнеров «Визит к Минотавру».
Первая глава так и называется - «Улыбка Королевы».
Королева улыбалась ласковой чистенькой старушечьей улыбкой, и трещины расколовшегося стекла нанесли на её лицо морщинки доброты и лёгкой скорби. Портрет валялся на полу, и с того места, где стоял я, казалось, будто её величество запрокинули голову, внимательно рассматривая красное осеннее солнце, недвижимо повисшее в восточном окне гостиной.
... Я подошёл к портрету -- почему-то именно портрет больше всего привлекал моё внимание. Это была очень хорошая фотография, застеклённая в дорогую строгую рамку. Часть стекла ещё держалась, вокруг валялись длинные, кривые, как
ятаганы, обломки, рядом на паркете засохли уже побуревшие пятна крови. Там, где капли упали на стекло, они были гораздо светлее. Одна длинная капля попала прямо на фото и вытянулась в конце дарственной надписи, как нелепый, неуместный восклицательный знак.
- Королева Елизавета Бельгийская, -- сказал Халецкий, присевший рядом со мной на корточки.
- Это написано или вы так думаете? -- спросил я, проверяя себя.
- Знаю, -- коротко ответил эксперт. -- Жаль, я не понимаю по-французски -- интересно, что здесь начертано.
- Наверное, что-нибудь такое вроде "Люби меня, как я тебя", - усмехнулся я.
Лаврова заглянула через моё плечо:
- "Гениям поклоняются дамы и монархи, ибо десница их осенена Господом".
- Вы это всерьёз полагаете? -- обернулся я к Лавровой.
- Это не я, это бельгийская королева так полагает, -- сказала Лаврова.
... Я снова наклонился над портретом. Королева улыбалась беззаботной улыбкой, и теперь - совсем рядом - эту накопившуюся десятилетиями беззаботность неправящего монарха-дамы не могли изменить даже морщины - трещины расколовшегося стекла.
В фильме, кстати, - не старушка.
Да и королева ли?
В реальности из квартиры музыканта скрипки как раз и не крали - культурный уровень воров в 1968 году был низок. В квартире Ойстраха было три ценные скрипки - в том числе и подаренная Елизаветой Бельгийской. Инструмент был маловат для взрослого исполнителя - и маэстро потом передал его Музей музыкальной культуры имени Глинки. И вот оттуда в 1996 году её всё-таки украли. Но потом нашли.
Михаил ГУРЕВИЧ