Романовский месяцеслов. №1: Агафия Панормская Романовский месяцеслов. №2: Александра Римская Романовский месяцеслов. №3: Александр Невский Сегодня 17/30 марта - день памяти преподобного Алексия, человека Божия (411).
Согласно житию, Алексий (Αλέξιος, Алексѣй, Алексій) родился в знатной и благочестивой римской семье. Для своего сына родители выбрали невесту из знатной фамилии. В ночь после обручения Алексий, оставшийся со своей невестой наедине, простился с ней и покинул родной дом.
Прибыв в дальние края, преподобный раздал остатки имущества, оделся в лохмотья и стал просить милостыню. В течение последующих семнадцати лет Алексий жил милостыней, питался только хлебом и водой, а все ночи проводил в бдении и молитве.
Родные всюду искали пропавшего Алексия, по безуспешно. Слуги, посланные на розыски, не узнали в нищем, сидящем на паперти, своего господина. От строгого поста тело его высохло, красота исчезла, зрение стало слабым. Блаженный же узнал их и благодарил Господа за то, что получил подаяние от своих слуг.
По истечении семнадцати лет подвижничества молва о святости Алексия широко распространилась. Более того, церковному сторожу сама Пресвятая Богородица указала на Алексия как на святого. От почитаемой чудотворной иконы Богоматери (позднее получила название Мадонна ди Сант-Алессио) ночью раздался глас, назвавший Алексия человеком Божиим. Так продолжалось несколько ночей подряд. Смущённый оказываемым ему всенародным почтением Алексий тайно бежал.
Промыслом Божиим буря прибила корабль к берегу Италии. Блаженный направился в Рим. Неузнанный, он смиренно просил у своего отца разрешения поселиться в каком-нибудь уголке его двора. Отец поместил Алексия в специально устроенном помещении при входе в дом и велел кормить его со своего стола.
Живя в родительском доме, блаженный продолжал поститься и проводить дни и ночи в молитве. Он смиренно терпел обиды и насмешки от слуг родного отца. Комната Алексия находилась напротив окон его невесты, и подвижник тяжко страдал, слыша ее плач. Только безмерная любовь к Богу помогала блаженному переносить эту муку. Святой Алексий прожил в доме своих родителей семнадцать лет и был извещен Господом о дне своей кончины. Тогда святой, взяв хартию, описал свою жизнь, прося прощения у родителей и невесты.
В день кончины святого Алексия в соборной церкви служил литургию Римский Папа Иннокентий в присутствии императора Гонория. Во время службы из алтаря раздался чудесный Голос: "Приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы" (Мф. 11, 28). Все присутствовавшие в страхе пали на землю. Голос продолжал: "Найдите человека Божия, отходящего в вечную жизнь, пусть он помолится о городе". Стали искать по всему Риму, но не нашли праведника.
В следующий четверг тот же глас указал народу дом, где следует искать человека Божия. Все поспешили туда, но святой уже умер. Лицо его светилось подобно лику Ангела, а в руке была зажата хартия, которую он не выпускал, как ни старались ее взять. Тело блаженного положили на одр, покрытый дорогими покрывалами. Папа и император преклонили колена и обратились к преподобному, как к живому, прося разжать руку. И святой исполнил их мольбу. Когда письмо было прочитано, отец, мать и невеста праведника с плачем поклонились его честным останкам.
Тело святого, от которого начали совершаться исцеления, было поставлено посреди площади. Сюда собрался весь Рим. От святых мощей стало истекать благоуханное миро, подававшее исцеление больным. Видя такую благодать, император Гонорий и Папа Иннокентии I сами понесли тело святого в погребальной процессии. Честные останки святого Алексия, человека Божия, погребены в храме во имя святого Вонифатия 17 марта 411 года.
Честные останки святого Алексия, человека Божия, погребены в церкви святого Вонифатия. В 1216 году были обретены мощи. Житие святого преподобного Алексия, человека Божия, всегда было одним из любимых на Руси.
В династии Рюриковичей правителей с именем Алексей не было. Это имя приобрело особое значение у первых Романовых. В честь преподобного были названы двое представителей царского рода.
Мерная икона царя Алексея Михаиловича имеет длину 48,3см и ширину 14,5см, что соответствует размерам младенца.
10 марта 1629 года в мыльне царица родился сына. Дворцовы разряды пишут:
В 7137 году, Марта в 10 день, во вторник, во 8 часу нощи, на память святых мучеников Кондрата иже с ним, благоверному Государю Царю и Великому Князю Михаилу Феодоровичю всеа Русии с его благочестивою Царицею и Великою Княгинею Евдокеею Лукьяновною даровал ему Государю Бог сына, Царевича Князя Алексея Михаиловича, а имя ему нарекли от рождения во 8 день, Марта 17 число, преподобного отца нашего Алексея человека Божия.
22 марта крещён царевич был в трапезной Чудова монастыря, где покоились мощи святого митрополита Алексея. Крёстными были келарь Троицкой лавры Александр Булатников и двоюродная бабка новорождённого, сестра патриарха, Ирина Никитична, урождённая Романова, в замужестве Годунова.
Википедия кончину её супруга (сына троюродного брата Бориса Годунова) описывает так. В 1610 году, попав вместе с женой в плен к Лжедмитрию II в Калуге, был по его приказу сброшен с башни, но остался жив. Тогда его отвезли на середину Оки и кинули в воду, но Иван Годунов ухватился за борт, и сторонник самозванца Михаил Бутурлин отсёк ему руку, после чего окольничий на глазах жены утонул.
Любопытно титулование дедушки крещаемого: святейший государь патриарх Филарет Никитич Московский и всеа Русии. Отчество у духовного лица - это примечательно.
Впоследствии, по восшествии Алексея Михаиловича на родительский престол, его именины приходились на время Великого поста, что откладывало отпечаток на праздничные действа.
Кстати будет именная икона, написанная в год вступления на престол, 1645, впоследствии ставшая надгробной. Тут святой уже обращён к Богу за покровительством в царском служении.
В царские именины было запрещено работать, торговли не было, в церквях не венчали и не отпевали покойников. Семнадцатого марта праздновали день святого и праведного Алексея, человека Божия. Царь отправлялся в Алексеевский монастырь (на месте нынешнего Храма Христа Спасителя), где в окружении духовенства и близких придворных слушал литургию. Выезд царя в именины был особенно величественен и богат, согласно принятому Алексеем Михайловичем «чину» церемониала. По пути следования царя в монастырь многие люди, кланяясь ему до земли, пытались передать свои челобитные, которые принимали царские служащие.
Из книг царских выходов можно узнать, что Михаил Фёдорович с момента освящения храма до своей кончины (1645) был на престольном празднике Алексеевского монастыря восемь раз, а Государь Алексей Михайлович за тридцать лет своего царствования (1646-1676) посетил в этот день обитель двадцать пять раз.
В свои именины или именины царицы, царевичей и царевен государь жаловал боярам именинные пироги, иногда ходил с именинными пирогами к патриарху, духовным властям жаловались коврижки или пряники. Именинного же стола в пост у государя не было. По случаю именин были и пожалования чинами.
Как пишут, тождество имени царя и святого стало толчком для создания своего рода "восточнославянской алексиады", призванной создать для царя лестный аллюзивный образ. Легендарный сюжет разрабатывался в разнообразных жанровых формах: в поэзии, проповеди, драматургии, а также в фольклоре и иконописи.
Новый прилив интереса к образу Алексия человека Божия возникает с рождением у царя Петра Алексеевича сына, нареченного в честь христианского подвижника, а также в честь деда.
Династическая ситуация была уникальна. В Московском государстве было сразу два царя, четыре царицы, десять царевен. И вот во 198 году, Февраля против 19 числа, во вторник, в 6 часу ночи, на память святаго апостола Архипа, по благодати всесилнаго в Троице славимаго Бога, Великому Государю Царю и Великому Князю Петру Алексеевичу, всеа Великия и Малыя и Белыя России Самодержцу, от супруги его государевы, от Великие Государыни благоверные Царицы и Великие Княгини Евдокеи Феодоровны, родился сын, благоверный Государь Царевич и Великий Князь Алексей Петрович, всеа Великия и Малыя и Белыя России.
Царевича Алексея Петровича крестил 23 февраля 1690 года патриарх Иоаким в Чудовом монастыре, в церкви Алексея, митрополита Московского и всеа Русии, восприемниками от купели были патриарх и царевна Татиана Михаиловна.
С трагической кончиной царевича Алексея Петровича культ преподобного Алексея утратил государственную актуальность.