Царскосельская карусель. Разбор картины О.Верне (1843г.)

Oct 21, 2016 12:52



(кликабельно)

Группа средневековых рыцарей и дам на конях, с пажами; вдалеке виднеются башни замка. Казалось бы, обычная сцена из исторической реконструкции, ничего особенного (ну рыцари, ну дамы, ну кони, ну пажи)... если бы не подозрительно знакомые лица персонажей :)

Перед нами огромная, от пола до потолка, картина, изображающая праздничную рыцарскую карусель по случаю 25-летия свадьбы императорской четы - Николая I и Александры Фёдоровны (23 мая 1842г.). С детьми и зятем.

Сегодня эта картина украшает один из залов свежеоткрывшегося Арсенала в городе Пушкин (бывшее Царское Cело). Это башенки Арсенала виднеются в дымке возле султана левого рыцаря. Посмотреть, что за Арсенал такой.

У нас в сообществе уже был прекрасный пост про реконструкции рыцарских каруселей в Петергофе. Предположу, что не все в курсе географических подробностей пригородов Петербурга, поэтому отдельно отмечу, что картина иллюстрирует карусели в Александровском парке в Пушкине, а mariusm11 писала про парк Александрия в Петергофе.

[А это два разных города:]
А это два разных города:




Откуда же в северной России взялись рыцари?

УВЛЕЧЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕМ

Если в конце XVIII-начале XIX века европейский мир увлекался античностью, что отразила эпоха Ампир с характерными нарядами и причёсками дам...





Императрица Елизавета, жена Александра I    Жозефина Богарне, императрица Франции

...то с 20-х годов все переключились на средневековье и принялись увлекаться рыцарством. Это также не преминуло отразиться на костюмах. Мужчины закутались в "пушкинские" плащи в романском стиле:




Думаю, понятно, где средневековый мэн, а где современник Пушкина)

Или вот ещё:


:D

А дамы ограничились романтичными прическами из рыцарских времён. Например, готичненько уложенные по бокам косы:




Маргарита Фландрская, а не Путин              княжная Мария Барятинская

Или пышные локоны, прототип которых носили в середине XVII века:




Генриетта Стюарт, дочь казнённого        Наталья Гончарова, будущая Пушкина
                  короля Карла I



          Мария Стюарт,                           герцогиня де Немур,
      принцесса Оранская                   подруга королевы Виктории

Хотя дама в жёлтом изображена на портрете аж 1630 года, в полной версии картины мы видим рядом с ней драгоценного супруга, закованного в латы. Так что это ещё считается за рыцарскую эпоху)

***

Но вернёмся к нашей карусели. Напоминю, что она представляла собой игру, пришедшую на смену традиционным рыцарским турнирам с настоящими острыми копьями, выбитыми глазами и прочей расчленёнкой жутью.

"Участники игры-представления делились на команды - кадрили ("движение четырех по кругу"). Кадрилей было четыре, реже пять. <...> Иногда участники представляли какую-нибудь страну, и тогда были одеты в стилизованные национальные костюмы. Карусель открывалась парадным выездом участников, которые затем "покадрильно" вступали в состязания. Судьями выбиралась лучшая кадриль, и в ней лучший всадник." (с) большой пост о возникновении каруселей

Важно отметить, что в российских каруселях соревновалсь не только рыцари, но и дамы.

"В манеже А. Г. Орлова, находившегося в его усадьбе Нескучное устраивались карусели, на которых дочь графа Анна Алексеевна поражала зрителей тем, что на всем скаку выдергивала копьями ввернутые в стены манежа кольца и срубала картонные головы манекенов в чалмах и рыцарских шлемах." (с)

Так что женщины на картине присутствовали отнюдь не в виде украшения и не в качестве прекрасных дам с платочками-призами. Это были полноценные участницы соревнований, а художник изобразил не просто портрет царской семьи, а реальную сцену карусели. Как раз поэтому на картину не попала старшая дочь Александры и Николая - Мария, которая в карусели не участвовала, т.к. была на шестом месяце беременности.

Но давайте лучше поговорим не о тех, кого здесь нет, а о тех, кто здесь присутствует)

АЛЕКСАНДРА ФЁДОРОВНА



Центральная фигура картины.

Императрица, почтенная мать семейства и виновница торжества. Александре неполные 44 года, она сидит в дамском седле, свесив ноги на один бок лошади. На императрице роскошное псевдо-средневековое платье с тугим корсетом, которые тогда, конечно, ещё не носили.





талия Александры           талия готичной дамы
в корсете                   тонкая, но естественная
На голове у нашей главной дамы чепец во французском стиле - вроде тех, что так любила Анна Болейн (более того, принесшая моду на них в родную Англию).

Если дамы переняли причёски 1640-х, то отчего бы не надеть чепец из 1530-х? Ну и что, что платье имитирует моду из предпредыдущих веков. Это ведь карусель, а не слёт реконструкторов!



Анна Болейн в любимом чепце "арселе"

Александра Фёдоровна слыла красавицей, как и её будущая тёзка - вторая Александра Фёдоровна, жена следующего Николая (разнообразие имён в этой семье просто поражает воображение; об этом ещё будет далее).

Давайте посмотрим, как эта дама выглядела в современном ей одеянии:






Увлечённый стариной Николай создавал супруге образ прекрасной дамы из рыцарских романов, называл её Белой Розой и всячески баловал.




Но это совершенно не мешало ему регулярно менять любовниц, а под конец жизни даже завести постоянную. Сегодня про это все знают, и все по-разному к этому относятся ввиду болезни императрицы ("ему же надо"). В общем, всё бы ничего, если бы не одна интересная деталь:

"На маскарадах же царь начал заводить одну любовницу за другой. Супруге он об этом не рассказывал, но тщательно следил за верностью Александры Федоровны. Он даже лично принялся утверждать список тех, кто будет танцевать с императрицей на официальных мероприятиях. Чаще раза в год одна и та же фамилия в этом перечне не повторялась. Небольшое увлечение императрицы князем Александром Трубецким было жестко пресечено императором - ухажера быстро отправили за границу." (с)

НИКОЛАЙ I



Рыцарь в подлинных максимилиановских доспехах, изнывающий от жары и изготовленного не по фигуре облачения (доспех ведь подлинный и сделан на другого дядьку), но всё ещё без страха и упрёка в свои почти 46 лет.

Страшный поклонник разнообразного оружия и лат, Николай закончил начатую братом Александром перестройку елизаветинского охотничего домика. И в получившимся павильоне Арсенал собрал коллецию разного оружейного барахла богатства.

Сегодня в одном из стендов Арсенала, как раз рядом с описываемой картиной, можно увидеть настоящий карусельный доспех Николая, поюзаный и покоцаный - в общем, побывавший в деле (см. на забрало шлема).

Вот он, жёлтенький:



Фото отсюда.

Хотя это и не тот доспех, что представлен на картине (тот самый, с круглыми щитками на груди, периодически мелькает в фильмах о Николае, но в музее отсутствует. Вот похожий).

А вот молодой красавец-Николай:




здесь молодой                                                          а здесь красавец

Но с усами всё-таки привычнее:




ВЕЛИКИЕ КНЯЖНЫ

Справа от матушки в таких же стилизованных под средневеково-готический стиль платьях сидят на конях две младшие дочки: Ольга и Александра.



Алекандра (слева/сзади) и Ольга (справа/спереди)

Обратите внимание на прически девушек. В отличие от упоминавшихся выше кос, проходящих под ушами и вплетающихся в пучок волос на затылке, в данном случае волосы делятся пробором на две части и заплетаются в большие "улитки" по бокам. У Ольги и Александры косы дополнительно не закреплены, а оригинальные "улитки" обычно скрепляли сеткой или жёсткими щитками - "темплетами":




           Изабелла Баварская               Софи Марсо в роли Изабеллы Французской
       косы скреплены сеткой                         на косы надеты темплеты

На Ольге верхняя одежда, очень похожая на картинки из учебников истории. Правда, остаётся под вопросом её берет: сюда бы больше подошёл рогатый чепец :)




Костюм Александры рассмотреть сложно - более-менее виден только головной убор, представляющий собой гибрид из берета и фирменного шотландского чепца Марии Стюарт - с острым мыском, спускающимся на лоб. В оригинале не таким уже и острым, но это уже детали.




        Мария Стюарт и её чепец                     А так видели Марию с чепцом в середине XIX века

А вот девицы в обычных нарядах своего времени:



Вместе, голубушки: Ольга слева, Александра справа

Немного о них самих:

АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВНА

На картине Александре 17 лет, она развлекается на карусели и ещё не знает, что ждёт её в ближайшем будущем.

Младшая и любимая дочь Николая, Александра удивительно располагала к себе людей. Её любили все! И вместе с обаянием она обладала умом и рассудительностью, намного опережавшими её возраст. Считавшаяся не уступавшей по красоте старшим сёстрам, она сорвала джек-пот от жизни, добавив к своему везению удачный брак по большой любви. Казалось бы, всё складывается, как нельзя лучше, и впереди ждёт сплошное бесконечное счастье. Но страшная болезнь скосила девушку на первом году брака: Александра умерла от туберкулёза, только-только успев родить сына (тоже вскоре скончавшегося). Ей было всего 19.

Вся семья была в ужасном горе, а Николай считал, что смерть дочери была ему божьей карой за жестокую расправу над декабристами.

Какая насмешка судьбы, что Александру назвали в честь сестры Николая - Александры Павловны, умершей от родов в 17 лет...

Супруг покойной Александры Николаевны Фридрих, безутешный (без тени иронии) вдовец 9 лет не связывал себя новыми узами брака. И согласился на вторую жену под давлением родственников: семье бездетного мужчины были нужны наследники. Их брак с Марией Анной описывают как благополучный, но эмоционально отстранённый, и причиной этого называют именно Александру.
Видимо, как-то так и проявляется настоящая любовь.

Портреты Александры Николаевны:





             знакомая картинка




                                     счастливые супруги Фридрих и Александра

ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

На мой взгляд Ольга - самая красивая среди дочерей Александры и Николая. Красавица с нежными чертами лица. Даже непонятно, в кого она такая пошла. Немцы-родители (в Николае менее 7% русской крови, Александра - немка) обладают совсем другим типом красоты.

Ольга - средняя дочь, во время карусели ей 19, и ей уже вовсю присматривают мужа. Кстати, один из потенциальных женихов - вышеупомянутый Фридрих. Приехав познакомиться поближе с потенциальной невестой, он влюбился в младшую сестру Александру. И, хотя тогда было принято выдавать дочерей по старшинству, Ольга уступила, и Александра обвенчалась первой.

Интересен более ранний эпизод из романтических приключений Ольги. В красавицу-княжну влюбился молодой эрцгерцог Австрийский Стефан. По различным личным и политическим причинам семья Стефана не дала согласия на этот брак, так что Ольга пострадала и забыла. А вот Стефан так и остался холостым, и считается, что из-за любви к Ольге.

Сама Ольга вышла замуж за короля Вюртемберга и, вроде как, прожила хорошую жизнь в счастливом браке.

Портреты красавицы-Ольги:











с сестрой Марией (Ольга в белом, Мария - в голубом)

ЦЕСАРЕВИЧ АЛЕКСАНДР



Будущему императору Алексадру II (на переднем плане) здесь 24 года. Как и отец, он одет в исторический доспех XVI века из коллекции Николая Павловича. На турнирных шлемах изготавливались закрытые "петельки", куда латные модники могли бы вставлять раскрашенные страусиные перья, как у нашего героя.

Ещё один Александр - да, в этой семье с фантазией было весьма не очень. Поэтому там было двое детей с одинаковыми именами: старший сын Александр и младшая дочь Александра. И это не считая Александры-матери =)

Портреты Александра Николаевича:





За 2 года до нашей карусели цесаревич Александр женился по любви на прусской принцессе (сейчас она тоже ждёт ребёнка, как и сестра Мария).

Однако в будущем он заведёт открытую фаворитку, о чём будет знать весь двор и, конечно, жена. После смерти супруги Александр не станет даже ждать положенный по этикету траурный год, а скорёхонько женится на фаворитке. Какой контраст с поведением Фридриха и Стефана, не правда ли?




Мария Александровна, первая жена            Екатерина Долгорукова, вторая жена

ЗЯТЬ ИМПЕРАТОРА



За спиной наследного царевица Александра восседает Максимилиан Лейхтенбергский, муж великой княжны Марии Николаевны.

Максимилан был ниже жены по статусу, и судьба сестры ужасно пугала Ольгу Николаевну: ей казалось оскорбительным положение Максимилиана при дворе. Она считала, что это жена должна следовать в отечество мужа, а не наоборот, как случилось у Марии и Максимилиана. К счастью, для Ольги всё сложилось так, как она желала. А Мария счастливо жила в любимой стране, как того желала она. Все довольны.




                            Мария с мужем                                                 герцог Максимилиан, ну как тут не влюбиться

Великая княжна Мария считалась похожей на отца как внешне, так и характером (только решительная барышня выбьет из отца-императора право не уезжать из страны, как положено порядочной принцессе).





Семейное сходство




                                                                              Я не удержалась))))

(оригинал второго портрета с Николаем, оригинал с Марией)

КОНСТАНТИН



Среднему сыну Константину всего 15 лет, поэтому латы ему решили не давать. Так покатается :)

От Константина пойдёт династическая ветвь Константиновичи. Она считается третьей в списке потенциальных русских царей.

Когда Костик вырастет, станет такой:




Генерал-адмирал, не хухры-мухры!

Константин женился по любви на тогдашней красавице Александра Иосифовне и завешал свой кабинет её портретами.





Кстати, её считали очень похожей на Марию Стюарт, уже упоминавшуюся выше:




    Мария Стюарт с мужем Франциском          Фотопортрет Александры Иосифовны

Милая, весёлая и красивая девушка очаровала князя. Но, увы, на этом её достоинства заканчивались: интеллектом Александра Иосифовна не блистала (мягко говоря). И когда красота поблекла от времени, муж решил, что ему нужна другая женщина. Заведя вторую семью, Константин открыто говорил, что Александра - его казёная жена, а балерина Мариинки Анна Кузнецова - законная. Этим он очень злил своего племянника-императора Александра III, насмотревшегося на страдания матери (см. выше про цесаревича Александра). Братья Александр и Константин были очень похожими, даже в личной жизни поступали одинаково. А вот интересный пост про сравнение судеб их жён. Правда, про любовь Александры Иосифовны в конце супружеской жизни есть и иное мнение))




Любовница Константина Анна Кузнецова

МЛАДШИЕ СЫНОВЬЯ



Самым младшим персонажам картины Николаю и Михаилу здесь всего по 11 и 10 лет соответственно. Мальчики изображают пажей эпохи высокого возрождения. В таких шапочках им прямая дорога ко двору Генриха VIII и всем его жёнам, и это несколько дисгармонирует с готичненькими дамами на картине. Как говорится, "смешались кони, люди". Всё напутали, но всем весело, а это главное.

Мальчиков обычно подписывают общим "Николай и Михаил" или "Михаил и Николай", не в даваясь в эти ненужные подробности, кто где)) Но, судя по портретам ниже и по логике изображения (старшие левее/спереди), слева Николай, а справа Михаил.

НИКОЛАЙ

Николая называли Николай Николаевич Старший, потому что своего первенца он тоже решил назвать Николаем (снова отметим потрясающую фантазию на имена) - и чтоб не путаться, сын стал Николай Николаевич Младший, а папа, соответственно, Николаем Николаевичем Старшим. Третий подряд Николай по мужской линии. Шарман!

В юности Николай был увлечён дочерью Пушкина Марией, но на ней он, конечно, не женился (мезальянс же). А с равнородной супругой жизнь не задалась. Спустя 10 лет брака князь выгнал её из дома, публично обвинив в измене; отобрал все драгоценности, и если б не брат Александр (уже царь), не на что было бы изменщице жить. Такая вот грустная была судьба у женщин в прошлые века: во всём зависишь от милости супруга и его семьи. Вроде бы и сама виновата, нечего изменять, а измена - это, разумеется, очень плохо, не зависимо от пола. Но вот последствия измен от пола очень зависели: изменяющих (и куда чаще!) мужей никто из дома с позором не выгонял.

Подросшая жертва супружеской измены:




Похож на левого мальчика?



А чего нос-то красный такой




                                                                      с изменщицей

МИХАИЛ

Самый младший сын, после появления которого Александре Фёдоровне запретили рожать. В те времена это означало отказ от интимной супружеской жизни. Вообще.

Возмужавший Михаил:




              Гравюры приукрашают ещё сильнее картин)

По мне так однозначно, кто где. Лица на картине очень узнаваемы.



                              Николай                                    Михаил

Супруга Михаила Ольга Фёдоровна:





Наглядная иллюстрация, как "фотошопили" лица до изобретения фотографии) Реальный носик девушки гораздо длиннее)

Про Михаила Николаевича особо и написать нечего) Сделал военную карьеру, женился, имел детей. Прожил, видимо, спокойную жизнь, про которую в Википедии одни подробности военной карьеры, но мне интереснее, какие они были люди и как относились к близким, а не войнушка).

В данном случае малое количество информации - возможный признак хорошо прожитой и счастливой жизни))

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вот такая средневековая картина! С живыми, настоящими людьми - то симпатичными, то совсем не очень.

p.s. Пока писала пост, посмотрела фильм об Александре Фёдоровне из недавно упоминавшегося цикла на канале "Культура". В начале фильма как раз рассказывается о событиях, описанных на картине "Царскосельская карусель".

Романовы

Previous post Next post
Up