Трагедия бразильской императрицы. Часть 1,

Jun 18, 2014 15:08

Эрцгерцогиня Мария Леопольдина Австрийская (1797- 1826) - императрица Бразилии в замужестве, королева-консорт Португалии. Из всех принцесс династии Габсбургов у нее была, пожалуй, самая трагическая судьба (Если не считать Марию-Антуанетту)
Она не дожила и до 30 лет. Точные обстоятельства ее смерти не выяснены до сих пор.




Материал о Леопольдине разделила на две части:
"Детство и юность" - в этой части
"Прибытие в Бразилию"  - в этой части
"Взлет и триумф" - в этой части

"Падение" -  в следующей части
"Смерть" - в следующей части
"Послесловие" -  в следующей части

Эрцгерцогиня Леопольдина родилась в Вене, она была дочерью императора Франца I и его второй жены Марии Терезы Бурбон-Неаполитанской. Среди её братьев и сестер были австрийский император Фердинанд I и Мария-Луиза Австрийская, вторая жена Наполеона Бонапарта.
В семье ее называли Польдль (сокращенная форма от имени Леопольдина)



Детство и юность.

В возрасте 10 лет Леопольдина потеряла мать, умершую при родах 12-го ребенка Это был тяжелый удар для нее. Место матери вскоре заняла новая жена отца Мария Людовика Моденская, к которой девочка со временем очень привязалась и повсюду сопровождала ее.
Леопольдина была самым умным и всесторонне развитым ребенком из всех детей императора Франца. Самой большой ее страстью были естественные науки -физика, ботаника, минералогия и коллекционирование бабочек. Она великолепно владела французским, итальянским и латынью. Позже выучила в совершенстве португальский. Она также прекрасно рисовала, а ее игра на пианино была достойна концертов.
В 1810 году Леопольдина с мачехой посетили курорт Карлсбад, где познакомились с Гете. Находящийся под впечатлением от общения с образованной юной эрцегерцогиней, знаменитый поэт посвятил ей несколько стихов.

Леопольдина



В отличие от своей миловидной сестры Мари-Луизы с внешностью Леопольдине не повезло. У нее была типичная «габсбургская» внешность -голубые глаза слегка навыкате, белокурые волосы и (у одной из последних в династии) «габсбургская» выпяченная нижняя губа. Последнее ее очень огорчало. На почве внешности у нее развились сильный комплекс неполноценности. В минуты плохого настроения она привыкла "утешать" себя едой, поэтому с детства была пухленькая.

Леопольдина была добрым и отзывчивым человеком. К объекту своего обожания (например, мачеха, старшая сестра) она привязывалась с некой болезненной жертвенностью и самозабвением, старалась доказать, что она достойна любви и внимания - с точки зрения психологов идеальная жертва для деспотичного отца или мужа. Из всех детей своего отца она была наиболее верующей.
В 1810 году ее любимая старшая сестра вышла замуж на Наполеона и отбыла в Париж. Но переписка между сестрами продолжалась. Мари-Луиза писала Леопольдине о парижских сплетнях и моде, а та ей о своих коллекциях минералов и гербариях.
Но разлука сестер была недолгой. Через несколько лет супруга отрекшегося "императора всех французов" вернулась на Родину в Вену, вместе с маленьким сыном. Счастью Леопольдины не было предела!!! Она не выносила насмешек в адрес сестры, "королевы без короны", поэтому держалась в стороне от "гламурных" мероприятий Венского Конгресса.

Леопольдина



Жизнь ее протекала тихо и спокойно. Леопольдина музицировала, рисовала, ходила в театр, составляла каталоги собранных минералов и растений, завела себе в пригородной резиденции маленькую ферму с домашними животными, встречалась с сестрой. Леопольдина полюбила своего маленького племянника, сына Наполеона и часто навещала его. Она даже немного похорошела и похудела. В общем, она была счастлива! И не хотела ничего менять...

Но 1816 году произошли изменения в жизни Леопольдины. Любимая сестра была отправлена в Парму, а по дворцу поползли слухи о предстоящей помолвке Леопольдины. Выбор канцлера князя Клеменса фон Меттерниха, более трех десятилетий распоряжавшегося судьбами габсбургских детей, пал на ровесника эрцгерцогини - наследного принца Португалии и Бразилии Дона Педро (1798-1834), из династии Браганса.

„О Дон Педро! Это был такой мужчина!“ (с) Чисто внешне Дон Педро был интересным мужчиной.



(В отличие от Испании титул «дон» в Португалии и ее колониях применялся исключительно к особам «голубых» кровей)

Он был старшим сыном португальского короля Жуана VI и испанской инфанты Карлоты Жоакины. В принципе Португалия была уже совершенно неинтересна в политическом смысле, она давно превратилась в задворки Европы, с которыми никто не считался. Но вот ее колония Бразилия...Бразилия была на тот момент колонией, находящейся под управлением португальской короны и была несметно богата - драгоценные металлы, алмазы, кофе, сахарный тростник, кофе. Семья короля сбежала туда от Наполеона со всем двором из Португалии. То есть перспективы габсургской принцессы на трон одной из самой больших империй мира были вполне реальными. Целью Меттерниха было также «экспортировать» институт европейских монархий и их влияние и в Новый Свет, что было исключительно важно в свете «республиканских» революций и настроений в Северной Америке.

Король Жуан тоже был заинтересован заполучить для своего наследника в жены принцессу из одного из самых знатных родов Европы. Поэтому он отправил своего посла в Вену с наказом расписать перспективы принцессы и достоинства кронпринца в самых лучших красках. О том, что у принца эпилепсия и что он тащит к себе в постель все, что шевелится, Леопольдине, конечно, не обязательно знать.

Рио в начале 19 века:



С подросткового возраста Педро испытывал неуемную страсть к плотским утехам, и ни одна молодая женщина в его окружении, стоявшая ниже его по положению, не могла чувствовать себя в безопасности. К 18 годами в его постели перебывало множество черных рабынь, а также белых женщин легкого поведения.
Мать его была занята только собой, воспитанием детей не занималась, а отец постоянно был в разъездах. Педро вел себя с детства, как повелитель, как "белая кость". Приблизившись к нему, следовало пасть на колени и поцеловать руку. Воспитатели и учителя старались не провоцировать кронпринца лишний раз, ведь пожаловаться было некому. Педро получил воспитание, типичное для сыновей богатых бразильских колонистов. Немного того, немного сего...Он был умен, но жутко лениив и недисциплинирован.
Педро был необычайно музыкален, обладал абслютным слухом и играл на нескольких инструментах. Он был композитором самого первого гимна Бразилии и автором нескольких увертюр и маршей.

Леопольдине идея брака с ним была предподнесена, как уникальный шанс и невероятное счастье. Далекая прекрасная страна за безбрежным океаном...Там всегда ясная солнечная погода, а люди приветливы и счастливы...Райская красота - пальмы, лианы, экзотические цветы, бабочки, редкие минералы... Ей там не придется скучать. И принц на потрете ей очень понравился.
Старшая сестра из Пармы остудила ее эйфорию "Всем сердцем советую тебе не строить иллюзий, тогда и разочарование не будет таким болезненным". Старшая сестра уже немного знала жизнь... Но Леопольдина была уверена - в Бразилии ее ждет счастье. Она достала карты Португалии и Бразилии и углубилась в изучение истории страны, где ей предстояло прожить остаток жизни. За несколько недель она выучила португальский на достаточном .уровне, чтобы говорить на повседневные темы.

Рио в начале 19 века:



Как и ее сестра в свое время, Лепольдина была "заочно" через представителя повенчана с Педро в Вене. После венчания австрийская делегация во главе с Метернихом двинулась в путь - чтобы в Триесте передать кронпринцессу представителям Португалии, приехавшими забрать ее на двух кораблях. Вместе с ней на чужбину отправилась свита из 18 человек - ее личная камеристка, личный врач, библиотекарь, орнитолог...

Была середина августа 1817 года, феррагосто...В Триесте стояла невыносимая жара. Затянутая в тугие тяжелые шелка и тесный корсет, почти теряя сознание, Леопольдина стойко перенесла многочасовую торжественную церемонию "передачи". Португальцы по очереди склоняли колени перед своей кронпринцессой, а она старалась сохранить внешнее достоинство и не показать виду, что почти теряет сознание от жары, желудочных колик и проблем с кишечником.

В далекую Бразилию отправились под австрийскими флагами,



Прибытие в Бразилию.

Затем 80 бесконечных дней пути по безбрежному океану с короткой остановкой на Мадейре. И 5 ноября 1817 года адмиральский корабль «Dom João IV» бросил якорь в живописной бухте Рио де Жанейро. Иностранке Леопольдине показалось, что она попала в самый настоящий рай. Белоснежные дома на фоне пальм, белые песчаные пляжи, ярко-бирюзовое море и пронзительно-лазурное небо. Позже она с горечью вспоминала, каким же обманчивым было первое впечатление...

Вероятно, нечто подобное предстало взору Леопольдины в день прибытия:



Во всех церквях Рио звонили колокола, в гавани громко играл оркестр, слышались залпы пушек, толпы нарядных людей махали платками и флагами, приветствуя кронпринцессу.

Сцена прибытия Леопольдины в Рио запечатлена на гравюре,



Оба Их Величества вышли на пирс встречать невестку. Леопольдина смиренно преклонила колено перед свекром, и король Жуан преподнес ей в дар золотой ларец, наполенный бразильскими бриллиантами.

Кронпринц Педро обнял свою молодую жену- эта голубоглазая блондинка определенно нравилась ему, она была так непохожа на его подружек - смуглых креолок и португалок, уже не говоря про чернокожих рабынь.

1817. Первая встреча супругов:



Затем начались будни в семейной резиденции - дворце Сан-Кристован (Paço de São Cristóvão), стоявшем на холме в местечке в местечке Боа Виста (Boa Vista), откуда открывался захватывающий вид на бухту Рио и окрестности. Дворец, изначально купленный у богатого купца, был весьма скромным для короля и постоянно достраивался.

Окрестности Боа Виста в начале 19 века:



Атмосфера при дворе была нездоровой. Придворные были разделены на враждующие группировки. Мужчины обладали манерами солдафонов, их интересовали только лошади, ружья и женщины. Разговоры дам сводились к моде, побрякушкам и сплетням. И даже духовенство не отличалась стойкими моральными принципами, что особенно шокировало глубоко верующую Леопольдину.

Наряды португальских аристократок при бразильском дворе:



С одной стороны в Боа Виста не было такого закостенелого протокола, как в Вене, но с другой стороны не было почти никакой культурной жизни, как при европейских дворах. Никаких литературных салонов, концерты были жалкой пародией тех, к которым привыкла Леопольдина. Музеев и библиотек тоже не было. Однажды для увеселения во дворец притащили отрубленную голову казненного - всем было очень весело!

Она изнывала от одиночества в этом интеллектуальном вакууме. Вдобавок ко всему - тропический зной, тоска по Родине... Она надолго впадала в депрессию, когда очередной почтовый корабль из Европы приходил без писем от родных. Но первые ее письма в Европу были еще полны эйфории. «Я замужем за человеком, который не только приятен собой, но и имеет доброе сердце и понимает меня.»

Семейная жизнь протекала обыденно. Молодая пара обычно музицировала вместе перед сном. Первые годы супруги часто совершали прогулки верхом по окрестным апельсиновым и банановым рощам. При дворе этого не понимали: благородные бразильские дамы обычно передвигались на дрожках или в крытом паланкине, который несли рабы. А кронпринцесса ведет себя вызывающе - выезжает верхом в мужских брюках, высоких сапогах со шпорами, в мужском седле, да еще без корсета в легкой хлопчатобумажной блузе !!!! Но что еще можно ожидать от иностранки, которая сидит, уткнувшись носом в свои книги и гербарии, и совсем не интересуется прическами и платьями?

Бразилия. Середина 19 века. Неизвестная знатная дама в паланкине:



Чтобы скоротать время, Леопольдина вернулась к свои привычным с детства занятиям. Во время верховых прогулок собирала растения и минералы для коллекции, а дома составляла их описание и делала наброски. Отправляла на Родину препарированные чучела местных птиц, обезьян, тапиров, которые помещались в Вене в Музей Естественной Истории. Она заказывала из Вены и Парижа книги по естествознанию, экономике, горному делу и разведению скота. Современные буренки на скотоводческих фазендах Бразилии - это по большей части «потомки» тех породистых коров, которые Леопольдина в свое время заказала из Швейцарии.

Именно Леопольдина организовала кампанию по привлечению в Бразилию имигрантов из немецкоязычных стран. Вместе с ней в страну приехали первые ученые, крестьяне и ремесленники из Европы. Вслед за ними потянулись тысячи других переселенцев из Германии, Австрии...Она лично встречала вновь прибывших в гавани, занималась их обустройством и переводила им. Многие вспоминали позже ее мягкий венский акцент. Первая немецкая колония в Бразилии была названа ее именем - Леопольдина. На сегодняшний день около 5-7 миллионов бразильцев имеют (полностью или частично) немецкие/австрийские корни.

Приезд немецких колонистов в Бразилию в начале 19 века:



Отношения с Педро утратили первоначальную гармонию. Вскоре "северная» внешность Леопольдины утратила «эффект новизны» для мужа, и все чаще она стала сталкиваться с его вспыльчивостью и деспотизмом. Он урезал ей деньги «на булавки», оговоренные в брачном контракте. Затем он уволил австрийскую камеристку жены и даже не позволил выплачивать ей пенсию, как это было принято.

Рио-де-Жанейро уже не казался молодой женщине райским городом...При ближайшем рассмотрении это райское местечко оказалось затрапезным провинциальным городишкой, с пыльным улицами, которые после дождя превращались в непролазную грязь. Перед одно- и двухэтажными домами лежал мусор. На улицах целый день раздавались крики негров , мулатов и торговцев. Над Рио постоянно висела сизая пелена испарений...
«Ты, наверное, думаешь, что Бразилия это золотой трон? Нет, это всепожирающий молох, который губит все человеческое» (из письма сестре в Парму)

Пляжи Рио де Жанейро. Начало 19 века,



При первых признаках беременности Леопольдина почувствовала себя на седьмом небе от счастья. Педро тоже был счастлив и окружил жену вниманием и комфортом. Под предлогом так необходимого жене в ее положении покоя он переселился в отдельную спальню и проводил ночи в компании танцовщиц или рабынь. Леопольдина знала это, но старалась не подавать виду. Она вообще поняла: чем меньше сцен она устраивает мужу, чем меньше перечит ему, тем лучше для нее. Его непредсказуемые вспышки гнева, часто заканчивающиеся приступом эпилепсии, очень пугали ее.

Когда ляйб-медик Леопольдины доктор Каммерлахер (последний австриец, оставшийся в окружении принцессы) запретил ей во время беременности верховую езду, Педро был вне себя от ярости и тут же заменил его португальским хирургом Пиканко. Тот принимал первые роды кронпринцессы - после родов ее несколько недель мучали боли, потому что....доктор «не заметил»(!), что плацента вышла не вся!!! Это едва не стоило жизни молодой матери!

Сцена быта бразильской знати:



Первым ребенком супругов была дочь Мария (1819-1853) будущая королева Португалии Мария II). Оба родителя души в ней не чаяли. И, казалось, в семью вернулась утерянная гармония..."Быть матерью - это ни с чем не сравнимое чувство!"
В последующие беременности Леопольдина старалась соответствовать ожиданиям мужа и сопровождала его на верховых прогулках. Она надеялась, что сможет вернуть его интерес к себе. Это стоило ей двух выкидышей в дальнейшем.

Вторым ребенком был долгожданный сын, который умер в годовалом возрасте, к великой скорби безутешных родителей.

Взлет и триумф

В 1820 по требованию португальских кортесов (парламент) король Жуан IV вернулся в Португалию, оставив в Бразилии регентом своего сына Педро.
Стиль правления молодого регента был беспорядочен. Он придавал большое значение мелочам и не умел мыслить глобально. Он закрывал глаза на проблемы и предпочитал забываться в объятиях очередной пассии. Больше всего ему хотелось вернуться в свою любимую Португалию и сложить с себя всю ответственность.

Кронпринц Педро и кронпринцесса Леопольдина:



Так как принц Педро был малообразован, Леопольдина оказывала на него все более возрастающее влияние в политическом смысле. Она вошла в контакт с единомышленниками в правительстве, засела за юридические книги и проштудировала законы и прецеденты из истории. Будучи умной женщиной, она понимала, что им нельзя покидать страну, иначе Бразилию ждет судьба бывших испанских колоний, которые разделились на множество мелких стран, управляемых постоянно сменяющимися хунтами.
Педро часто уезжал на «инспекции» в бразильские провинции, где он в основном предавался любовным приключениям. Регентом вместе себя в Боа Виста он оставлял супругу, зная, что передает бразды правления государством в надежные руки.

Во время очередной «инспекции» Педро в сентябре 1822 года из Лиссабона в Рио прибыл новый декрет с требованиями. Леопольдина, пользуясь правом Принцессы-регента, созвала Совет министров. Эта сцена изображена на картине:



Она приняла решение оповестить мужа и посоветовать ему действовать - незамедлительно объявлять об отделении от Португалии. Свое письмо Педро она закончила словами: «Фрукты созрели, пора собирать.» После получения этого письма Дон Педро объявил о независимости страны.

Первый флаг назависимой Бразилии выглядел так.



Желтый - цвет династии Габсбургов, зеленый - династии Браганса. Современный флаг Бразилии берет начало от этого флага.

Педро I был не только первым императором независимой Бразилии, но и композитором самого первого гимна "Hino da Independência"

Император Педро I сочиняет гимн Бразилии:



Весь мир выжидал реакцию Португалии на «откол» ее самой большой колонии. Леопольдина терпеливо писала длинные письма отцу и канцлеру Меттерниху с объяснениями и просьбами повлиять на то, чтобы Португалия смирилась с потерей Бразилии. Ее активные действия привели к тому, что король Жуан и кортесы смирились с потерей колонии.

Португалия теперь снисходительно наблюдала через океан за своей бывшей колонией. Лиссабон возмутился, когда Леопольдина заменила старую португальскую униформу лейб-гвардии императора на новую, копию богемских мундиров. Кто-то из португальских придворных ехидно заметил: «Бразильцы больше не португальцы, они уже австрийцы!»

Триумф императрицы Леопольдины!
Триумф дипломата и политика Леопольдины!
Триумф матери - в 1825 году у Леопольдины наконец-то после трех дочерей рождается наследник престола Педро, будущий император Бразилии Педро II)

Молодая мать.



Окончание. Также не исключено, что вернусь в эту часть и дополню оставшимися картинками.

Габсбурги, Австро-Венгрия, Аристократы, Монархия, Наполеон I Бонапарт

Previous post Next post
Up