Официальный вестник предстоящих свадеб Флорецнии за 7-14 декабря 2023 года сообщает о помолвке и предстоящей в течение ближайших шести месяцев свадьбе во Флоренции Томмазо Корсини (*Рим, 29 ноября 1989 года) и Камилы Каваллетти (*Милан, 16 мая 1991 года).
Жених - граф дон Томмазо из принцев Корсини, патриций Флоренции, римский дворянин (conte don Tommaso dei principi Corsini, patrizio di Firenze, nobile romano).
Невеста - Камила Каваллетти из маркизов ди Оливето Сабино, патриция Рима (Camila Cavalletti dei marchesi di Oliveto Sabino, patrizia romana).
Начнём издалека. Екатерина Вторая скончалась в 1796 году.
Последние семь лет её жизни фаворитом был сын статского советника Александра Николаевича Зубова - Платон. Он вошёл в доверие к Государыне в возрасте 21 года в чине секунд-ротмистра (старший лейтенант).
Благодаря знакомству с Императрицей Зубов сильно продвинулся по служебной лестнице. В середине 1796 года его полный титул выглядел примерно так:
светлейший князь, генерал-фельдцейхмейстер, над фортификациями генерал-директор, над флотом Черноморским, Вознесенской лёгкой конницей и Черноморским казачьим войском главноначальствующий, Её Императорского Величества генерал-адъютант, Кавалергардского корпуса шеф, Екатеринославский, Вознесенский и Таврический генерал-губернатор, Государственной Военной коллегии член, Императорского Воспитательного дома почётный благотворитель, Императорской Академии художеств почётный любитель и орденов российских Св. Апостола Андрея, Св. Александра Невского, Св. равноапостольного князя Владимира I степени, королевских прусских Чёрного и Красного Орла, польских Белого Орла и Св. Станислава и великокняжеского голштинского Св. Анны кавалер.
При Павле попал в опалу, участвовал в цареубийстве. Кирилл Козаков в фильме Асса:
Не восстановилось его положение и при Александре Благословенном. Он доживал свои дни в глуши помещиком. Очень богатым. Очень. Насчитывают 30 000 душ и 20 миллионов серебром.
За год до смерти Зубов воспылал страстью к Текле Валентинович (1801-1873), 19-летней дочке небогатой литовской помещицы, владевшей усадьбой в 30 душ крестьян. У него 30 тысяч душ, у неё - 30, почувствуйте разницу.
Он встретил её вместе с матерью в Вильне на конской ярмарке осенью 1821 года. Через управляющего Зубов предложил за любовь дочери «знатную денежную сумму», но предложение было с негодованием отвергнуто. По словам А. Я. Булгакова, будущая тёща князя Зубова «была тёртый калач, она разочла, что сопротивление для князя вещь новая, что оно возбудит любовь, усилит желание обладать предметом, ему нравящимся».
Через некоторое время пани Валентинович вместе с дочерью сама приехала в Янишки, якобы в костёл на богомолье. Зубов встретил красавицу вновь и на этот раз сделал формальное предложение. По желанию тёщи, он отписал невесте по брачной записи миллион рублей.
После женитьбы Зубов перебрался из Литвы в курляндское поместье Руэнталь, где 7 апреля 1822 года он скончался на 55-м году жизни. Его единственная законная дочь, Александра, родилась через три недели после его смерти, умерла 27 февраля 1824 года и похоронена рядом с отцом.
В наследство молодой вдове достались, по свидетельству К. Валишевского, «двадцать миллионов, которые уже давно бесполезно лежали в кладовых дома», а также россыпь бриллиантов, из которых три были чистейшей воды, а один с вправленным портретом Екатерины II.
Унаследовав по смерти мужа значительное состояние, княгиня Зубова переехала в Вену, где блистала в свете; 12 ноября 1826 года в Петербурге она вышла второй раз замуж за графа Андрея Шувалова, который был на год её младше (Зубов был на 34 года старше). Вот старший сын камергера П. А. Шувалова, впоследствии церемониймейстер, камер-юнкер:
Венчание их было 12 ноября 1826 года в Казанском соборе. Ради княгини Зубовой (или её миллионов, ведь вдова имела ежегодный доход до 120 тысяч рублей) Шувалов отказался от дипломатической службы и уехал с ней во Флоренцию, где они прожили год. «В Лейпциге (15 июня 1827 года) родился их старший сын Петр, нынешний посол в Англии», - писала Россет, убеждённая (едва ли основательно), что ребёнок был зачат ещё до брака. Брачный союз с наследницей князя Зубова выдвинул Шуваловых в число богатейших семейств России. По приезде в Россию польская богачка вошла в высшее петербургское общество, получила екатерининскую ленту, присутствовала даже на коронации Николая I.
Их дом был одним из самых модных в столице, здесь собиралось все высшее общество. Бывал у Шуваловых и Пушкин, хорошо знавший хозяина дома и не раз упоминавший в своих дневниках имя его жены. Ловкая графиня Текла Игнатьевна разделяла и весьма сильно поощряла честолюбивые помыслы своего мужа и усердно делала ему карьеру. В апреле 1848 года была пожалована в кавалерственные дамы ордена Св. Екатерины (малого креста), но (к своему большому прискорбию) так и не была удостоена звания статс-дамы.
Шувалов с 1859 года до своей смерти занимал служебную квартиру в Северном павильоне Малого Эрмитажа. Прилегающий проезд стал называться Шуваловским. По очерёдности награждения входил в состав пенсионеров - кавалеров ордена Святого Андрея Первозванного (800 рублей в год). Имел все высшие знаки отличия, до ордена св. Андрея Первозванного с алмазами включительно. Имя его относилось к числу старейших в списке лиц придворного ведомства царствования императора Александра II, который, подобно своему отцу, любил и высоко ценил Шувалова.
У Шуваловых было два сына и две дочери. Старшая дочь - за графом Бобринским. Старший сын - Пётр Андреевич (1827-1889), генерал от кавалерии, губернатор Лифляндии, Курляндии и Эстляндии (1864-66), шеф жандармов и глава Третьего отделения (1866-74), посол в Великобритании (1874-79).
Нас интересует младший - граф Павел Андреевич Шувалов (1830-1908), генерал от инфантерии, варшавский генерал-губернатор, посол в Германии с 1885 по 1894 года.
Первой его женой стала княжна Ольга Эсперовна Белосельская-Белозерская (1838-1869), фрейлина двора, дочь флигель-адъютанта и генерал-майора Э. А. Белосельского-Белозерского. Тютчева писала об их свадьбе: «Молодой граф Шувалов в прошлое воскресенье обвенчался с княжной Белосельской, очень юной, очень красивой и очень богатой». Умерла от тифа, родив мужу шестерых детей.
Его вторая жена Мария Александровна Комарова (1852-1928), дочь профессора Института Корпуса инженеров путей сообщения и Екатерины Николаевны, дочери Николая Лукаша - предполагаемого внебрачного сына Александра I. Многодетная семья Комаровых были небогатой, но предпочитала жить подолгу в Париже. Будучи фрейлиной великой княжны Екатерины Михайловны, Комарова вышла замуж в Рундальском дворце за его владельца графа Шувалова. Благодаря мужу занимала высокие посты при дворе, была гофмейстериной двора великой княжны Марии Павловны; а с 5 апреля 1887 года кавалерственной дамой ордена св. Екатерины (малой величины). По словам графа С. Д. Шереметева, Шувалова была «пышная, неодарённая, павлинообразная женщина, с всегдашним опасением расплакаться». Умерла в эмиграции в Копенгагене, на 20 лет пережив мужа.
Их младшей дочерью была фрейлина графиня Ольга Павловна Шувалова (1882-1939).
В 1905 году вышла она замуж за кутаисского вице-губернатора графа Василия Алексеевича Олсуфьева (1872-1924).
Его тётка графиня Александра Васильевна Олсуфьева (1838-1913) была замужем за графом Николаем Николаевичем Зубовым - внуком самого малоизвестного из братьев Зубовых. А дочь этой пары графиня Ольга Николаевна Зубова (1870-1930) была замужем за троюродным братом графа Василия Алексеевича Олсуфьева - Дмитрием Васильевичем Олсуфьевым (1871-1915). Понимаю, что ничего не понятно, поэтому схема:
Первым графом Ольсуфьевым на старости лет стал Василий Дмитриевич (1796-1858), состоятельный помещик, участник войны 1812 года, московский гражданский губернатор, обер-гофмейстер, приближённый Александра II в бытность его цесаревичем. Родоначальник графской ветви Олсуфьевых, устроитель усадьбы Ершово.
Жена (с 1830) - Мария Алексеевна Спиридова (1799-1878), дочь адмирала Алексея Григоревича Спиридова от брака его с Екатериной Фёдоровной фон Швебс; с 1827 года фрейлина императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны. Их старший сын - граф Алексей Васильевич Олсуфьев (1831-1915), генерал, филолог, женат на своей двоюродной племяннице фрейлине Александре Андреевне Миклашевской (1846-1929), дочери украинского фарфорозаводчика А. М. Миклашевского.
По словам Ф. Ф. Юсупова, супруги Олсуфьевы были милейшей четой, «графиня походила на маркизу 18 века, супруг её был лыс, пухл и глух, как тетерев. Когда надевал он, свой гусарский мундир, сабля его, больше, чем он сам, волочилась по земле с адским грохотом. Потому графиня вечно тревожилась за его саблю в церкви». После революции Олсуфьева эмигрировала в Италию, жила на собственной вилле «Русалка». Умерла в Сан-Ремо. В браке имели двух сыновей.
Младший сын Василий (1872-1924), обустроил во Флоренции русский уголок. От брака с дочерью П. А. Шувалова у него было четыре дочери и сын - Александра (1906-1989), Мария (1907-1988), переводчица русской литературы на итальянский Дарья (1909-1963), жена «чёрного князя» Боргезе, Ольга (1912-1973) и Алексий (1913-1943).
Но в Россию пришли бурные времена, и спокойная размеренная дворянская жизнь закончилась:
"Граф Василий Алексеевич, полковник императорской армии в отставке, в самом начале Первой мировой войны уходит добровольцем. Его посылают на Кавказ, следом за ним, в сопровождении приставленного казака, отправляется супруга, чуть позднее - все пятеро детей. Революция застигает семейство в Кисловодске, где в надежде на антикоммунистически настроенных казаков и горцев укрываются представители "старой России". Советская власть, поначалу весьма умеренная, приходит и в этот курортный городок. Постепенно власть крепчает, начинаются экспроприации. Летом 1918 года Василий Алексеевич вместе с другими офицерами уходит в горы, к отрядам Добровольческой армии. Осенью того же года "белые" и казаки занимают Кисловодск, но ненадолго. При подходе "красных" Олсуфьевы бегут к черноморскому берегу, и с помощью одной татарки добираются до Батуми. Идет весна 1919 года, и "красное" кольцо сжимается. В один прекрасный день в Батуми причалил английский военный корабль. Отчаявшаяся Ольга Павловна поднимается на его борт и умоляет увезти ее семью в Италию, "где существует свой собственный уголок". К ее изумлению, британский капитан тут же предлагает всему семейству явиться на корабль. В марте 1919 года Олсуфьевы высаживаются в портовом городе Таранто…" <...>
Во Флоренцию Олсуфьевы прибыли в 1919 году и поселились на собственной вилле с парком, приобретённой ещё графом Алексеем Васильевичем. В отличие от многих русских беженцев Олсуфьевы жили в эмиграции благополучно и обеспечено: часть их капиталов хранилась в германских банках. Всё это позволило сохранить привычный образ жизни в Италии.
Все четыре сестры Олсуфьевы - Дарья, Ольга, Александра и Мария, получили в Италии отличное образование, к тому же они были талантливы и хороши собой. Женихи не заставили себя долго ждать, и все сёстры сделали прекрасные партии: старшая сестра Александра (Ася) вышла замуж за римского аристократа, архитектора по профессии, Бузири-Вичи, Дарья - за молодого морского офицера, князя Юнио-Валерио Боргезе, представителя старинного аристократического рода, Мария - за флорентийца швейцарского происхождения Марко Микаэллиса, известного университетского ученого-агронома, а самая младшая из сестёр Ольга - за его брата, известного художника, скульптора, дизайнера Руджеро Альфредо Микаэллеса.
Ольга оказалась героиней многих картин художника Руджеро Альфредо, ставшего её мужем. Он превращал супругу то в древнегреческую кору, то в строительницу метафизических городов. Брак Ольги и Руджеро Микаэллеса продлился совсем недолго, и она сменила художника на римского принца Джованни Корсини. Развод был воспринят итальянским светом плохо: католическая мораль и установки фашизма препятствовали уже начавшемуся процессу эмансипации. Информации о её жизни очень мало.
Но известно, что у Ольги от первого брака с художником была дочь Данила (1933-2002), была замужем за португальцем, четверо детей.
От брака с графом (не принцем!) Корсини у Ольги были сын Джованни (р.1938) и дочь Катерина (р.1941), замужем за графом Enrico Matteo Passi di Preposulo.
После смерти Ольги граф Джованни Корсини женился повторно на одной итальянской дворянке и даже стал отцом дочери в возрасте 67 лет.
Дон Джованни Корсини Младший (р.1938), архитектор, с женой и сыном:
Вилла Корсини в Меццомонте была задумана в том виде, в котором мы видим ее сегодня, принцем Джованкарло Медичи, который продал ее семье Корсини в 1644 году. Как рассказывается во флорентийских хрониках еще в 1636 году тогда ещё молодой принц намеревался использовать виллу как место для проведения мероприятий. Архитектор Дон Джованни Корсини и его жена Донна Инес отреставрировали виллу Корсини Меццомонте и продолжил эту традицию. В 1966 году Дон Джованни и его отец снова начали деятельность по проведению мероприятий, благодаря чему вилла обрела новую жизнь. Когда Дон Джованни и Донна Инес поженились, она взяла на себя управление виллой, с огромной заботой поддерживая это уникальное с исторической и художественной точки зрения место.
Сейчас семейным бизнесом занимается их младший сын дон Томмазо, о помолвке которого мы говорим.
Если вам надо организовать свадьбу или просто мероприятие -
Корсини Ивентс к вашим услугам.
О семье невесты известно меньше. Она выросла в Милане в мультикультурной, трехъязычной среде: мать - костариканка, отец - итальянец, образование всегда было полностью британским.
Внучка донны Свевы Гаэтани дель Аквила д'Арагона. Ближайший общий предок - герцог ди Бомарцо 1709-1771. Мать невесты - из семьи бывшего президента Коста-Рики.
Свадьбу должны показать.