Добрый день всем.
Пользуясь приглашением, любезно присланным мне Алисой, попробую написать свой первый пост. Прошу не судить очень строго.
С историей украшений, как и с любой другой историей, одинаковые проблемы. Мы можем рассматривать только версии, и говорить только о том, что мы знаем действительно, а знаем мы только кусочки. Часто из таких кусочков, повинуясь человеческой натуре, любящей логику, мы достраиваем историю предмета. Но реальной истории не узнает уже никто, свидетелей нет.
Так случилось и с La Peregrina, знаменитой жемчужиной из испанской королевской сокровищницы. В переводе с испанского на русский, кстати, название этой драгоценности означает "паломница, или путешественница". Как мы знаем, "как вы яхту назовете, так она и поплывет". Так и получилось. У этой жемчужины очень запутанная, хотя и славная история.
Панама или Венисуэла.
Начало этой истории часто связывают с берегами Панамы. Именно там, в 1560-м году, о чем не забывают напоминать приезжающим в Панамский залив туристам, была выловлена эта штучка.
История вылавливания жемчужины за сотни лет обросла романтичными деталями. Рассказывают о том, что как ни странно, раковина была слишком маленькой, и долго думали, стоить ли ее открывать. После того, как раковина была открыта и показалось сокровище, раб, который ее нашел, был вознагражден свободой, в то время как хозяину дали участок земли и назначили мэром Панамы.
Другая теория утверждает, что этот известный жемчуг был найден в Венесуэле в 1597 г., о последствиях для венисуэльцам от этой находки, правда, ничего неизвестно.
Точнее о месте, где выловили это сокровище, сказать на данный момент трудно. Во всяком случае, дата точно неверна. В Европе эта жемчужина "всплыла" значительно раньше.
Об одном можно сказать с уверенностью - параметры найденной жемчужины таковы, что и по сей день она является знаменитейшей. Грушевидная форма, вес в 50,95 карата (10,19 грамма), а также необыкновенно яркий, "играющий" молочный цвет, ставят ее в ровень с другими, более крупными аналогами.
Испания.
Естественно, что в 16-м веке драгоценность такого маштаба не могла оставаться долго в скромных руках. Довольно скоро она была приподнесена королю Филиппу II Испанскому. Тут и начинаются первые достоверные исторические данные о "Перегрине": в 1554-м, еще будучи испанским инфантом, то есть, наследником престола, Филипп подарил "Перегрину" своей невесте, королеве Англии Марии І Тюдор, на которой летом 1554-го и женился.
Англия.
История сохранила мало сведений о подлинно счастливых королевских браках. Не исключением стал и этот.
Все говорит о том, что Мария очень сильно полюбила Филиппа, во всяком случае, на множестве парадных изображений его подарок покоится на ее груди.
Филипп же Англию невлюбил, и при первой же возможности покинул ее берега и влюбленную в него женщину.
Собствено, ничего другого от него не ожидали и устроители данного брака: Филипп был на одиннадцать лет моложе своей жены. По брачному договору, Филипп не имел права вмешиваться в управление государством; дети, рождённые от этого брака становились наследниками английского трона. В случае преждевременной смерти королевы Филипп должен был вернуться назад в Испанию.
Народ невзлюбил нового короля. Он был напыщен и высокомерен; свита, прибывшая с ним, вела себя вызывающе. На улицах стали происходить кровавые стычки между англичанами и испанцами.
В сентябре 1554-го лекари обнаружили у Марии признаки беременности. Роды ожидали в конце апреля, но пришло лето, а ребёнок так и не родился - у королевы была ложная беременность. Это стало для неё страшным ударом.
Словом, спустя какое-то время Филипп решил покинуть Англию. Его тётка - регентша Нидерландов - собиралась передать ему власть, и король ухватился за эту возможность. Мария пыталась уговорить Филиппа отказаться от поездки, но 29 августа 1555-го он сел на корабль и уплыл.
Мария скучала по мужу, посылала ему послания с просьбой вернуться в Англию. Но он все не возвращался. А в 1556-м году, после отказа своего отца от престола, Филипп стал королём Испании, Нидерландов и обладателем всех заморских владений Испании.
Увидели в Англии его только весной 1557 года. Филипп возвращался, но не ради жены, а чтобы заручиться поддержкой в споре с Папой и Францией. Получив согласие Совета, Филипп засобирался домой. Он пробыл с женой меньше трёх месяцев.
Мария заскучала. Её здоровье никогда нельзя было назвать крепким, а теперь оно и вовсе ухудшилось. Королева заболела и 17 ноября 1558 года умерла.
Тело королевы было выставлено для прощания в Сент-Джеймсе больше трёх недель. Похоронили её в Вестминстерском аббатстве. Начиналась эра правления Елизаветы.
А "Перегрина" вернулась вместе с королем в Испанию.
Снова Испания.
Нада сказать, при ближайшем рассмотрении, что так страдать Марии было особо не по чем: Филипп в своей жизни был женат четырежды, и после смерти своей четвертой супруги еще 18 лет прожил вдовцом. Тот еще тип, да.:)
Впрочем, дело не о нем. А о его детях, поскольку жемчужина "Перегрина" считалась сокровищем короны, которую берегли и передавали по наследству. По всей видимости, какое-то время она принадлежала Филиппу III, сыну Филиппа ІІ-го, а тот, в свою очередь, передал ее своему сыну, Филиппу IV-му, во времена правления которого жемчужина снова сверкнула на нас с женского платья.
И вот как это случилось. В 1634-м году Филипп IV-й поручает Веласкесу (да-да, тому самому) украсить стены церемониального зала в своем дворце Буэн Ретиро.
Веласкес создает несколько конных портретов членов королевской семьи, причем делает это немного для нас, находящихся далеко в будующем, хитро. Вот, посудите сами.
Портрет с "Перегриной" называется "Портретом королевы Маргариты верхом", и находится ныне в музее Прадо. Портрет большой, поэтому я привожу только фрагмент, на котором ясно видно украшение, то самое, которое носила некогда Мария "Кровавая".
Я долго пыталась понять, что же это за королева Маргарита позировала Веласкесу в 1634/35 году? И никого не могла найти подходящего по временным рамкам. Пока не наткнулась на объяснение этой истории.
С натуры Веласкес рисовал Филиппа IV-го. А его супругу Изабеллу, и высоких родителей, Филиппа ІІІ-го и королеву Маргариту Австрийскую, на тот момент, естественно, покойных, рисовал другой художник, возможно, несколько художников, но гораздо раньше. Веласкес нарисовал их портреты поверх, как говорят, переписал. И поставил свою дату и подпись.
Да, и великие тоже не чужды жажды денег.
Таким образом, "Перегрина" в качестве части женского украшения достаточно долго переходила из рук одного испанского монарха в другие. Со смертью Карла ІІ в 1700-м году она перешла из рук прекратившейся династии Габсбургов в руки испанской ветви Бурбонов. Потом переживает и их, и в 1808-м попадает в руки Жозефа Бонапарта, старшего брата Наполеона и по-совместительству - назначенного им короля завоеванной Испании.
Франция.
Королем Испании Жозеф пробыл недолго - фортуна переменчива, и в 1813-м Жозефу, его супруге и детям пришлось бежать в Америку, и лишь много позже вернуться обратно в Европу.
Но "Перегрина" в Америку не последовала. Она была подарена Жозефом племяннице, дочери Жозефины Богарне, Гортензии, чья венценосная судьба была более благоприятной.
Гортензия была дочерью Жозефины от первого брака, а потому, для того чтобы закрепить семейные узы, Жозефина и Наполеон выдали ее за младшего брата Наполеона, Луи. Будучи его супругой она побывала и королевой - Голландии.
При реставрации Бурбонов в 1814, Гортензия была под защитой Александра I, и при его поддержке она получила титул герцогини Сен-Лё от короля Людовика XVIII.
Однако в течение Ста дней, знаменитого периода правления Наполеона, попытавшегося вернуть власть в свои руки, Гортензия поддерживала своего отчима, что привело её к изгнанию из Франции после заключительного поражения Наполеона.
Изгнанная из Франции, она долго путешествовала по Германии и Италии, пока в 1817 не остановилась в Швейцарии. Гортензия купила себе замок Арененберг, в швейцарском кантоне Тургау, на берегу Боденского озера, где в одиночестве воспитывала двоих своих сыновей. Не смотря на то, что с супругом они разошлись, Гортензия сохранила "Перегрину" у себя. Благодаря заступничеству матери и брата, зятя короля Баварии, она располагала состоянием в 3 миллиона франков, которое обеспечивало ей постоянный доход. Она умерла в Швейцарии 5 октября 1837 года в возрасте 54 лет. А "Перегрину" получил в наследство ее сын, будущий император Наполеон ІІІ-й.
Великобритания.
Император он был несколько своеобразный. Надо сказать, что не имея возможности занять трон законным путем, Луи воспользовался другим путем, семейным, так сказать: вначале устроил переворот и объявил власть народа, а себя президентом Франции, а потом - короновался. Таким же образом, если вы помните, завоевал трон и сам Наполеон Бонопарт.
На все эти приключения нужны были деньги. Не обладая талантами своего дальнего родственника по части накопления, Наполеон ІІІ распродавал богатства, унаследованные от матери.
Однажды, где-то в 1848-м году, он обратился к одному из своих британских друзей, маркизу Аберконскому с просьбой найти покупателя для "Перегрины". Тот подумал да и купил жемчужину, на тот момент путешествовашую уже без оправы, для своей супруги, леди Луизы Расселл.
В качестве хозяйки "Перегрины" леди Луиза прославилась тем, что регулярно данную жемчужину теряла. Закончилось тем, что верхушку жемчужины просверлили, чтобы ее было удобно закреплять в оправе. А оправой, если верить аукционистам Сотсби, послужило ожерелье, из жемчужного набора, ставшего фамильной ценностью и передававшегося из поколения в поколение более ста лет.
И, наконец, США!
А в 1969-м году безумно влюбленный Ричард Бартон купил это ожерельее на аукционе Сотсби для Элизабет Тейлор, в качестве подарка на день рождения, ее 37 лет. Всего, кстати, за 37000 долларов. Это за такой кусок истории-то.:)
Уже позже сама Тэйлор, решившая, что жемчуг неплох, но ожерелье недостаточно яркое для нее, и отдала его на переделку в фирму Картье. Где к жемчужинам добавили бриллианты и рубины, и ожерелье приобрело современный нам вид. Очень богатый и красивый, надо сказать, вид.
Таким мы знаем его и поныне. "Перегрина" по-прежнему пока находится у Элизабет Тейлор, в США. Ожерелье очень эффектно, и Элизабет часто появляется в нем на светских мероприятиях.