С августа этого года в России началась волна массовых отмен пригородных поездов, на некоторых участках произошло сокращение объемов движения более, чем в 2 раза, увеличилось число линий, где пригородное сообщение полностью отсутствует. Изменения касаются Северо-Запада, Черноземья, Южного Урала, Северного Кавказа и ряда других регионов.
Псковская область.
Тотальное сокращение движения по узлам Псков и Дно. На линиях Псков-Дно, Псков-Резекне осталось по 1 поезду в сутки и 1 дополнительному по выходным. На линии Псков-Печоры и вовсе 1 поезд, и тот по выходным. Отменены поезда от Дно на Дедовичи, Порхов и Сольцы по всем дням недели, сильно сокращены объемы движения на Валдай и Оредеж.
От Великих Лук отменен по будням один из двух поездов на участке В.Луки-Себеж. Планировалась полная отмена движения на участке Новохованск-Алеща линии Великие Луки-Полоцк, но пока 2 поезда там ходят.
http://businesspskov.ru/transport/60415.html Новгородская область.
На участке Оредеж-Дно линии С.Петербург-Витебск остается только 1 поезд по выходным дням.
На линиях Окуловка-Неболчи и Кабожа-Подборовье движение сокращено до 1 поезда в неделю.
На участке Валдай-Дно остается один поезд и еще один по пятницам и субботам.
На участке Валдай-Бологое отменяется 1 пара поездов из 3. Боровичи-Угловка - 1 пара из 2. Сокращения коснутся также поездов Рогавка-Новгород, Батецкая-Новгород, Пестово-Хвойная, Чудово-М.Вишера, Окуловка-Бологое.
Кстати, на самом деле отмененные поезда Псков-Скангали, Великие Луки-Себеж-Посинь, Великие Луки-Назимово и, вероятно, некоторые другие продолжат ходить в статусе служебного транспорта РЖД (номера с 6ххх меняются на 5ххх). Точно также уже несколько лет продолжают ходить электрички Малая Вишера-Окуловка, где из 6 пар остались 3, а остальные 3 следуют без посадки пассажиров. По такой же схеме курсирует часть отмененных поездов Казань-Канаш (на участке Свияжск-Канаш), Нижний Тагил-Алапаевск и многие другие.
Вологодская область.
Из 4 пар электричек Вологда-Череповец (2 обычных и 2 ускоренных) полностью отменяется одна, и еще одна отменяется по субботам.
По направлению из Вологды на север, обе пары Вологда-Вожега отменяются по некоторым дням недели.
http://szd.rzd.ru/news/public/szd?STRUCTURE_ID=24&layer_id=4069&refererLayerId=3307&id=142231 В Архангельской области отменяется по рабочим дням поезд Малошуйка-Обозерская-Емца, а также 2 пары поездов в Котласе.
http://szd.rzd.ru/news/public/szd?STRUCTURE_ID=24&layer_id=4069&refererLayerId=3307&id=142234Отменяется один из поездов Коноша-Вожега, согласованный с электричкой Вологда-Вожега (а раньше это был "сквозной" маршрут Вологда-Коноша).
В Республике Коми практически все поезда отменяются по субботам и воскресеньям (в основном, касается пригородов Инты и Печоры, впрочем, в остальной части республики и так почти нет ничего)
http://szd.rzd.ru/news/public/szd?STRUCTURE_ID=24&layer_id=4069&refererLayerId=3307&id=142235 В Костромской области несколько поездов участка Буй-Котельнич переводятся в режим курсирования по дням недели.
http://szd.rzd.ru/news/public/szd?STRUCTURE_ID=24&layer_id=4069&refererLayerId=3307&id=142233 В Ивановской и Владимирской областях отменяется поезд Иваново-Ю.Польский-Александров по понедельникам и средам.
http://szd.rzd.ru/news/public/szd?STRUCTURE_ID=24&layer_id=4069&refererLayerId=3307&id=142236На участке Александров-Кольчугино-Ю.Польский это единственный пригородный поезд.
На полигоне компании "Черноземье", работающей в Воронежской, Липецкой, Тамбовской, Белгородской и Саратовской областях планируется полный разгром почти во всех областях. К счастью, с некоторыми отменами решили повременить.
http://ppkch.ru/?page=62На данный момент серьезные отмены касаются участков Елец-Касторная-Ст.Оскол-Валуйки и Ртищевского узла. Один из двух поездов отменен на участке Белгород-Готня. В начале августа отмена электропоездов Белгород-Харьков привела к возникновению социальной напряженности
http://vecherniy.kharkov.ua/news/67191/. Сейчас оставлено 2 пары поездов с пересадкой по ст. Наумовка.
Полностью отменено движение на линии Оборона-Эртиль. Но всё остальное из первоначального списка, очевидно, вопрос ближайшего времени.
Есть информация о планах Воронежской и Липецкой области полностью отказаться через несколько лет от услуг железнодорожного транспорта из-за высокой себестоимости (и это в регионах с высокой плотностью сельского населения).
Челябинская область
Полная отмена движения по линиям Бердяуш-Бакал и Бердяуш-Михайловский Завод.
Также отменяются 2 поезда Челябинск-Щучье и Челябинск-Макушино.
http://yuzd.rzd.ru/news/public/yuzd?STRUCTURE_ID=50&layer_id=4069&refererLayerId=3307&id=121495 Курганская область.
На линии Курган-Пресногорьковская движение отменяется полностью.
На участках Курган-Шумиха и Курган-Макушино ежедневно отменяется по 1 паре поездов из 3.
Орловская область
Полная отмена сообщения по линии Верховье-Ливны с середины сентября.
Северо-Кавказская Железная Дорога планирует отменить 15 пар поездов в Ставропольском крае, 3 в Кабардино-Балкарии и 8 в Чечне. То есть, и здесь под отмену идет бОльшая часть пригородных поездов.
http://skzd.rzd.ru/news/public/skzd?STRUCTURE_ID=9&layer_id=4069&refererLayerId=3307&id=125571 Под угрозой пригородные перевозки в Забайкалье.
http://zabzd.rzd.ru/news/public/zabzd?STRUCTURE_ID=39&layer_id=4069&refererLayerId=3307&id=108564 В Московской области отмены касаются Большого Кольца на участках Кубинка-Бекасово-Столбовая и Жилево-Воскресенск-Егорьевск-Куровская-Орехово.
Надо заметить, что в 2011 и 2012 годах пригородным ж-д перевозчикам из федерального бюджета на 99% компенсируется инфраструктурная составляющая расходов, которая занимает почти половину расходов железнодорожного транспорта. При этом в ряде регионов себестоимость перевозки пассажира все равно в 2-3 и более раз выше установленного тарифа. Например, по Псковской области убытки от пригородных поездов за 1 полугодие 2012 года составили 150 млн руб, при этом на большинстве участков объемы движения и так минимальны - 2 пары поездов в сутки. В течение ближайших 2-3 лет правительство планирует полностью отказаться от поддержки пригородного ж-д транспорта, а значит, то, что происходит сейчас, - только начало, скорее всего, через несколько лет пригородных поездов в большинстве регионов России просто не останется.
На сегодняшний день единственная прибыльная пригородная компания - это ЦППК, за 2011 год ее прибыль составила почти 5 млрд руб, в 2012 году ожидается больше. Но учитывая грядущий отказ от компенсации государством инфраструктуры и то, что наиболее рентабельные экспрессы постепенно переходят от ЦППК к РЭКСу, такая ситуация, видимо, продлится недолго. Эта прибыль получена за счет перевозок на Московском узле, а в Центральной России (Смоленская, Калужская, Тульская, Орловская и др. области) у ЦППК также убытки на сотни миллионов рублей.