Честно говоря, этот мост интересовал меня с детства. Будучи еще школьником, наверное, как и все любознательные мальчишки, я любил бродить по всевозможным фортам, бастионам и прочим укреплениям бывшего Кёнигсберга. Доводилось мне бывать и на Берлинском мосту. Помню, близкие сердцу, летние солнечные деньки, когда, с товарищами по двору, я грелся на тёплых плитах "Берлинки", наблюдал за разлившейся рекой и думал о чем-то своем… мальчишечьем. Это было настоящее счастье…
Конечно, благодаря СМИ, я знал о нынешней реконструкции моста, но как-то не придавал этому особого значения… Бывшие мальчишки выросли, а современная суетная жизнь вносит свои коррективы в распорядок дней и недель. Утонув в океане житейских проблем, мы часто забываем о чем-то, что было когда-то для нас близко и дорого…
Так продолжалось и до недавнего момента, пока в Калининградской Правде - главной газете региона, не вышла статья "Уходящая натура" о Берлинском мосте. В ней рассказывалось, что старый мост, который мы помним с детства, скоро прекратит свое существование, а точнее он будет реконструирован до современного новенького шестиполосного моста через Преголю…
Это был словно удар "под дых". Медлить и откладывать что-то на потом, было нельзя. Поэтому, в один из дней, я взял камеру и, с другом Сергеем, поехал на "Берлинку", чтобы запечатлеть на долгую память любимый мост, и себя на его фоне.
Добраться до моста, находящегося на юго-восточной окраине Калининграда, проще всего на маршрутке № 74, идущей в поселок Борисово. К слову, это, пока, единственный транспорт, чей маршрут проходит непосредственно через мост.
Попросив водителя тормознуть перед мостом, я вышел из маршрутки и огляделся. Строительство отдельной очереди будущего большого моста шло в самом разгаре. Проход на берег реки к, известной и любимой всеми фотографами, панорамной точке съемки, был перегорожен строительным забором, за которым сновали рабочие, гремела техника, недружелюбно лаяли собаки. Так как фотосъемка вне строительной зоны не имела никакого смысла, я решил перебраться на другую оконечность моста и попытаться сфотографировать его с другого берега реки.
Так как нынешний действующий двухполосный мост не предназначен для хождения пешеходов, я дождался очередной маршрутки и сошел на другой стороне реки. К слову, некоторые люди все же пересекают этот мост пешком, но подвергают свою жизнь определенной опасности, рискуя быть сбитыми автотранспортом.
На другом берегу реки надежда на хорошую точку съемки также быстро улетучилась, как и возникла. С этой стороны все подходы к мосту были также перекрыты развернувшейся стройкой. Повсюду висели таблички "Проход запрещен", "Опасная зона", "Осторожно, строительство", но нужно было что-то предпринимать…
Выход был один - попытаться попасть непосредственно на территорию стройки. Расчехлив фотокамеру, я направился к КПП, откуда нас отправили уже прямиком к начальству.
Начальник строительного участка, представившийся Игорем, оказался замечательным человеком. Я рассказал о себе, своем блоге и своих целях, после чего мы довольно тепло пообщались, обсудили прошлое, настоящее и будущее моста. Игорь рассказал о своей дружной и профессиональной команде, особенностях возведения различных мостов по области, а также об этапах нынешнего строительства Берлинского моста.
Получив разрешение на фотосъемку, мы попрощались и отправились в самый центр развернувшейся стройки, чтобы в последний раз полюбоваться и запечатлеть на долгую память старый и такой родной Берлинский мост…
Настоящее название моста - Пальмбургский (нем. Palmburger Brücke), а Берлинским его начали неофициально называть в советское время по одноименному названию недостроенного автобана Берлин - Кёнигсберг. С тех пор "народное" название прочно приросло к мосту, а старое уже практически не используется даже в официальных документах.
Почему же мост был назван Пальмбургским? Дело в том, что неподалеку находился поселок Palmburg (совр. пос. Прибрежное), который, в свою очередь, получил название благодаря небольшому сельскохозяйственному имению, специализирующееся на выращивании различных редких цветов, пальм и прочих экзотических растений.
Бетонный 633-метровый красавец-мост, парящий над широкой поймой Прегеля и ее двумя рукавами, был построен в 1938 году и являл собой чудо инженерной мысли. На опорах моста, стоящих по берегам рукавов Прегеля были сделаны специальные удлиненные пролётные строения, на которых размещались специальные вставки - русловые пролёты. То есть, по сути, мост представлял собой сборно-разборную конструкцию, которую можно было быстро "разобрать" в случае военной угрозы.
Это и произошло в ночь с 29 на 30 января 1945 года, когда комендант крепости Кёнигсберг генерал Отто Ляш отдал приказ взорвать Пальмбургский мост. В опорах моста, по обеим сторонам рукавов реки, были предусмотрены специальные ниши под определенное количество взрывчатки. По задумке, взрывы должны были нарушить конструктивное равновесие моста, в результате которого русловые пролеты должны были упасть в реку. Расчеты оказались верными, и Пальмбургский мост превратился в аналог питерских разводных мостов, застывший на добрые 67 лет.
После войны берега Старой и Новой Преголи соединили временными деревянными мостами, а в 60-х годах, советским инженерам все же удалось восстановить одну часть (две полосы) взорванного моста, тем самым вернув ему транспортную функцию. Остальную часть моста было решено не восстанавливать…
Долгие годы ходили слухи, что оставшиеся две полосы не были восстановлены из-за сложности разминирования отдельных секций моста. Также существовала версия, породившая городскую легенду, что мост был изначально разводным и имел очень сложный механизм, с которым наши инженеры не смогли справиться. На самом же деле все объяснялось куда проще. Дело в том, что в то время движение через мост было очень и очень незначительным, и нужды в четырех полосах движения не было никакой, чего нельзя сказать про сегодняшний день…
Война закончилась, а Берлинскому мосту суждено было стать знаменитым. Взорванный мост превратился в великолепную натуру для многих послевоенных фильмов, ставших уже классикой советского кино. Именно благодаря кинематографу, полюбоваться Пальмбургским мостом с экранов телевизоров и кинотеатров смогли миллионы жителей СССР.
Открывает этот список, знаменитая картина 1949 года, режиссера Григория Александрова - "Встреча на Эльбе". Роль американской разведчицы Джанет Шервуд в этом фильме исполнила несравненная Любовь Орлова. Реку Эльбу с успехом заменил бывший кёнигсбергский Прегель, а сам мост послужил великолепным фоном для большинства ключевых сцен фильма.
Затем последовали картины: Мир входящему (1961), Помни, Каспар! (1964), Игра без правил (1965), Весна на Одере (1967), Женя, Женечка и катюша (1967), "Циклон" начнётся ночью (1967), Щит и меч (1968), На пути в Берлин (1969) и другие. Режиссеры, все как один, просто не могли устоять перед Пальмбургским мостом - мрачным величием минувшей войны, каменной скалой застывшим над мирной гладью Преголи.
Вопрос о реконструкции Берлинского моста поднимался неоднократно еще с начала 90-х годов. Но, выделенные деньги куда-то пропадали, а бумаги терялись в кабинетах различных чиновников… И вот, в конце 2010 года, в рамках федеральной программы строительства Южного обхода Калининграда, необходимые средства нашлись. Конкурс выиграла, уже хорошо известная в нашем регионе, московская компания ООО "Спецмост". Работу оценили в 4 миллиарда 600 миллионов рублей.
По рассказу Игоря, работы по возведению нового трёхполосного Берлинского моста должны закончиться в следующем году, после чего по нему откроется движение, а строители займутся демонтажом старого моста и строительством 2-й очереди, которое планируется завершить в августе 2014 года. В результате город получит сразу два новеньких моста.
Общее количество полос для движения составит шесть штук. Длина моста (включая подходы) составит 1 километр 785,4 метра, ширина каждой полосы - 3,75 метра. Расчетная скорость движения - 120 километров в час. Проект также предусматривает и создание пешеходных тротуаров.
Предполагается, что с появлением нового современного моста, город решит сразу несколько задач. Это обеспечение благоприятных условий по грузопотоку из Европы, увеличение пропускной способности трассы в рамках малого приграничного сотрудничества нашего региона с Польшей, а также подготовка к предстоящему Чемпионату мира по футболу - 2018, отдельные матчи которого, скорее всего, пройдут в нашем городе.
Основной объем работы по возведению первой очереди нового моста сейчас ведется на небольшом островке между Старой и Новой Преголей. Раньше на этот болотистый островок можно было попасть разве что вплавь, теперь же туда ведет, искусственно возведенная, временная переправа, по которой мы, в сопровождении огромной сторожевой собаки, и направились на островок.
С переправы открывается панорамный вид на заснеженную гладь Преголи и небольшой завод на другом берегу, с которого, по словам Игоря, на стройку доставляется бетон и песок.
По обеим берегам реки мы видим инженерные сооружения - кессоны, в которых идет активная установка стальных ростверков и сетчатого каркаса фундамента будущих опор моста. К слову, многие опоры уже выстроены, а несколько готовы на уровне свай. Всего же планируется возвести 22 опоры.
По всей стройке активно снуют рабочие, никто не сидит без дела - работы хватает на всех. Чтобы уложиться в установленные сроки, работа на мосту, силами компании "Спецмост", ведется без выходных в две смены.
Стараясь не мешать, мы сфотографировались на фоне старого моста на память, и затем направились к левому рукаву Преголи, откуда открывался самый красивый вид на Берлинский мост.
Увы, сфотографировать мост так, чтобы в кадр не попала строительная техника и отдельные участки стройки уже не представляется возможным. Радует только то, что пока еще есть возможность сфотографировать мост хотя бы так, ведь пройдет совсем немного времени и новые конструкции окончательно заслонят печальный и величественный памятник минувшей эпохи.
Задранные к небу мостовые пролеты являются еще и "летописной книгой" нашей области. Каких тут только надписей не оставляли. Это и любовные признания, и пожелания кому-либо, различные имена и клички, наименования воинских подразделений, городов и т.д. Некоторые из сохранившихся надписей датированы 60-80-ми годами, но большая часть посланий оставлена в памятные 90-е. Одно время мост был очень популярным объектом у десантников и прочих военных, так как являлся финальным аккордом празднования дембелей и Дня ВМФ.
Так как наша экскурсия выпала на зимний период, к сожалению, большая часть надписей на пролётах разрушенного моста оказалась под слоем снега, поэтому сфотографировать их не удалось, но желающие могут увидеть их на многочисленных фотографиях Берлинского моста в сети Интернет.
Открытая пойма реки Преголя дает широкий простор ледяным балтийским ветрам, поэтому вскоре мы начали понемногу замерзать и надо было двигаться обратно. Окинув прощальным взглядом Берлинский мост еще раз, мы направились к выходу со стройучастка.
Печально, что такой интересный туристический и исторический объект не интересен нашим властям. Я думаю, можно было найти решение, как возвести новый мост, сохранив при этом старый… В той же Германии, наверное бы, так и поступили, превратив мост в живописную туристическую изюминку. Однако, как показывает практика, история края не особо интересна нашим властям, на первое место все чаще выходят деньги… Увы…