Статья опубликована в журнале Известия Волгоградского государственного педагогического университета, №4, 2020.
Электронная версия - на сайте журнала.
_________
Поливариативное функционировавние лексемы серый и ее производных в прозе В. Шаламова и В. Шукшина
Рассматривается поливариативное функционирование лексемы «серый» и ее производных в прозе В. Шаламова и В. Шукшина. Анализируются смысловые и эмоционалъно-экспрессивные трансформации цветового слова «серый», связанные с его семантической амбивалентностью. Осуществляется сравнительно-сопоставительный анализ использования цветового слова «серый» в прозе В. Шаламова и В. Шукшина.
По словам Л.В. Щербы, цветопись является «одним из существенных элементов стиля писателя, посредством которого выражается идейное и связанное с ним эмоциональное содержание литературных произведений» [15, с. 97]. Цветовая лексика является одной из важнейших составляющих идиостиля В. Шаламова и В. Шукшина. В прозаических произведениях анализируемых авторов функционируют ахроматические и хроматические цветолексемы; простые и сложные конструкции со значением цвета характеризуются особой контекстуальной организацией и спецификой грамматического выражения.
В настоящее время проблемой функционирования цветообозначений занимается такое направление лингвистических исследований, как цветообозначения в художественном тексте. В методологических работах данного направления изучаются функции цветообозначений в художественном тексте (Л.И. Донецких), цветовая символика конкретных цветообозначений в языке художников слова, цветовые доминанты в языке писателя (Н.В. Шкуркина, Л.Ф. Соловьева, Ю.В. Кондакова), особенности функционирования цветообозначений (В.Ф. Белобородова). Некоторые лингвистические изыскания (Ю.А. Карташова) сосредоточены на исследовании идиолекта писателей и поэтов, особенностях цветового авторского мировосприятия.
Изучением функционирования цветовой лексики занимается также лингвистика цвета - научная дисциплина, имеющая прочную теоретическую и методологическую базу. Исследовательница В.Г. Кульпина, несомненно, права, утверждая, что «концепция лингвистики цвета как самостоятельной научной парадигмы в современном языкознании приобретает все более конкретные черты» [6, с. 13]. В качестве базовых работ нами выбраны исследования по теории и лингвистике цвета Н.В. Серова, В.Г. Кульпиной, P.M. Фрумкиной и др.
Предметом нашего исследования является функционирование ахроматической лексемы серый и ее производных в прозаических контекстах В. Шаламова и В. Шукшина. Объектом исследования послужили некоторые прозаические произведения анализируемых авторов. Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые анализируется поливариативное функционирование лексемы серый и ее производных в прозе В. Шаламова и В. Шукшина. В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1) выявление цветолексемы серый и ее производных в прозе В. Шаламова и В. Шукшина;
2) рассмотрение оценочных коннотаций конкретной цветолексемы;
3) анализ специфики полифункционирования цветовой лексемы серый и ее производных в прозаическом пространстве В. Шаламова и В. Шукшина.
В работе использованы следующие методы и приемы исследования: сравнительно-сопоставительный, описательный, контекстуальный; анализ микрообразов и микротем.
В отличие от поэзии, категория цвета в прозе В. Шаламова нивелирована, носит приглушенный, как правило, монохромный характер. Специфика воплощения цветовой картины мира колымской прозы В. Шаламова отличается ахроматическим звучанием. Серость, монохромность северных колымских пейзажей, погодные туманно-дождевые метаморфозы, личные переживания и воспоминания моделируют замкнутый парадоксальный образ мира В. Шаламова. Цветность сужается до понятия серого и грязного, составляющих основной цветовой фон шаламовских новелл.
Д. Мережковский не раз подчеркивал, что с началом XX в. серость и зло стали синонимами. Характеризуя серый цвет, Андрей Белый замечает: «Воплощение от небытия в бытие, придающее последнему призрачность, символизирует серый цвет... Переход в неизвестное будущее (пугающее черное) из белого (осмысленного) бытия незаметен, призрачен, как наше настоящее. Лишь мгновение назад мы были в нем, а его уже нет» [1, с. 113].
Новелла «Причал ада» построена на контрасте хроматических дальневосточных и ахроматических серых колымских красок: После полнозвучных чистейших дальневосточных красок жизни на людей обрушился холодный мелкий дождь с беловато-мутного, мрачного, одноцветного неба... и косматые грязно-серые разорванные тучи [13, т. 2, с. 43]. Сероватый цвет парохода, моря, дождя, скал, окружавших бухту Нагаево, искусно передает цветовой фон ахроматического колымского пейзажа: Я глядел на пароход, прижавшийся к пирсу, такой маленький и пошатываемый серыми, темными волнами... Сквозь серую сетку дождя проступали мрачные силуэты скал, окружавших бухту Нагаево... Горячая осенняя яркость красок солнечного Владивостока осталась где-то там, в другом, настоящем мире. Здесь был мир недружелюбный и мрачный [Там же]. Доминирующий серый цвет колымской природы отражает психологическое состояние автора в атмосфере безысходности, серости, невозможности повернуть время вспять и что-либо исправить. Цветовое слово серый и его производные (темный-мрачный) метафоризируется, приобретая символику потери, утраты, фатальной обреченности: Я подумал - нас привезли сюда умирать [Там же].
В новеллах «Дождь» и «Сухим пайком» серый фон также является цветовой основой для создания бело-серых «графических» колымских картин: Дождь лил третьи сутки не переставая. На каменистой почве нельзя узнать - час льет дождь или месяц. Холодный мелкий дождь... Серый каменный берег, серые горы, серый дождь, люди в серой рваной одежде - все было очень мягкое, очень согласное друг с другом. Все было какой-то единой цветовой гармонией [Там же, с. 230]. Имена прилагательные, обозначающие серый цвет, являются стержневыми лексемами, на которых строится пейзажное описание новеллы.
В новелле «Первая смерть» В. Шаламов мастерски рисует колымские пейзажные реалии, выполненные в соответствии с законом ахроматического контраста (чтобы светлое пятно казалось еще светлее, необходимо присутствие темного фона): Мы видели на черном небе маленькую светло-серую луну, окруженную радужным нимбом, зажигавшимся в большие морозы [13, т. 2, с. 67]. Светло-серая луна на темном колымском небе служит предвестником и обрамлением трагического события. Пейзажные зарисовки с преобладанием серого цвета в новелле «Первая смерть» обозначают время и место действия трагического события, передают психологическое состояние героев новеллы, являются важной композиционной составляющей прозаического текста. В анализируемой новелле пейзажное фоновое лунное описание сообщает действию невероятное напряжение.
Лексема серый представлена в прозе В. Шаламова не только номинациями фокусного цвета и его оттенками (грязный, туманный), но и словами туман, грязь, в которых имплицитно содержится сема ‘серый’. В некоторых новеллах лексема серый подвергается семантическому переосмыслению, связанному с атмосферными метафорфозами. Среди существительных это лексемы туман, дождь, ливень, река. В новелле «Плотники» образ тумана обрамляет новеллу и содержит в себе двойной символический подтекст. Густой туман - это непогода, несвобода, внешняя и внутренняя скованность: Круглыми сутками стоял белый туман такой густоты, что в двух шагах не было видно человека. Впрочем, ходить в одиночку не приходилось. Немногие направления - столовая, больница, вахта - угадывались неведомо как приобретенным инстинктом, сродни тому чувству направления, которым в полной мере обладают животные и которое в подходящих условиях просыпается в человеке [Там же, с. 114]. Сущность конфликта новеллы выражается антитезой «туман / воля». Но и тема «воли» неразрывной нитью связана с туманным образом. Она предвосхищена в самом начале эпитетом белый туман, контрастирующим с грязью и серостью. Метафорическое определение туманный как «неясный, тусклый, непонятный, неопределенный» полностью совпадает с цветовыми характеристиками ахроматической лексемы. Следует заметить, что образ тумана как некоего покрова над миром, скрывающего иррациональное, что-то неподвластное разуму, был актуализирован в эпоху Серебряного века и долгое время оставался символом этого периода. Образ тумана у В. Шаламова является средством выражения психологического состояния человека, лишенного завтрашнего дня. Колористичность колымской трагедии трансформируется туманом, сумерками, нивелированием границ мира, погруженного в анабиотическое состояние-полусуществование.
В рассказах и крупных художественных полотнах (роман «Любавины») В. Шукшин использует цветовые лексемы в составе просторечных фразеологизмов, отличающихся эмоционально-экспрессивной окраской. Изучение цветообозначений, применяемых В. Шукшиным в прозе, показало многообразие как ахроматических, так и хроматических цветов. При этом автор тонко различает цветовые нюансы.
Как цветолексема, передающая внутренние психологические переживания героев, слово серый (как и названия оттенков этого цвета) встречается часто в рассказах В. Шукшина в описании глаз. Приведем примеры.
• «Классный водитель»: Весной, в начале сева, в выстрянке появился новый парень - шофер Пашка Холманский. Сухой, жилистый, легкий на ногу. С круглыми изжелта-серыми смелыми глазами, с прямым тонким носом, рябоватый, с крутой ломаной бровью, не то очень злой, не то красивый [14, т. 2, с. 127].
• «Из детских лет Ивана Попова» («Гоголь и Райка»): Райка, повернув голову, смотрит на нас дымчато-влажными глазами - она тоже ждет теленка... [Там же, с. 369].
• «Вечно недовольный Яковлев»: - Борис, Борис... - снисходительно сказал Яковлев, подавая руку давнему дружку и его жене, толстой женщине с серыми выпученными глазами [Там же, т. 3, с. 374].
• «Друг игрищ и забав»: Сын их Костя, двадцатитрехлетний, слесарь, тоже нервный, часто волнуется, но тогда не говорит - мало говорит - старается найти слова сильные, точные, не сразу их находит и выразительно смотрит темно-серыми глазами на того, кому он хотел бы найти эти слова [Там же, т. 3, с. 379].
• «Кукушкины слезки»: Она посмотрела на него. Глаза V нее серые, ясные [Там же, с. 264].
В рассказах «И разыгрались же кони в поле», «Ночью в бройлерной», «Сельские жители», «Солнце, старик и девушка» с категорией серого цвета связана семантика понятия «седина». Седой - значит доживший до седин и имеющий жизненный опыт, житейскую мудрость: Минутка долго шел рядом с окном, смотрел на отца. Отец тоже смотрел на него. Он сидел, навалившись на маленький столик, не шевелился. Был он седой, хмурый и смотрел все так же - внимательно и строго; Егор снял полушубок, шапку, пригладил заскорузлыми ладонями седеющие потные волосы, сел к столу; Старик сидел неподвижно... Шея тонкая, голова маленькая, седая; Первым пришел крепкий мужчина Пилипенко. Он был седовлас, сыт, колыхал запахом одеколона и дорогих сигарет [14, т. 2, с. 184, 100, 26; т. 3, с. 403]. В анализируемых новеллах производная лексема седой используется, как правило, в номинативном значении.
Другой пример функционирования цветолексемы серый встречается в рассказе «Классный водитель»: «Ваша серость меня удивляет», - сказал Пашка, вонзая многозначительный ласковый взгляд в колодезную глубину темных загадочных глаз Насти [Там же, т. 2, с. 131]. Метафорическое выражение ваша серость, имеющее ироническое значение, антонимично лексеме седой. Речь идет вовсе не о житейской мудрости, а о неосведомленности, житейской наивности, глупости.
Таким образом, в описании внешности человека (волос, глаз) рассматриваемая лексема способна помочь в раскрытии психологического состояния героя, но также может быть показателем антонимичных понятий (жизненный опыт, мудрость и, наоборот, его отсутствие, наивность).
В рассказах В. Шукшина довольно часто встречается другой оттенок серого цвета - серебристый. В переносном значении «мелодично звонкий, высокого тона» эта цветолексема встречается в описании птичьего пения в рассказе «Кукушкины слезки»: С неба льются мелко витые серебристые трели жаворонков [Там же, т. 2, с. 264]. И в прямом значении, т. е. «цветом напоминающий серебро», встречаем эту цветолексему в рассказе «Гринька Малюгин»: Бензохранилище - целый городок, строгий, правильный, однообразный, даже красивый в своем однообразии. На площади гектара в два аккуратными рядами стоят огромные серебристо-белые цистерны - цилиндрические, круглые, квадратные [Там же, т. 2, с. 116-117]. В рассказе «Внутреннее содержание» серебро, серебристый как оттенок серого играет контрастную роль с синим цветом, демонстрируя яркость, роскошь, внешнюю броскость и привлекательность: На сцену вышла девушка, одетая в красивое, отливающее серебром белое платье...; Девушка в серебристом платье ушла; Вышла полненькая, беленькая девушка в синем простеньком платьице [Там же, т. 2, с. 300].
Метафорическое значение серого цвета в значении «холодное орудие, бесчувственное и безжизненное» встречаем, например, в рассказе «Далекие зимние вечера»: Березка тихо вздрагивает и сыплет сверкающими блестками. Сталь топора хищно всплескивает холодным огнем, раз за разом все глубже вгрызается в белый упругий ствол [14, т. 2, с. 51]. Анализируемая цветолексема проявляется в выражении душевного состояния - страха, незащищенности в рассказе «Друг игрищ и забав»: Костя встал... И вынул из кармана пестик. И сразу без слов пошел на мужчину. Вмиг лицо мужчины сделалось серым... [Там же, т. 3, с. 386].
Необходимо отметить, что в прозе В. Шукшина цветолексема серый встречается в противоположных семантических вариантах. Так, в описании внешности человека (волос, глаз) она способна помочь в раскрытии психологического состояния героя, может быть как свидетельством жизненного опыта, так и показателем его отсутствия. Встречается цветолексема серый (и ее производные) в описании природы, окружающих предметов и т. д., но чаще всего - в портретной характеристике героев, передавая их психологическое состояние.
В авторской картине мира В. Шаламова и В. Шукшина лексема серый и ее производные используются по-разному. Анализ языка пейзажных зарисовок и психологических состояний героев новелл В. Шаламова показал, что серый цвет является одним из доминирующих в колымской прозе. В новеллах В. Шаламова серую цветовую характеристику получают следующие объекты художественного мира: колымский пейзаж; атрибуты жизни заключенных, их одежда; колымские постройки. В. Шаламовым активно задействованы такие производные серого, как грязный, туманный; основную смысловую нагрузку в них несут имена существительные, прилагательные, глаголы, обозначающие изменение цвета. Исследование также показало, что широкое распространение получили лексемы с абстрактной семантикой, передающие впечатление человека от колымских реалий: серость, грязь, темнота и т. п. В прозе В. Шукшина цветолексема серый и ее производные отличаются повышенной частотностью в описании природы, окружающих предметов, в портретной характеристике героев.
В заключение необходимо заметить, что в новеллах В. Шаламова аскетичный серый цвет является одним из магистральных. Проза В. Шукшина более разноцветна, лексема серый не является магистральной, а используется в равных пропорциях с хроматическими цветовыми словами.
Список литературы
1. Белый А. Собрание сочинений. Арабески. Книга статей. Луг зеленый. Книга статей. М., 2012.
2. Донецких Л.И. Эстетическое значение слова / отв. ред. Н.Ф. Иванова. Кишинев: Штиинца, 1982.
3. Кондакова Ю.В. Цветономинация в творчестве Окуджавы и Городницкого // Новая Россия: новые явления в языке и в науке о языке: материалы Всерос. науч. конф., 14-16 апр. 2005 г., Екатеринбург, Россия / под ред. Л.Г. Бабенко. Екатеринбург, 2005.
4. Коробов В.И. Василий Шукшин: вещее слово / вступ. ст. В.Я. Курбатова. 2-е изд. М.: Мол. гвардия, 2009.
5. Кульпина В.Г. Теоретические аспекты лингвистики цвета как научного направления сопоставительного языкознания: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2002,
6. Кульпина В.Г. Лингвистика цвета: термины цвета в русском и польском языках. М.: Моск. лицей, 2001.
7. Макевнина И.А. Поэзия Варлама Шаламова: эстетика и поэтика: моногр. Волгоград, 2017.
8. Соловьева Л.Ф. Поэтика цветописи в сборниках Анны Ахматовой «Вечер», «Четки», «Белая стая», «Anno Domini», «Подорожник»: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Казань, 1999.
9. Фрумкина P.M. Цвет, смысл, сходство: аспекты психолингвистического анализа / отв. ред. В.Н. Телия. М.: Наука, 1984.
10. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. М. : Академия, 2001.
11. Хисамова Г.Г. Русский национальный характер и его лингвистическое воплощение в произведениях В.М. Шукшина // Русский язык и культура в формировании единого социокультурного пространства России: материалы I Конгресса РОПРЯЛ. СПб., 14-18 окт., 2008 г.: в двух частях. СПб., 2008. Ч. U.C. 114-116.
12. Черницына Т.В. Коммуникативные стратегии похвалы и порицания в прозе В.М. Шукшина: моногр. Волгоград: ВолгГТУ, 2015.
13. Шаламов В.Т. Собрание сочинений: в 4 т. М.: Худож. лит, 1998.
14. Шукшин В.М. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Мол. гвардия, 1992.
15. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957.
Ирина Анатольевна Макевнина - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Волгоградского государственного технического университета. E-mail: makevnina_ira@mail.ru
Татьяна Владимировна Черницына - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Волгоградского государственного технического университета. E-mail: tatyana-chernicyna@yandex.ru