Переписка Шаламова со ШрейдеромЕще одна подборка писем Шаламова Шрейдеру Письмо Шаламова Шрейдеру о поэзии ________
Юлий Шрейдер,
«Варлам Шаламов о литературе» «Мое первое впечатление от встречи с Варламом Шаламовым было: как он прекрасен! Красивое, очень русское, чисто выбритое лицо северного типа с твердыми чертами, выразительный низкий голос, с неповторимыми интонациями заинтересованности в предмете беседы, статная фигура, значимость каждого слова.»
Юлий Шрейдер,
«Искушение адом», на сайте журнала Индекс/Досье на цензуру
«Литература для Шаламова отнюдь не была чем-то отделенным от жизни. Скорее, наоборот, литературный процесс и был его подлинной жизнью, а все остальное лишь необходимым жизнеобеспечением, к которому он предъявлял самые минимальные требования. Об этом свидетельствовал и сам образ его жизни, в котором все было посвящено гарантированию пригодных для него условий работы: никаких усилий ради минимального комфорта в еде, одежде или обстановке, никаких ненужных для работы или рабочего состояния встреч, никаких внелитературных целей. Предельно аскетичный образ жизни был вызван не только отсутствием материальных средств (в конце концов, есть роскошь бедняков), но и внутренней установкой на полную независимость от жизненных обстоятельств.»
Юлий Шрейдер,
«Духовная тайна Шаламова» Юлий Шрейдер,
«Граница совести моей» (Варлам Шаламов. Колымские тетради)»
«[…] советская интеллигенция не простила Шаламову его печально известное «отречение» и сразу отшатнулась от него, хотя подобные письма подписывали многие из читаемых и почитаемых.[…]
После этой публикации многие от него отшатнулись, вокруг него создалась почти пустота. Лично я даже внутри себя не могу давать никаких оценок поведению Шаламова. Его нравственное чутье несравненно выше моего.»
Юлий Шрейдер,
«Правда Солженицына и правда Шаламова» Юлий Шрейдер,
«Посмодернистское барокко» См. также другие материалы в сообществе, связанные с Шаламовым и Юлием Шрейдером
________
Шрейдер в
воспоминаниях Людмилы Зайвой о Шаламове
________
Блог, посвященынй Шрейдеру, «чрезвычайно талантливому и разностороннему человеку, математику, философу, богослову» (В. Борщев)
Переписка Рэма Баранцева и Юлия Шрейдера