В статье Вячеслава Огрызко
«Поэзия - дело седых» в газете Литературная Россия приведен отрывок из рецензии Адамовича на сборник стихов Шаламова "Дорога и судьба"
________
«Сборник стихов Шаламова, - духовно своеобразных и по-своему значительных, не похожих на большинство теперешних стихов, в особенности стихов советских, - стоило и следовало бы разобрать с чисто литературной точки зрения, не касаясь биографии автора. Стихи вполне заслужили бы такого разбора, и, вероятно, для самого Шаламова подобное отношение к его творчеству было бы единственно приемлемо. Но досадно это автору или безразлично, нам здесь трудно отделаться от «колымского» подхода к поэзии. Невольно задаёшь себе вопрос: может быть, хотя бы в главнейшем, сухость и суровость этих стихов есть неизбежное последствие лагерного одиночества, одиноких, ночных раздумий о той «дороге и судьбе», которая порой выпадает на долю человека? Может быть, именно в результате этих раздумий бесследно развеялись в сознании Шаламова иллюзии, столь часто оказывающиеся сущностью и стержнем лирики, может быть, при иной участи Шаламов был бы и поэтом иным? Но догадки остаются догадками, и достоверного ответа на них у нас нет».
Но всё-таки вершину творчества Шаламова составили не его стихи, а колымские рассказы.
Здесь может возникнуть вопрос, почему писатель не стал свои лагерные впечатления «втискивать» только в стихи. Я лично думаю, что ответ стоит поискать в «Таблице умножения для молодых поэтов», которую Шаламов составил ещё в юности. Свою теорему на эту тему писатель сформулировал в виде вопроса и ответа: «Нужно ли поэту писать прозу? Обязательно». А вот доказательство: «В стихе всего не скажешь, как бы высокоэмоциональным ни было то, что может быть сказано только в стихе. Поэт, пишущий прозу, обогащает и свою прозу, и свою поэзию. Единство, неразрывность, творческая и стилевая, - Пушкин, Лермонтов да и любой поэт могут быть поняты вместе со своей прозой».