Статья опубликована в сборнике "EUROPEAN SCIENTIFIC CONFERENCE. Сборник статей победителей IV Международной научно-практической конференции, Пенза, 6 июня 2017 года в 3 ч. Том. Часть 2", МЦНС Наука и Просвещение, Пенза, 2017.
Электронная версия - на сайте МЦНС Наука и просвещение.
_________
Воспитательное значение антропологии Шаламова в подготовке медиков
Раскрывается медицинская тема в специфической антропологии, представленной в произведениях Варлама Тихоновича Шаламова на основе опыта, пережитого им в лагерях. Фотографическое воспроизведение отрицательного лагерного опыта Шаламовым может стать для молодого поколения той «вакциной», которая позволит избежать пороков прошлого в стремлении усовершенствовать общество. В мировоззренческой подготовке будущих врачей при изучении философии и биомедицинской этики знакомство с медицинской тематикой в шаламовской антропологии будет способствовать расширению и углублению духовно-нравственных основ личностного жизненного мира студента-медика.
Несколько поколений в нашей стране в течение ХХ века пережили различные по масштабу войны и революции. С 1917 года в условиях конфликтов и потрясений складывалась социально - политическая система с идеологией классовой борьбы, в ходе которой предполагалась реализация гуманистических идеалов справедливости и равенства с ориентацией на построение бесклассового общества. Но при этом зачастую использовались неоправданно жестокие и бесчеловечные средства и методы. Миллионы людей прошли через гипертрофированную систему лагерей (ГУЛАГ).
В мировоззренческой подготовке будущих врачей важное значение при изучении вузовского курса философии имеет рассмотрение медицинской тематики в современной философской антропологии [1, с. 35]. Ряд произведений В.Т. Шаламова, раскрывающих отрицательный опыт в условиях лагерной жизни и затрагивающих различные аспекты медицинской темы, может быть использован в формировании активной гражданской позиции студентов-медиков.
При разработке лагерной темы, начатой Варламом Тихоновичем Шаламовым, пережитое им оформилось в его произведениях в специфическую антропологию. Родился Шаламов 5 (18) июня 1907 года в Вологде в семье священника. После окончания вологодской школы в 1924 году он переехал в Москву и работал два года дубильщиком на кожевенном заводе в Кунцеве. Проучившись на факультете советского права МГУ с 1926 г. по 1928 г., он был исключён «за сокрытие социального происхождения», поскольку указал, что его отец - инвалид, но не упомянул о том, что тот был священником.
В 1929 году Варлам Шаламов был арестован и приговорён к трем годам исправительно-трудовых лагерей за участие в подпольной троцкистской группе и за распространение дополнения к «Завещанию Ленина». После отбытия срока в Вишерском лагере (Вишлаге) в Соликамске Шаламов в 1932 году вернулся в Москву и занимался журналистикой. Он опубликовал несколько произведений, среди которых был рассказ «Три смерти доктора Аустино». В нем речь идёт о враче, расстрел которого дважды откладывали ради спасения беременной жены офицера «палачей». Поначалу Аустино отказался, пола¬гая, что ребенок может вырасти таким же зверем, как и его отец. Но затем он всё -таки согласился, ру¬ководствуясь человеколюбивыми мотивами, и, надеясь, что его казнь отложат хотя бы на сутки, пошел принимать роды. Когда задание было выполнено, он вынес младенца и сообщил офицеру, что его жена уже вне опасности. Однако надежда врача о возможном помиловании оказалась напрасной. Утром следующего дня он был расстрелян [2, с. 127]. В этом рассказе отчетливо видно отношение Шаламова к профессии врача. Аустино, как и многие врачи, ставшие персонажами шаламовских рассказов, несмотря на разрушающие не только тело, но и человеческую душу, условия, смогли сохранить человечность и остаться людьми. Медицинская тематика приобрела особую значимость в шаламовских произведениях, демонстрируя трагичный контраст в человеческих взаимоотношениях того времени.
После ареста в январе 1937 года за «контрреволюционную троцкистскую деятельность» Шаламов был осуждён на пять лет лагерей, которые он отбывал в Северо-восточном лагере (Севвостлаге) на Колыме. Прошёл таёжные «командировки», работал на приисках «Партизан», «Чёрное озеро», несколько раз оказывался на больничной койке из-за тяжёлых условий Колымы. Пробыв на свободе около года, 22 июня 1943 года он был осужден за антисоветскую агитацию, но уже на десять лет с последующим пятилетним поражением в правах. Агитация, по словам самого Шаламова, состояла лишь в том, что И. А. Бунин был им назван русским классиком.
После окончания в 1946 году восьмимесячных фельдшерских курсов Шаламов получил возможность работать в лагерном отделении Центральной больницы Дальстроя в посёлке Дебин на левом берегу Колымы и на лесной «командировке» лесорубов. Сопричастность врачебной практике в последующем сыграла важную роль в жизни Варлама Тихоновича и нашла отражение в его творчестве. В цикле рассказов «Левый берег» сюжеты о врачах становятся приоритетными. В бесчеловечных условиях ГУЛАГа Шаламов показывает способность представителей этой профессии оставаться сострадательными и милосердными. Порой кажется, что врачи в шаламовских рассказах отрешаются от всего, что не имеет прямого отношения к их профессии. Ярким примером является хирург Брадуэ из рассказа «Прокуратор Иудеи». После смещения с прежней должности начальника отделения из-за судимости, Брадуэ не держал злости на нового начальника. Все его мысли занимала хирургия. «И Браудэ командовал, резал, ругался. Браудэ жил, забывая себя, и хоть в минуты раздумья часто ругал себя за эту презренную забывчивость - переделать себя он не мог.» [3, с. 184]
В лагерных условиях врачи имели особый статус и власть при оказании помощи заключенным. «Блатные демонстративно выражали свое уважение к работникам медицины, обещали им всяческую свою поддержку, выделяя врачей из необъятного мира «фраеров» и «штымпов» [4, с. 143]. Даже заключенные, назначенные санитарами, становились божествами в глазах других таких же арестантов, как он. «Крист надел халат и стал божеством» [5, с. 140]. В рассказах Шаламова не раз упоминается, что задержаться в больнице - один из самых надежных способов выживания. Врачи, даже в условиях лагерной жизни, остаются теми немногими, кто способен противостоять системе унижения и уничтожения человеческой личности.
В произведениях Шаламова представлена антропология, раскрывающая «расчеловечивание» в условиях лагерной жизни. В рассказе «Причал ада» описываются перемены, происходившие в процессе отбывания заключения: "счастливчик, поймавший хлеб, делил его между всеми желающими - благородство, от которого через три недели мы отучились навсегда" [6, с. 110]. ГУЛАГ, его рабские условия выжигали все доброе, что было в людях. В рассказе «Сухим пайком» автор пишет: «Все человеческие чувства - любовь, дружба, зависть, человеколюбие, милосердие, жажда славы, честность - ушли от нас с тем мясом, которого мы лишились за время своего продолжительного голодания. В том незначительном мышечном слое, что еще оставался на наших костях... размещалась только злоба - самое долговечное человеческое чувство» [7, с. 35]. Но несмотря на все тяготы и лишения, которые испытывали заключенные, среди них каким-то чудом все же находились те крошечные «островки добра», которые оставляли читателю ощущения праздника. Одним из таких примеров является рассказ «Лида», где зэк Криста, позднее ставший фельдшером, укрыл в больнице секретаршу Лиду от преследований со стороны её начальника, не рассчитывая при этом на какое-либо вознаграждение. Впрочем, его добро все-таки вернулось к нему в будущем, когда девушка помогла ему избавиться от литеры Т в его личном деле, способной поставить крест на его будущем.
Сегодня нет ГУЛАГа. И нужен ли тот опыт, который описывает Шаламов в своих произведениях нынешнему поколению? Сам автор «Колымских рассказов» считал лагерь отрицательным опытом, о котором человек не должен ни знать, ни даже слышать о нем. Но отрицание отрицательного может давать положительный эффект. Сегодня произведения Варлама Шаламова включены в курс школьной программы. Фотографически представленная в них антропология может стать для молодого поколения той «вакциной», которая позволит избежать пороков прошлого в стремлении усовершенствовать общество. Медицинская тематика, присутствующая в антропологии Шаламова, и знакомство с ней придаёт особую значимость в подготовке будущих врачей. В современном обществе расчеловечивание может принимать более изощрённые формы чем те, которые описаны Шаламовым. В мировоззренческой подготовке будущих врачей при изучении философии и биомедицинской этики знакомство с медицинской тематикой в шаламовской антропологии будет способствовать расширению и углублению духовно-нравственных основ личностного жизненного мира студента-медика.
Список литературы
1. Михайлов А.Е. Мировоззренческая подготовка будущего врача. Вятский медицинский вестник. - 2017. - № 3. - С. 34-39.
2. Шаламов В.Т. Три смерти доктора Аустино. Журнал «Октябрь», № 1, М., 1996, с. 127.
3. Шаламов В.Т. «Прокуратор Иудеи». Собрание сочинений в четырех томах. Т.1. - М.: Художественная литература, Вагриус, 1998. - С. 183 - 185.
4. Шаламов В.Т. Собрание сочинений в четырех томах. «Красный крест» Т.1. - М.: Художественная литература, Вагриус, 1998. - С. 141 - 148.
5. Шаламов В.Т. Собрание сочинений в четырех томах. «Смытая фотография» Т.2. - М.: Художественная литература, Вагриус, 1998. - С. 140 - 143.
6. Шаламов В.Т. Собрание сочинений в четырех томах. «Причал ада» Т.2. - М.: Художественная литература, Вагриус, 1998. - С. 109 - 110.
7. Шаламов В.Т. Собрание сочинений в четырех томах. «Сухим пайком» Т.1. - М.: Художественная литература, Вагриус, 1998. - С. 34 - 47.
Михайлов Андрей Евгеньевич
Артемов Евгений Алексеевич
Загоскин Антон Александрович