Марк Головизнин. "Зырянский след в творческих исканиях Варлама Шаламова"

Sep 07, 2017 16:22

Тезисы статьи опубликованы в сборнике "XII Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Ижевск, 3-6 июля 2017 г." - Москва; Ижевск: ИЭА РАН, УИИЯЛ УрО РАН, 2017. Электронная версия - на сайте Чувашского государственного института гуманитарных наук.

_________

Зырянский след в творческих исканиях Варлама Шаламова

«Зырянская тема» в русской литературе имеет полуторавековую историю, произведения П.В. Засодимского, К.Ф. Жакова и других раскрыли мир северного человека, чувство природы, ввели в литературу немало этнографических реалий. Варлам Шаламов, родившийся в Вологде поэт, прозаик, а также медик и узник ГУЛАГа, писал: «...Отец мой родом из самой темной лесной усть-сысольской глуши, из потомственной священнической семьи, предки которой еще недавно были зырянскими шаманами ... из шаманского рода, незаметно и естественно сменившего бубен на кадило...» Архивные документы великоустюгских священников Шаламовых, и отсутствие у зырян шаманов с бубнами позволяют предположить мифологизацию писателем биографии своих предков. Автобиографическая проза показывает, что Шаламов обращался к «шаманству», размышляя над его истоками. Возможно, мифологическая «шаманская наследственность» давала Шаламову возможность утвердиться в предназначении творца. Еще один аспект проблемы можно назвать социологическим. Речь идет о земляке и «любимом герое отца» Шаламова, социологе и этнографе коми Питириме Сорокине, истоки научных теорий которого, по мнению писателя, «уходят в вологодскую глушь». Размышления Шаламова о воздействии голода на поведение человека, звучащие в его «Колымских рассказах», не случайно аналогичны размышлениям и выводам П. Сорокина, высказанным в книге «Голод как фактор».

Головизнин Марк Васильевич, Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова (Москва), mvasilef@mail.ru

Марк Головизнин, Варлам Шаламов, биография, миф

Previous post Next post
Up