Статья опубликована в журнале "Вестник Южно-Уральского государственного университета", серия: Социально-гуманитарные науки, выпуск № 17 (72) / 2006.
Электронная версия - на сайте twirpx.
_________
Концепты растительного мира в «Колымских тетрадях» В. Т. Шаламова (материалы к поэтике)
Тема природы занимает значительное место в творчестве В.Т. Шаламова в целом и в поэтическом сборнике «Колымские тетради» (1937-1956) в частности. «Сквозная тема поэтических размышлений Шаламова - это тема сложных связей человека и природы, понимаемой по-тютчевски мудро и многогранно» [1, с. 12]. Как поэт, Шаламов ощущал себя «инструментом, с помощью которого высказывается природа» [2, с. 296]. По его мысли, поэт - это «переводчик с языка природы на обычный человеческий язык» [2, с. 296]. Осуществить этот перевод может только человек, наделенный особым «чувством природы», которое Шаламов понимал так: «Пейзажной лирики нет, но есть чувство природы, без которого поэт-лирик существовать не может. Это чувство природы есть детская способность увлеченно беседовать с птицами и деревьями, понимать их речь, как понимал ее Маугли, и уметь переводить эту речь на язык человека. Это чувство природы есть способность сосредоточить свои душевные силы на грозах и бурях, на солнечном свете, на шуме дальней реки, на тревожных красках заката. Все, что происходит в природе, замечается и измеряется: ему дается название с помощью сравнения, образа. <...> Это чувство есть способность найти в природе человеческое, найти то, что объединяет человека с внешним миром» [3, с. 329]. Шаламов был одарен этим чувством в полной мере и сам сознавал это. «Я хорошо, мне кажется, чувствую природу <.. >», - писал он в статье «О книжности и прочем» [4, с. 336]. А в стихотворении «Розовый ландыш» находим такие строки:
Я слышу, как растет трава,
Слежу цветка рожденье.
И, чувство превратив в слова,
Сложу стихотворенье [5, с. 14].
«Чувство природы, свойственное поэту-лирику, есть всегда чувство родной природы» - читаем мы в статье Шаламова «Пейзажная лирика» [3, с. 331]. Волею судеб «родной» для поэта стала природа Колымского края. «Он разглядел многое в природе Дальнего Северо-Востока, чего вообще наша литература не касалась до него. Меня особенно привлекает то, как он изнутри чувствует душу растений» [6, с. 744].
Образы растительного мира, действительно, достаточно глубоко разработаны в творчестве Шаламова. Некоторые из них имеют концептуальное значение и входят в концепта сферу поэта. В настоящей работе была поставлена задача выявления концептуально значимых образов растительного мира, представленных в «Колымских тетрадях». Были обнаружены и классифицированы лексические единицы, входящие в лексико-семантическую группу «Растительный мир». При определении количества употреблений данных единиц однокоренные слова объединялись в группы, названия которым давали либо наиболее частотные в каждой группе имена существительные, либо имена существительные, являющиеся производящими (с формальной и семантической точек зрения) для слов, использованных в тексте (табл. 1).
Таблица 1
Основываясь на полученных данных, необходимо было выяснить, какие из слов являются ключевыми, так как известно, что «большое значение для формирования концептов имеют повторяющиеся в тексте слова, называемые по-разному: слова-лейтмотивы, лексические доминанты, но чаще - ключевые слова» [7, с. 109]. Поскольку высокая частота употребления - один из главных признаков ключевых слов, необходимо было выявить наиболее частотные слова в группах. Для этого мы определили среднюю частоту употребления слов в каждой группе и сравнили с ней частоту употребления каждого слова. Наиболее частотными были признаны единицы, частота употребления которых выше средней величины. Результаты этого анализа представлены в табл. 2.
Таблица 2
Использование слова в сильной позиции текста - в позиции заглавия - может либо подчеркивать «ключевой» статус слова, признанного таковым на основании высокой частоты его употребления, либо указывать на возможность присвоения данного статуса слову, не являющемуся частотным. Дополнительным аргументом в пользу того, что слово является концептуально значимым, может быть разработка словообраза в других художественных произведениях автора, наличие информации об обозначаемом данным словом предмете в мемуарном и эпистолярном наследии автора, в воспоминаниях современников о нем. В связи с этим в ходе решения поставленной в работе задачи необходимо было узнать, какие единицы лекси-ко-семантической группы «Растительный мир» входят в заглавия стихотворений «Колымских тетрадей». Из слов, признанных ключевыми на основании высокой частоты их употребления, в названиях стихотворений используются следующие слова: ветка - «Ветка», тайга - «Тайга», сосна - «Сосны срубленные» и «Стихи в честь сосны», ландыш - «Розовый ландыш», мак - «Мак». Из слов, не входящих в число наиболее частотных, в позиции заглавия встречаются слова: пень - «Пень», роща - «Роща», стланик - «Стланик». Примером дополнительных аргументов в пользу признания слова ключевым, а следовательно концептуально значимым, может служить комментарий В.Т. Шаламова к стихотворению «Стланик»:
«Стланик» - одно из главных моих стихотворений, как по «техническим достоинствам», так и удаче в новизне темы, в находке, а также сущности моего понимания взаимоотношений человека, природы и искусства. У меня есть и рассказ с этим названием <...>» [3, с. 471].
Итак, в «Колымских тетрадях» В. Т. Шаламова нами были обнаружены следующие концепты растительного мира: куст, дерево, трава, цветок; стланик, яблоня, береза, клен, та, тополь, лиственница, сосна; брусника, василек, ландыш, мак, мох;
пень, ветка, лепесток, лист, хвоя; роща, сад, тайга, лес. На наш взгляд, эти концепты нуждаются в лингвокульторологическом анализе, результаты которого могут быть использованы при исследовании концептосферы творчества В. Т. Шаламова.
Литература
1. Громов, Е. Трагический художник России // Шаламов В. Несколько моих жизней: Проза. Поэзия. Эссе / Е. Громов / сост. и прим. И.П. Сиротинской. - М.: Республика, 1996. - С. 5-14.
2. Шаламов, В.Т, Таблица умножения для молодых поэтов // В.Т. Шаламов. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. Четвертая Вологда; Вишера. Антироман; Эссе; Письма / Сост., подгот. текста, примеч. и послесл. И. Сиротинской. - М.: Худож. лит.; Вагриус, 1998. - С. 295-300.
3. Шаламов, В.Т. Пейзажная лирика // В.Т. Шаламов. Собрание сочинений. В 4 т, Т. 4. Четвертая Вологда; Вишера. Антироман; Эссе; Письма / Сост., подгот. текста, примеч. и послесл. И. Сиротинской. - М. : Худож. лит., Вагриус, 1998. - С. 328-332.
4. Шаламов, В.Т. О книжности и прочем // В.Т. Шаламов. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. Четвертая Вологда; Вишера. Антироман; Эссе; Письма / Сост., подгот. текста, примеч. и послесл. И. Сиротинской. - М. : Худож. лит.; Вагриус, 1998. - С. 335-338.
5. Шаламов, В.Т. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 3. Стихотворения / В.Т. Шаламов. Сост., подгот. текста и примеч. И. Сиротинской. - М. : Худож. лит.; Вагриус, 1998. - 526 с.
6. Иванов, Вяч. Вс. Аввакумова доля // Вяч. Вс. Иванов. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том П. Статьи о русской литературе. - М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 738-744.
7. Бабенко, Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: Учебник для вузов / Л.Г. Бабенко. - М. : Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. - 464 с.
Валерия Николаевная Гончарова, кафедра русского языка и литературы ЮУрГУ, Челябинск