На театральной платформе екатеринбургского «Ельцин-центра» состоялась премьера спектакля по рассказам Варлама Шаламова Каждый расстрелянный, замученный, искалеченный, расчеловеченный - преступление сталинского режима. И чтобы не только понять это, но и почувствовать, прочувствовать, необходимо читать произведения Варлама Шаламова.
Их нужно издавать огромными тиражами, раздавать каждому человеку, нужно читать его рассказы по радио, телевидению, со сцены. И спектакль «Колымские рассказы» театральной платформы «В Центре», располагающейся в «Ельцин-центре», - очень важное событие не только культурной, но и общественной жизни Екатеринбурга.
В спектакле нет ярко выраженного сюжета. Впрочем, как и в циклах рассказов Шаламова. Ему нередко задавали вопрос: «Почему вы не пишете одно большое произведение о Колыме?» На что Варлам Тихонович отвечал, что если покажет все происходящее глазами одного, выжившего героя, ему не поверят. Сам Шаламов считал чудом, что уцелел, не сошел с ума, не стал животным. Абсолютное большинство тех, с кем он был в колымских лагерях, погибли. Физически, нравственно.
Отталкиваясь от рассказов Шаламова, создатели спектакля - автор инсценировки Ярослава Пулинович, режиссер Алексей Забегин, художник Константин Соловьев и саунд-дизайнер Лиза Неволина, а также актеры Дмитрий Зимин, Ильдар Гарифуллин и Александр Фукалов показали истории тех, кто сгинул там, на Колыме.
Не раз звучат слова «Север», «золото». Золото добывают заключенные. Ради золота из них выжимают последние силы, морозят, избивают. Но настоящее золото, золото Севера, - это люди. Каждый из которых неповторим, полезен не только как рабочая сила. Но их уничтожают партию за партией, складывают их трупы «штабелями, как дрова»…
В спектакле почти нет театральных приемов, декораций, реквизита. Лишь бочка-печка по центру площадки и белый, видимо, символизирующий зимнюю тундру, экран на стене. Актеры не разыгрывают действие, а рассказывают, рассказывают под жуткие звуки бурана, хомуса, потрескивание перемороженного льда…
Здесь нет рассуждений о политике, о том, кто умирает за дело, а кто безвинно. В произведениях Шаламова вообще очень мало о вине и невиновности.
Ведь и он сам, как бы мы сказали сегодня, абсолютный «левак», ленинец, десятилетия носил на себе ярлык «фашистской сволочи». Есть люди, их судьбы, их гибель.
И продирает мороз ужаса, когда, сидя над сценой - пространство платформы устроено так, что зрители словно бы сжимают сцену с двух сторон, почти нависают над нею, - слушаешь о тех, кто сгинул, стал окоченевшим поленом в длинных штабелях… <...>
Читая романы писателей конца XIX столетия - русских, английских, немецких, французских, - часто можно встретить мысль: «Мы европейцы, люди просвещенного века, в котором не повторится деспотия древности, ужасы инквизиции, не прольются потоки крови революций и гражданских войн, завоевательных походов. ХХ век перекрыл количество убитых, замученных, искалеченных чуть ли не всей предыдущей истории человечества».
Сегодня утверждают, что новый Гитлер, новый Сталин невозможны. Но неплохо бы «навести порядок, покончить с провокаторами и врагами». Каким способом? А способ история знает только один - уничтожение неугодных и тех, кто может стать неугодным.
Произведения Шаламова - это не только документ о том, что было. Это и предупреждение, предостережение. Всё может повториться.
И поэтому на такие спектакли, как «Колымские рассказы», нужно ходить. По крайней мере чтобы не влиться в хор тех, кто требует «покончить и навести порядок». Чтобы оставаться человеком.
Роман Сенчин