Борис Биргер. Прижизненный портрет Шаламова, 1967

May 15, 2011 00:43



"В 1967 году я попросил попозировать Варлама Тихоновича Шаламова, с которым я познакомился у Н. Я. Мандельштам.
После многих лет живописных поисков, когда я писал в основном натюрморты, изредка интерьеры и пейзажи, это была, пожалуй, первая работа, где движение цвета и формы начало, наконец, соединяться и открыло мне возможность подойти к психологическому портрету. Искусству забытому в конце двадцатого века. Да, возможно, и ненужному нашему времени?
Передо мной сидел человек страшной, нечеловечески страшной судьбы. Я хотел написать в трагической манере - но разве это слово из лексикона классического театра и литературы может хоть сколько-нибудь обозначить двадцать лет ада, в котором находился автор «Колымских рассказов»? А ведь он вернулся из ада более человечным, чем я, проживший благополучную жизнь... Какое мне было дело во время работы над портретом, что нужно и что не нужно двадцатому веку? Оставить на портрете хоть частичку его судьбы, его души - вот что было важно.
К сожалению, мои возможности были тогда еще очень ограничены - портрет Варлама Тихоновича - это только подход к психологическому портрету. [...]
В том же году был написан и портрет Надежды Яковлевны Мандельштам."
Из воспоминаний Бориса Биргера на сайте Кругозор

UPD

Борис Биргер:

“Надежда Яковлевна мне дала прочесть его рассказы. «Колымские рассказы» - это вещь великая. Я не боюсь этого слова. Мне очень захотелось написать его портрет. Я долго его уговаривал. Он не соглашался. Потом произошел один смешной эпизод у Надежды Яковлевны, после которого он согласился позировать. Какой-то молодой человек, очевидно, в силу комплекса самоутверждения стал очень ругать натюрморт Вейсберга, который висел на стене у Надежды Яковлевны. Я слушал, слушал, потом мне стало как-то ужасно противно, ну человека нет, замечательного художника, так некрасиво ругает. И я даже сам не заметил, как взял его за шиворот и выкинул его за дверь. И потом, страшно испугавшись, что я в чужом доме, в общем, воспитанный человек сделал бог знает что, бросился к Надежде Яковлевне извиняться. Надежда Яковлевна смеется: «Да вы пальто хотя бы ему дайте». И вдруг я увидел, что ко мне кидается Шаламов. Я даже испугался. Он просто кинулся на меня, схватил мою руку, стал трясти и говорить: «Спасибо, я поверил, что есть еще люди, которые могут что-то такое сделать для своего друга. Вы меня так обрадовали. Можете писать портрет». Сразу так, без перехода: «Можете писать портрет». И мы с ним договорились, на следующий день начали писать портрет”.
Цитируется по книге "«Посмотрим, кто кого переупрямит…». Надежда Яковлевна Мандельштам в письмах, воспоминаниях, свидетельствах", сост. П. Нерлер, изд. АСТ, М. 2015.



Биргер рисовал "элиту" либеральной интеллигенции, диссидентов и артистического мира: Сахаров и Елена Боннэр, Надежда Мандельштам, Войнович, Аксенов, Копелев, Искандер, Окуджава, Галич, Юлий Даниэль, Эдисон Денисов, Алла Демидова и т.д. Среди них оказался Варлам Шаламов, откликнувшийся стихотворением "Живопись".

___________

О Борисе Биргере в блоге Дмитрия Евтушенко
Биргер в альманахе Порт-фолио

Портрет Шаламова, отреставрирован Ольгой Карпачевой



«...В больших групповых портретах друзей, в которых за столом восседают Окуджава, Войнович, Балтер, Искандер, Чухонцев, обряженные в фантастические одежды и шутовские колпаки, вместо обычного веселья дружеской пирушки преобладает атмосфера какой-то тихой сосредоточенности, объединяющей этих людей. Его портреты А. Сахарова, Синявского, Л. Копелева, Н.Я. Мандельштам входят в созданную им целую галерею образов выдающихся людей того времени.»
Игорь Голомшток, "Воспоминания старого пессимиста", с сайта Журнальный зал

__________

UPD

Портрет Шаламова работы Биргера, который купила Вологодская картинная галерея - центральный экспонат выставки "Варлам Шаламов и Вологда", 2012, посвященной 105-летию со дня рождения писателя.
"Полотно было написано в 1967 году. По словам музейщиков, его отличают невероятно темные цвета.
«Биргер в то время так писал. Он не был художником, который любит яркий колорит. У него тяжелые густые маслянистые мазки. [...]», - рассказала старший научный сотрудник Шаламовского дома Елизавета Коновалова.
Писатель с художником познакомились в доме Надежды Мандельштам. Картина была написана с натуры. «Биргер попытался передать движение, внутреннее свечение, позу, мимику Шаламова. Шаламов был не простым человеком, он не хотел позировать, Биргер долго его уговаривал. Художника поразили руки. Шаламов был болен болезнью Паркинсона и выглядел очень болезненно»."
"Уникальный портрет Варлама Шаламова..." , с сайта Новости Вологодской области
________

Наталия Биргер. О муже Борисе Биргере, о жизни, друзьях и о времени (к 90-летию художника), с сайта радиостанции Эхо Москвы.

__________

"Что касается конкретно лагерных историй, то когда я делал выставку «Оттепель», мы столкнулись с отсутствием материала. Это художники, которые прошли лагеря, такие, как Борис Свешников, за антисоветскую агитацию. <...>
Это Борис Биргер, портрет Варлама Шаламова в 1960-е годы. Биргер был художником, начинавшим очень успешную карьеру соцреалиста, но в середине 1950-х уничтожившим все свои работы под влиянием Фалька <...>.
Шаламов здесь возникает из света. Он возникает из пространства. Это чистый дух. Здесь уже никакого тела не прощупывается в принципе. Шаламов не хотел позировать, но Надежда Мандельштам, которая познакомила Биргера с Шаламовым, настояла. Он категорически отказывался, но Биргеру был очень важен этот образ.
«Колымские рассказы» Шаламова не публиковались вплоть до Перестройки. Они гуляли в самиздате, в отличие от «Одного дня Ивана Денисовича» Солженицына знаменитого, который был санкционирован Хрущевым лично..."
Кирилл Светляков, кандидат искусствоведения, лауреат премии имени Сергея Курёхина, в лекции "Лагерная тема в рисунках и фильмах" (курс «От авангарда до современности») на сайте Magisteria.


Борис Биргер, русская литература, Варлам Шаламов, биография, диссиденты

Previous post Next post
Up