Семья Гудзей. Виражи искупления

Jul 05, 2015 23:16

В блоге jurikan выложена статья гродненского журналиста и краеведа Юрия Комягина о судьбе сына шаламовского шурина Бориса Гудзя (Шаламову он, стало быть, приходится шуричем, его первой жене Галине - племянником, а его дочери Елене - двоюродным братом) Юнака Гудзя. Делаю перепост.

Слово на букву "С" для Варлама Шаламова

Справедливость, сознательность, соучастие, старость, свобода, суть, спасение... Любое из этих слов мог бы взять для своего рассказа Варлам Шаламов. Но он выбрал другое - "сентенция". Слово, которое вернуло литературного героя (и, несомненно, автора) к жизни. К жизни, несмотря на колымскую мглу. Ему выпало выжить. И стать Свидетелем. И рассказать обо всем.
А Борис Гудзь вообще очень удачно Соскочил с той колесницы. А ведь к нему, похоже, совсем близко подкатила тачка ОСО - две ручки и одно колесо. Но Борис Гудзь разглядел опасный транспорт и нырнул в какой-то овражек. Чекист Борис Гудзь Стуканул на Варлама Шаламова и тем самым Спасся Сам.
Муж сестры Гудзя - Варлам Шаламов - отправился на Колыму. Его жена с маленькой дочерью - в Ссылку, но в южные края. Другая Сестра Гудзя тоже попала под замес - и тоже угодила на Колыму, откуда вернуться ей было не суждено. Самого Бориса из Славной касты чекистов поперли. Пришлось простым водителем автобуса поработать - все же не тачку с золотой породой гонять.
Когда Варлам Шаламов почти из загробного мира появился в Москве, Борис Гудзь очень удивился и стал сообщать куда следует о безнаказанно разгуливавшем по московским улицам враге народа. Но времена уже поменялись. Вскоре Варлам Шаламов вообще стационарно поселился в славной столице нашей родины - городе-герое Москве. И не просто поселился, а стал писать рассказы, потрясшие всех, кто их Смог прочитать.
А Борис Гудзь куда-то исчез С горизонта, оставаясь, как и положено Сотруднику Спецслужб, в тени. Он появился на поверхности уже в перестроечные годы, а чуть позже вообще замелькал на телеэкранах. Ну, как же, Старый чекист и куратор знаменитого Рихарда Зорге и прочее, прочее, прочее. Борис Гудзь намного пережил своего опального родственника и умер под самый конец 2006 года в Солидном 104-летнем возрасте.
У Бориса Гудзя был Сын, которого звали Юнак. В белорусском языке это слово означает "юный", однако вряд ли белорусские ассоциации подвигли так назвать мальчика. Скорее всего, тут зашифровано что-то типа "юный антифашист-коминтерновец" ( а родилась бы девочка, могли бы назвать Даздрапермой - "Да здравствует Первое мая!"). Юнак Гудзь появился на свет в 1924 году и принадлежал к тому поколению советских людей, у которых выпускной школьный вечер выпал на субботу 21 июня 1941 г. На войне Юнак стал младшим лейтенантом, переводчиком в 5-м гвардейском танковом корпусе. Домой не вернулся. В 4-м томе Книги памяти погибших и пропавших без вести в ту войну москвичей сказано, что Юнак Гудзь погиб 30 ноября 1944 г. и похоронен в одном из венгерских населенных пунктов.
Журналистка из "Московской правды" написала статью, посвященную 100-летию славного чекиста Бориса Гудзя. Я обнаружил это сочинение на официальном сайте ФСБ России. Журналистка пишет: "На войну ушел Юнак Борисович, единственный сын Гудзя... Он погиб в 21 год под Будапештом в 1944. Боль от этой потери никогда не проходит. У рабочего стола отца всегда висит фотография Юнака - красивый был парень, типичный интеллигент, с высоким лбом, большеглазый, светлая ему память!"
Журналистка из "МП" пишет в этаком сентиментально-глумливом тоне. Большой лоб? Как у Владимира Ильича Ленина? Типичный интеллигент? А в чем это выражалось? Корреспондентка даже не поинтересовалась, как погиб Юнак (и почему, если он родился в 1924, а погиб в 1944 - ему 21 год?). Между тем, Юнак Гудзь вполне мог дожить до Победы. 30 ноября 1944 г. он покончил жизнь Самоубийством. Получается, что 20-летний паренек ответил за все.
А Борису Гудзю Судьба отпустила больше века жизни.
Стылый ноябрь. Нет, не так.
Суд, совесть, сердце, спуск, смерть, смерть...



семья, Варлам Шаламов, Борис Гудзь

Previous post Next post
Up