Письмо Шаламова по поводу встречи Эренбурга с читателями, 1934. В защиту соцреализма

Oct 28, 2013 14:01


В книге Вячеслава Попова и Бориса Фрезинского с длинным названием "Илья Эренбург : Хроника жизни и творчества (в документах, письмах, высказываниях, сообщениях прессы, свидетельствах современников) 1932-1935 годы. Том 3", Санкт-Петербург,: изд. Библиотека РАН, 2001, на стр. 194 (Хронология 1934 года) приведено письмо, вернее, фрагмент письма Шаламова в "Литературную газету" по поводу публикации материалов о встрече Ильи Эренбурга с читателями журнала "Смена". Письмо хранится в РГАЛИ, фонд 634 (редакции "Литературной газеты").

28 октября

"Известия" публикуют статью И.Э. [Эренбурга] "Русская душа".
- "Литературная газета" публикует материалы о встрече И.Э. с читателями журнала "Смена".
В. Шаламов пишет в газету по этому поводу: <..> Писатели мало интересуются вопросами техники и на эту сторону меньше всего обращают внимания. Часть писателей даже пытается принципиально обосновать ненужность изучения техники для писателей <..> Кажется в высшей степени странным ответ т. Эренбурга на вопрос молодых писателей "Смены": "Изучали ли вы технику строительства, когда писали "День второй"? "Я не считал это нужным. Я считал потерянным то время, которое уходило только на это. Они (рабочие) говорили с любовью, с восторгом, с интересом, и мне важно было, какую роль это (металлургия) играет в их жизни. А то, как применяется тот или другой метод плавки чугуна, меня не интересовало. Я об этом знал до того, как попал на металлургический завод. Но я бы не выдержал примитивного экзамена по этому вопросу. Если это в моих возможностях, то я даю на проверку то, что пишу о технике, специалисту, чтобы не было тех ляпсусов, которые непривычны человеку, знакомому с этим вопросом".
По видимому, дать "День второй" на просмотр специалисту тов. Эренбург не успел, ибо прокатные станы в этой вещи называются "станками". Но подобное - не главное. Главное же, конечно, в том, что при подобном "небрежении" к технике писатель лишается возможности показать героя наиболее полноправно, а сам роман утрачивает свою познавательную ценность - требование, которое должно быть предъявлено всем произведениям соцреализма <...>
В.Т. Шаламов, М., 34, Чистый пер. 8, кв.7
РГАЛИ, ф.634, оп.1, ед. хр.116, л.12-13


совпис, архив, тридцатые годы, Варлам Шаламов, Илья Эренбург, переписка, биография

Previous post Next post
Up