Плодом тесного общения Шаламова с известным филологом и философом лагерником
Леонидом Ефимовичем Пинским стало, как известно, самиздатское собрание сочинений Шаламова под редакцией Пинского из пяти томов прозы - "Колымские рассказы" - и двухтомника стихов - "Колымские тетради".
Календарные записи жены Пинского переводчицы Евгении Лысенко, хранящиеся в ее архиве, отмечают кроме прочего встречи хозяев дома с Шаламовым.
Ниже представлены фрагменты этих записей с упоминанием посещений Шаламова, Н. Мандельштам и Натальи Столяровой (включил их как лиц, тесно связанных с Шаламовым во второй половине шестидесятых годов). Присутствует также Лилиана Лунгина, при содействии которой рукопись "Колымских рассказов" в 1968 году была передана Шаламовым на Запад в издательство Летр-Нувель, Париж, для издания на французском.
Записи Е. Лысенко крайне лапидарны и, конечно, не фиксируют всех визитов Шаламова, да и массы других людей - Пинский был человеком общительным и открытым, и дом его представлял собой своего рода интеллигентско-диссидентский салон, если это слово уместно для советских, обычно кухонных, сборищ и "посиделок". Вот что
рассказывает, например, Александр Гинзбург:
"Помню как сейчас, одну из квартир писательского дома у метро «Аэропорт» в дни процесса [Синявского и Даниэля] и сразу после него. Люди собирались здесь каждый день, чтобы своими глазами увидеть и прочитать то, что доходило до нас из зала суда. [...]
Все это читали вслух, часто тут же перестукивали на машинке и потом до хрипоты обсуждали в табачном дыму за чашкой простывшего чая. И был среди этого шума и споров только один человек, который почти никогда ничего не говорил. Он был в этом доме частым гостем. Он сидел, прислонившись к стене, в низко надвинутой меховой шапке (в тот год в феврале было очень холодно). Иногда мне казалось, что ему неудобно сидеть на стуле, что он вдруг возьмет да и присядет на корточки, как это делали в лагерях старые зэки. Это был Варлам Тихонович Шаламов. Он почти ничего не говорил, очень редко задавал вопросы, но слушал других с напряженным вниманием. Помню, что однажды он исчез (я сразу это отметил, потому что он вызывал во мне какой-то особенно жадный интерес) и три дня не появлялся. А потом пришел снова. И как раз в этот день в «нашем доме» читалось вслух «Письмо старому другу».
Я тоже ходил туда каждый день - у меня, помимо живого интереса, была еще и своя задача - я собирал все документы о процессе Синявского и Даниэля, чтобы составить потом «Белую книгу».
[...] о том, что автором «Письма старому другу» был Варлам Тихонович Шаламов, окончательно я узнал, когда уже вышел из лагеря. Мне сказал об этом Леонид Ефимович Пинский, известный профессор-литературовед, в доме которого и собирался кружок старых зэков."
Ни сам Александр Гинзбург, ни "старые зэки" в записях Лысенко, в частности, за февраль 1966, не фигурируют, иначе говоря, по краткости записей гости и встречи зафиксированы только частично - скорее всего, в календарь заносилось только то, о чем существовала предварительная договоренность, об остальном он умалчивает.
Материалами и фотографиями обязан Михаилу Михееву и Людмиле Мазур, за что премного им благодарен. В календарике Евгении Лысенко, уточняет Михеев, "отмечены и такие ее работы и заботы, как стирка, глажка белья, уборка, магазин, поликлиника, хождение в издательства".
В.Ш. - Шаламов, Н.И. - Наталья Столярова, Н.Я. - Надежда Мандельштам. Упоминания о встречах с Шаламовым в выписках помечены крестиком (+), а знаком # начало новой строки.
__________
Выписки из календарей Евгении Лысенко 1965-67 гг.
1965
24 окт. (воскресенье) - В.Ш. +
20 нояб. - У Н.И.
24 нояб. У Мандельштам
29 нояб - Н.И.
1966
4 фев. - Шаламов. +
7 фев. - Шал. +
18 февр. - "Дж. и призр"* # Шал. +
28 апр. - Разговор с В.Ш. # Копелевы; +
30 апр. - У Н.Я.
20 мая - У Н.И.
28 мая - отдала Н.И.
29 мая - "Чевенгур" # У Н.И.
2 нояб. - В.Ш. [на след. день - в Переделкино] +
6 нояб. - Лунгины # Н.И.
1967
2 янв. Лунгины
26 марта В.Ш., Майя +
28 мая Н.И.
23 июня - у Неклюдовой** +
16 окт. - у Н.Я.М-м.
4 нояб. зв[онок] в Б[елую] Ц[ерковь] # Шаламов +
* Совершенно очевидно имеется в виду фильм Феллини "Джульетта и духи" (1965)
** Ольга Неклюдова, бывшая жена, в то время сожительница Шаламова в доме на Хорошевской,10
Страница календаря за февраль 66-го, отмечено три встречи с Шаламовым:
4 фев. Шаламов.
7 фев. Шал.
18 февр. - "Дж. и призр" # Шал.
Смотреть фотографии в хорошем качестве, архив с файлами, 2,9 МБ