В рамках работы над кандидатской диссертацией «Смертность заключенных в пенитенциарной системе Российской Империи и СССР: сравнение в историческом контексте» историк
corporatelie проводит сравнение статистики смертности заключенных в лагерях Сазлага НКВД и эсэсовском Бухенвальде на протяжении десяти лет (1931-40 гг.).
Анализ проведен весьма педантично и намеренно демонстрирует для сравнения «трудовой лагерь» (в отличие от «лагерей смерти» вроде Треблинки) Бухенвальд, всемирно известный как символ жесточайшего нацистского террора в пенитенциарной системе Третьего Рейха, и никому не известный Сазлаг - Среднеазиатский исправительно-трудовой лагерь (другие названия: СазУлон, Средне-Азиатские лагеря, Упр. Среднеазиатского ИТЛ и колоний НКВД Узбекской ССР, УИТЛК НКВД Узбекской ССР).
Переработав на глазах читателя массу материала, а также сопоставив смертность в Сазлаге со смертностью в тюрьмах печально знаменитой Французской Гвианы, Пруссии и т.д.,
corporatelie приходит к такому выводу (жирным шрифтом - в оригинале):
«Фундаментальный вывод следующий, - для Сазлага за репрезентативный отрезок в 10 лет (!) в плане смертности заключенных не существовало благополучных лет вообще.
Т.е. было или катастрофично плохо (1931-1934гг.,1938г.) или просто очень плохо (1935-1936г, 1937, 1939-1940гг). Таким образом, мы с большей долей вероятности можем характеризовать Сазлаг как лагерь перманентной катастрофы со смертностью заключенных с меняющейся интенсивностью. […]
В мирном, неголодном 1934 Сазлаг продолжает показывать крайне высокую катастрофическую смертность в 8% (уровень колониальных тюрем жесточайше эксплуатируемого Вьетнама), лишь в 1935г. смертность падает до 6.5% (уровень колониальных тюрем Гвианы) и до 1938г. держится около 5% отметки. На самом деле и 5% смертность в 1930-е годы смотрелась вполне чудовищно даже по гулаговским меркам.
В мирном неголодном 1938 году происходит очередная катастрофа, - cмертность подпрыгивает до отметки в 14% - в Сазлаге умирает почти каждый шестой заключенный (!).
[…] Напомню что именно такую смертность показывал одиозный Бухенвальд в самый страшный свой период Второй Мировой Войны в 1944г. А теперь стоп. Задумаемся на секунду, - в 1938г. нет ни голода, ни войны, но на советской земле есть лагеря, которые выбиваются в плане смертности в мировые антилидеры, т.е. смертность в Сазлаге хуже, чем средний уровень смертности в колониальных тюрьмах и соответствует уровню смертности Бухенвальда времен войны. Это совершенно ясный и четкий факт.
Мы можем наблюдать своеобразную предтечу Бухенвальда в виде Сазлага в мирном, не голодающем государстве в 30-е годы XX века».
Диаграмма смертности в лагерях и тюремных системах
«Останови, - пишет
corporatelie, - произвольного гражданина РФ сейчас на улице и спросите у него, что он знает о Сазлаге. Максимум, могут переспросить о Севвостлаге, ибо читали, допустим, Шаламова. Колыма известна, у нее были свои поэты и написаны десятки монографий. Но вот о среднеазиатских лагерях ОГПУ, тем более периода 1930-1934 гг. в современной России кроме горсточки наивно увлеченных специалистов не слышал никто.
Ну Сазлаг и Сазлаг, - в википедии этих лагов перечислено больше 50-ти, - скажет некритически мыслящий Интернет-серфер при упоминании СазУлона.
Другое дело Бухенвальд. Бухенвальд, уж просите это дурацкое слово, распиарен. О Бухенвальде что-то слышал даже самый распоследний двоечник-школьник. В самом слове «Бухенвальд» для русского человека уже заложен эмоциональный заряд и генерируется некий убийственный (вполне справедливый) образ чудовищной аномалии в плане смертности и несправедливости, ибо Бухенвальд получил свою интегральную оценку и дефиницию, - последнего коменданта Бухенвальда-то приговорили к смертной казни.
А теперь еще один фундаментальный вопрос, - ну да, мы с вами установили, что Сазлаг - это жуткое, проклятое место, где люди умирали в фантасмогорических пропорциях.
Любопытны судьбы тех, кто нес непосредственную ответственность за снабжение и медицинское обслуживание лагеря».
Дальше
corporatelie сравнивает судьбы коменданта Бухенвальда, штандартенфюрера СС Германа Пайстера, и лагерного начальства Сазлага - первый повешен, вторые «вполне успешно жили и работали, ездили отдыхать в отпуск за казенный счет, покупали колбасу в спецраспределителях ОГПУ, получали зарплату и премии, поднимались по карьерной лестнице».
Итожит исследование следующее резюме: «Лагерь, стоящий в совершенно аналогичной когорте по уровню смертности с Бухенвальдом и Дахау военного времени. Даже уже один этот факт поразителен. Ведь СССР 1930-1940 гг., - cтрана, находящаяся на мирном этапе своего развития, страна, восстановившаяся уже несколько раз после гражданской войны, побившая уровень 1913 года по, якобы, всем показателям.
Тем не менее, на территории СССР были лагеря с совершенно жуткой смертностью, превосходившие некоторые немецкие лагеря периода войны как в абсолютных, так и в относительных показателях. Ведь Сазлаг не единственный, - Кулойлаг, Темлаг, Каргопольлаг, Севвостлаг, Тайшетлаг, Свирлаг и т.д., - во всех этих лагерях в мирные 30-е случались поистине жуткие катастрофы со смертностью, - я постараюсь осветить их все.»
Рекомендую
прочесть работу полностью.